Здавалка
Главная | Обратная связь

Констатирующий этап.



На первом этапе нашего исследования отобразим общую картину проведенной деятельности. Цель: теоретические основы и природа индивидуальных особенностей личности близнецов. Методика исследования: близнецовый метод психологических особенностей членов пары, исследование близнецов как пары, метод контрольного близнеца. Проведение обследования: в процессе исследования систематически изучали развитие одних и тех же детей на протяжении довольно продолжительного отрезка их жизни. Организовать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей трудно, поэтому пришлось ограничиваться небольшим числом испытуемых. Лонгитюдное исследование в нашем случае дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личностей близнецов и выявить их причины. Вообще организация исследования предполагала одновременное использование других методов: наблюдения, тестирования, психографии и т.д.
Основным же недостатком выбранного нами исследования являлись значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение. Прежде чем приступить к исследованию кратко рассмотрим типы близнецов,происхождение групп близнецов и чтосказывается на признаках близнецов?[4].

Какие типы близнецов различают?


  • Однояйцовые (идентичные) по другому называют: - монозиготные.

  • Разнояйцовые (неидентичные) - дизиготные.


Происхождение каждой группы близнецов.


  • Однояйцовые – из одного оплодотворенного яйца.

  • Однояйцовые близнецы имеют общую плаценту.

  • Двуяйцовые – из двух яйцеклеток, оба плода развиваются самостоятельно.

  • Двуяйцовые близнецы имеют отдельные плаценты.


Как это сказывается на признаках близнецов?

Однояйцовые.


  • Всегда одного пола.

  • Внешне очень похожи.


Двуяйцовые.


  • Они могут быть одного пола и разных.

  • Внешне очень похожи, но сходство их не больше, чем между братьями и сестрами, родившимися в разное время.


В исследованиииспользовалиблизнецовый методсопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека предложенный Ф.Гальтоном в 1865 г. и основанный на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) - неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака [7].Приведем три экспериментальные схемы, которые, во-первых, важны для изучения явления близнецовости самого по себе (напомним, что наука о близнецах носит название гемеллологии), а во-вторых, имеют значение как обслуживающие близнецовый метод, поскольку некоторые особенности развития и взаимоотношений близнецов могут сказываться на оценках наследуемости.
1) Исследование близнецов как пары - предполагает исследование специфических близнецовых эффектов и особенностей внутрипарных отношений. Используется как вспомогательный метод для проверки справедливости допущения о равенстве средовых условий для партнеров МЗ и ДЗ пар.
2) Исследование одиночных близнецов. Предполагает сопоставление особенностей развития одиночнорожденных детей и детей, родившихся в многоплодных родах, при которых один из партнеров умер при рождении. Также является вспомогательным методом, позволяющим оценить влияние пренатальных особенностей развития близнецов на их дальнейшее развитие.
3) Сопоставление близнецов с неблизнецами. Также вспомогательный метод, позволяющий оценить существенность различий между близнецами и неблизнецами. Если близнецы и все остальные люди значимо не различаются, т.е. принадлежат к одной генеральной совокупности, данные близнецовых исследований могут быть распространены на всю популяцию. Несколько поясним назначение этого метода.
Цель близнецового исследования состоит в получении данных, применимых не только к самой выборке близнецов, но и ко всей популяции в целом. Чтобы выводы, сделанные в близнецовом исследовании, были справедливы и по отношению к одиночнорожденным, необходимо учитывать систематические различия между близнецами и неблизнецами[1]. Основная масса различий между близнецами и одиночнорожденными детьми связана с периодами раннего развития. Близнецы чаще рождаются недоношенными, у них чаще встречаются врожденные аномалии развития, их вес при рождении в среднем ниже веса одиночнорожденных детей, что отчасти объясняется большей частотой недоношенности. Частота мертворождений и детской смертности для близнецов также выше. У близнецов выше риск умственной отсталости. В среднем интеллект близнецов младшего возраста несколько ниже, чем у их сверстников-одиночнорожденных. По данным известного исследователя близнецов и близнецовости Рене Заззо, среднее значение коэффициента интеллекта (IQ) у близнецов ниже среднепопуляционного на 7 баллов. Чаще всего у близнецов оказываются сниженными вербальные способности. Когда проводили сопоставление выборки близнецов, чьи партнеры умерли в раннем детстве (т.е. практически близнецы из этой выборки воспитывались как одиночки), с выборкой одиночнорожденных, различий в когнитивном развитии обнаружено не было. Эти данные говорят о том, что некоторое снижение интеллекта у близнецов связано не столько с трудностями эмбрионального или родового периода, сколько с особенностями воспитания близнецов как пары. Во-первых, при рождении близнецов увеличивается нагрузка на семью, и у родителей остается гораздо меньше времени, которое они могут потратить на развивающие занятия с детьми. Во-вторых, растущие близнецы сами по себе являются социальной группой и испытывают меньше потребности в обмене информацией с внешним миром. Такая ситуация замкнутости близнецов друг на друга носит название "близнецовой ситуации" и часто приводит к отставанию близнецов в развитии[9]. Так, у близнецов может развиваться особый, понятный только им автономный язык, развитие же полноценной речи, в результате, отстает. Это явление более характерно для МЗ близнецов, которые отличаются большей привязанностью друг к другу. Такое отставание в речевом развитии легко преодолевается, если детей на время разлучают (например, помещают в разные группы детского сада), и они бывают вынуждены общаться с другими детьми и взрослыми[2].
Таким образом, некоторые особенности развития близнецов приводят к тому, что близнецы как особая часть популяции несколько отличаются от остальной ее части. Эти отличия более отчетливо заметны в раннем, особенно младенческом, возрасте. Со временем некоторое отставание близнецов в физическом и умственном развитии компенсируется, и, по большей части, близнецы становятся сопоставимы с остальной популяцией. Особое внимание при опытной работе уделили первой схеме: исследование близнецов как пары.
Результаты таких наблюдений, представлены в виде дневника. Здесь хочется подчеркнуть, что важным источником фактов, проливающих свет на закономерности психического развития детей участвующих в нашем исследовании были труды таких авторов ( как "Дневник развития ребенка" Н. А. Менчинской и "Близнецы" В. С. Мухиной).
В дневнике отмечали то, что показалось примечательным в действиях малышей, в их высказываниях, в играх и рисунках и т.д.

Формирующий этап.

Цель: общая характеристика ежедневных наблюдений. Методика исследования: систематически (сплошное) наблюдение в виде дневниковой формы записи. Проведение обследования: Семья, в которой живут близнецы преимущественно среднего достатка, к тому же является не полной.
Роза. и Катя. – ДЗ, 6 лет (женская пара) – родители развелись рано, в роду близнецов не было, есть старший брат (18 лет) от другого брака и дети отца, с которыми не видятся, обе похожи на мать.
Беременность у матери протекала нормально, но до конца не знала, что у нее будут близнецы, поэтому после родов испытала настоящий шок. Поскольку Р. в утробе «лежала на другой», то, по словам матери, она так и стала «забивать» другую. Вес у девочек был одинаковый – 2,600 г. За месяц набрали нормальный вес и в дальнейшем их развитие протекало как у обычных одиночнорожденных детей. Но свой собственный язык у них был до 2-х лет. В связи с этим мать не предпринимала никаких действий, считая, что «особый язык» пройдет сам. В результате нормальная фразовая речь появилась у девочек поздно. Отношения с братом изначально складывались хорошо. Он их опекал, и они образовывали своеобразную «триаду». Брат и мама хорошо понимали «интимный язык» близнецов, но в детском саду пришлось воспользоваться помощью логопеда. Отец ДЗ-близнецов ушел, когда им было по 2 года, и мать еще несколько раз выходила замуж, однако в результате у девочек не сложилось особого идеала мужчины. Впрочем, как и у сына.
Внешне девочки всегда были похожи, но пытались подчеркнуть свое различие. Особенно явно они стали это делать в пубертатном периоде. Несмотря на сходство, мать относилась к ним как к разным личностям, но одежду и игрушки покупала одинаковые, пока у близнецов не выявился особый вкус. Еще в раннем детстве девочки отличались по своим интересам. Роза. больше интересовали машинки, конструкторы, все, что можно строить и ломать. У Кати. интересы более женственные – куклы, платья. Изначально мать не пыталась разделять девочек, считая, что это не нужно и не удобно. Они ходили в одну группу детского сада и в один класс.
По характеру девочки абсолютно разные. Р. – «сорванец», действует напрямик, активно общается с мальчиками. К. более женственная, разборчива в отношениях с мальчиками.
Однако изначально в близнецовой паре было разделение на лидера и ведомого. Р. – лидер, К. – ведомая.
Мать растила детей, не применяя никаких особых наказаний. Они ничего от нее не скрывают и считают маму своей подругой. Проблемы решают разговорами. Сдерживающим фактором у девочек является то, что они боятся по-настоящему обидеть мать. Но мать, являясь авторитетом у близнецов, ждет большего послушания от К., чем от Р.
Существуют множество факторов, где не последнюю роль, как уже было сказано, играет семья. У них на данный момент не очень хорошие, по словам матери, отношения с братом («холодная война»), которого она всегда ставит девочкам в пример.
Со слов матери у девочек существует свой особый язык. Когда маленькие дети всегда вмести, им проще выдумать свой язык, нежели учить общепринятый. В отношении с сестрой К. вполне осознает себя как подчиняющуюся сторону, поскольку воспринимает Р., как серьезного человека, а себя считает достаточно легкомысленной. Конфликты у девочек случаются, но ссоры длятся не более 5 минут. Обе очень отходчивые и не злопамятные. За своим соблизнецом К. признает физическую силу, а также способность защитить ее. К. очень общительная, всегда пытается поддержать хорошие отношения не только со своими друзьями, но и с друзьями Р., хотя интересы и компании разные. Себя К. охарактеризовала следующим образом: «Просто бегаю, смеюсь, улыбаюсь». Считает себя активной, но данная активность бесцельно. Хотя, по словам матери, К. более целеустремленная, чем Р. В частности это относится к планам на будущее. По своим способностям обе девочки гуманитарии.
В отношении своего сходства у девочек мнения разные. К. это было неприятно, а Р. нравилось, когда окружающие обращали на них внимание. Но обе девочки любили путать людей, и добивались в этом успеха, несмотря на то, что К. всегда была повыше Р. К. сама признает, что Р. лучше заводит новые знакомства, а К. с ними в дальнейшем общается. Хотя характер у Р. довольно сложный. Однако девочки отрицают «холодную войну» с братом. К. к нему очень хорошо относится. С ним больше ругается Р., считая себя самостоятельной, а он «лезет не в свое дело».
Если возникает необходимость поделиться каким-либо секретом, то им проще все рассказать со-близнецу, несмотря на то, что у Р. есть и близкая подруга. Р. соглашается, что они с К. где-то дополняют друг друга, но в любом случае считает себя не связанно с сестрой. Иногда вообще забывает, что у нее есть со-близнец.
Итоговый этап.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.