Анализ результатов. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Принципы, заложенные Ф.Гальтоном в 1865 г. в основу близнецового метода не претерпели сколько-нибудь существенных изменений до настоящего времени. Однако в подлинно научный метод изучение близнецов превратилось в 20-е годы нашего столетия, когда появилось обоснованное представление о двух типов близнецов и надежные способы диагностики зиготности (Равич-Щербо И.В.) Чтобы различать МЗ и ДЗ – близнецов, в 1924 году Г.Сименс разработал «метод сходства» для выявления того или иного типа близнецовости. Он сравнивал ряд наследственных признаков – цвет глаз, волос, отпечатки пальцев. Фершюр О. (немецкий исследователь) в 1934 году составил специальную таблицу, где сходство близнецов определялось по ряду признаков, таких как группа крови, факторы крови, цвет глаз, волос, цвет кожи, форма кожи, брови, форма носа, складки языка, форма губ, форма уха, капилляры кожи, веснушки, дактилоскопические узоры. У МЗ близнецов должны быть сходны не менее 15 признаков. Есть еще один тест на определение зиготности. У одного близнеца берут кусочки кожи и пересаживают соблизнецу. Если они монозиготные, то кусочки кожи приживются очень быстро, а если дизиготные, то чужеродные клетки кожи могут начать отторгаться. Сейчас подобную процедуру не используют, поскольку есть возможность оценить ДНК – «фингерпринты» - индивидуальные последовательности оснований ДНК, которые уникальны у каждого человека, а у МЗ близнецов одинаковые. Однако главная особенность близнецов не только в том, что они имеют 100 или 50 % общих генов, но и в том, что подобное сходство способствует их специфическому развитию. Кратко отследив специфику развития метода близнецов в науке, необходимо вернуться к проблеме исследования, рассматриваемой в этой работе, а именно к психологическим особенностям близнецовой ситуации[3]. Помимо классического варианта, существует несколько разновидностей близнецового метода, в частности, метод разлученных близнецов, позволяющий наиболее четко разделить наследственные и средовые влияния, но особое внимание уделено в исследовании методу близнецов как пары, а так же методу контрольного близнеца[19]. Выводы по II главе:исследовательская работа, проведенная нами показала, что: близнецовый метод, предложенный Ф. Гальтоном в 1865 году, и окончательно разработанный Г. Сименсом в 1924 году является надежным способом диагностики зиготности (метод полисимптомного сравнения), базирующийся на оценке сходства и различия близнецов по целому ряду параметров. Каждый параметр в отдельности не позволяет вынести суждения о зиготности близнецов, но использование комплекса параметров позволяет проводить более надежную диагностику в качестве объекта исследований не только МЗ (монозиготных) близнецов, но и ДЗ (дизиготных) близнецов[23]. Принципы, заложенные Г. Сименсом в основу близнецового метода не претерпели сколько-нибудь существенных изменений до настоящего времени. Проанализировав научно-методическую литературу, мы осуществили опытно-практическую часть нашего исследования и доказали верность выдвинутой гипотезы. Выяснили что, в саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора:
Основными факторами доминирования одного близнеца над другим является не только биологические особенности каждого из них, но и физическая среда. Средовые условия развития дизиготных близнецов не влияют на их внутрипарное сходство по психологическим характеристикам, но существует разница в аффективных установках дизиготных близнецов, участвовавших в исследовании. А самое главное, выяснилось, что близнецы не считают близнецовость чем-то особенным.
На основе проведенного исследования по заданной тематике можно сделать выводы, что близнецовая ситуация увеличивает внутрипарное сходство близнецов их психической жизни. В процессе работы были реализованы поставленные задачи, а именно:
Список использованной литературы: 1. Бумсма Д., Ван Баал К. «Лонгитюдное генетическое исследование показателей IQ у близнецов 5-7 лет» № 4, 1997 год «Вопросы психологии». 2. Болтунов А.П. Педагогическая характеристика ребенка. М.;Л., 1926, с. 12 3. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. 125 с. 4. Вальтер Ф. Близнецы. М., 1985. 5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — М.: Просвещение, 1997. — 323. 6. Журавлев Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. М.: Издательство МГОУ, 2003. - Глава 4. С. 38-61. 7. Зырянова Н. М. Близнецы. — М., 2006. 8. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41. 9. Костина Е. Близнецы. — М.: Семья, 1998. 10. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956. 11. Морозова Т.Б. Личностное развитие близнецов в процессе общения. // Педагогика 2003. №3. с.23-25. 12. Мухина В. С. Близнецы. — М.: Народное образование, 1997. 13. Малых С.Б., Сибурина А.Ю. Я или МЫ: Как растить близнецов. М.,2006. 14. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет: Дневник развития дочери. М., 1996. 15. Равич-Щербо И. В. Психологическая диагностика. Ред. К. М. Гуревича. М., 1981. 16. Равич-Щербо И.В. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Психология"/И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко; Под ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000.-447 c. 17. Психологические очерки о близнецах/ Семенов В. В., Кочубей Б. И., Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. — М., 2003. 18. Сергиенко Е. А., Рязанова Т. Б., Виленская Г. А., Дозорцева А. В., Развитие близнецов и особенности их воспитания, М.: Институт психологии РАН, 2000. 19. Фридрих В. Близнецы. М.: Прогресс, 1985. 20. Философская энциклопедия, т. 3, с. 409. 21. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до 7 лет. — М.: Просвещение, 1990. С-328. 22. www.psychology-online.net/.../doc-1211.html / М.Б. Михалевская, Т.В. Корнилова. Метод наблюдения в психологии. 23. www.portal-bliznetsy.ru/index.php/ «Психологические особенности близнецовой ситуации».
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|