Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ результатов.



Принципы, заложенные Ф.Гальтоном в 1865 г. в основу близнецового метода не претерпели сколько-нибудь существенных изменений до настоящего времени. Однако в подлинно научный метод изучение близнецов превратилось в 20-е годы нашего столетия, когда появилось обоснованное представление о двух типов близнецов и надежные способы диагностики зиготности (Равич-Щербо И.В.) Чтобы различать МЗ и ДЗ – близнецов, в 1924 году Г.Сименс разработал «метод сходства» для выявления того или иного типа близнецовости. Он сравнивал ряд наследственных признаков – цвет глаз, волос, отпечатки пальцев. Фершюр О. (немецкий исследователь) в 1934 году составил специальную таблицу, где сходство близнецов определялось по ряду признаков, таких как группа крови, факторы крови, цвет глаз, волос, цвет кожи, форма кожи, брови, форма носа, складки языка, форма губ, форма уха, капилляры кожи, веснушки, дактилоскопические узоры. У МЗ близнецов должны быть сходны не менее 15 признаков. Есть еще один тест на определение зиготности. У одного близнеца берут кусочки кожи и пересаживают соблизнецу. Если они монозиготные, то кусочки кожи приживются очень быстро, а если дизиготные, то чужеродные клетки кожи могут начать отторгаться. Сейчас подобную процедуру не используют, поскольку есть возможность оценить ДНК – «фингерпринты» - индивидуальные последовательности оснований ДНК, которые уникальны у каждого человека, а у МЗ близнецов одинаковые. Однако главная особенность близнецов не только в том, что они имеют 100 или 50 % общих генов, но и в том, что подобное сходство способствует их специфическому развитию. Кратко отследив специфику развития метода близнецов в науке, необходимо вернуться к проблеме исследования, рассматриваемой в этой работе, а именно к психологическим особенностям близнецовой ситуации[3].

Помимо классического варианта, существует несколько разновидностей близнецового метода, в частности, метод разлученных близнецов, позволяющий наиболее четко разделить наследственные и средовые влияния, но особое внимание уделено в исследовании методу близнецов как пары, а так же методу контрольного близнеца[19].
В ходе опытного эксперимента выяснили что, в саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора: как уже говорилось ранее, отношение окружающих (родителей) к близнецам и отношение близнецов между собой. Отношение окружающих выражается в подчеркивании сходства близнецов и стремлении к их индивидуализации. Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер – ведомый». Факт доминирования наблюдается у ДЗ – близнецов больше. Основными факторами доминирования одного близнеца над другим является не только биологические особенности каждого из них (рост, вес при рождении, внутриутробное положение), но и физическая среда[2]. У ДЗ близнецов играет роль порядок рождения и рост/вес при рождении. Определенные средовые условия могут увеличивать или уменьшать внутрипарное сходство показателей ДЗ близнецов по изучаемому признаку. Однако средовые условия развития ДЗ близнецов не влияют на их внутрипарное сходство по психологическим характеристикам, которое определяться реальной зиготностью, а не воспринимаемой. Вызывает сомнение и то, что под влиянием внешней среды могут измениться такие основные черты, как, например, черты темперамента. Воспитание и наследственность может иметь ощутимое влияние на личность без того, чтобы происходили глубокие изменения ее структуры. У наших ДЗ близнецов с рождения существует разница в аффективных установках: склонность к плачу, способность успокоиться, готовность улыбнуться и т.д. Генетические различия между детьми в младенчестве происходят вследствие функциональных различий из-за ограниченных возможностей переработки информации и сильнее проявляются по мере взросления ребенка.
Изучаемая психологическая характеристика чувствительна к тем средовым условиям, равенство которых нарушается, показатель наследуемости, получаемый в близнецовом исследовании, искажается. В ходе исследования была поставлена задача по выявлению проблем, связанных с близнецовостью, т.е. психологические проблемы близнецовой ситуации. Однако как выяснилось, близнецы не считают близнецовость чем-то особенным[12].

Выводы по II главе:исследовательская работа, проведенная нами показала, что: близнецовый метод, предложенный Ф. Гальтоном в 1865 году, и окончательно разработанный Г. Сименсом в 1924 году является надежным способом диагностики зиготности (метод полисимптомного сравнения), базирующийся на оценке сходства и различия близнецов по целому ряду параметров. Каждый параметр в отдельности не позволяет вынести суждения о зиготности близнецов, но использование комплекса параметров позволяет проводить более надежную диагностику в качестве объекта исследований не только МЗ (монозиготных) близнецов, но и ДЗ (дизиготных) близнецов[23]. Принципы, заложенные Г. Сименсом в основу близнецового метода не претерпели сколько-нибудь существенных изменений до настоящего времени. Проанализировав научно-методическую литературу, мы осуществили опытно-практическую часть нашего исследования и доказали верность выдвинутой гипотезы. Выяснили что, в саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора:


  • отношение окружающих (родителей) к близнецам;

  • отношение близнецов между собой.


Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер – ведомый»[11].

Основными факторами доминирования одного близнеца над другим является не только биологические особенности каждого из них, но и физическая среда.

Средовые условия развития дизиготных близнецов не влияют на их внутрипарное сходство по психологическим характеристикам, но существует разница в аффективных установках дизиготных близнецов, участвовавших в исследовании.

А самое главное, выяснилось, что близнецы не считают близнецовость чем-то особенным.


Заключение.

На основе проведенного исследования по заданной тематике можно сделать выводы, что близнецовая ситуация увеличивает внутрипарное сходство близнецов их психической жизни.
Анализ научной и художественной литературы, специализированных изданий и Интернет-ресурсов дали почву для проведения практического исследования с целью доказательства выдвинутой гипотезы. В нашей работе были исследованы, проблемы метода наблюдения в науке и практике, а также, проведена работа по организации исследования индивидуальных отличий близнецов. Исследование проводилось в течение трех месяцев 2010 г., и увенчалось успехом, так как удалось отследить основные факторы психического развития близнецов, влияние средовых условий для определения внутри парного сходства ДЗ близнецов по изучаемому признаку, выявить разницу в эффектных установках, а так же выяснить, что близнецы не считают близнецовость чем-то особенным.

В процессе работы были реализованы поставленные задачи, а именно:


  • Показано состояние проблемы наблюдения в науке и практике;

  • раскрыта сущность понятия «наблюдение»;

  • отслежена история возникновения метода наблюдения;

  • выявлены основные требования к организации наблюдения;

  • экспериментально показано применение метода наблюдения в психологии на примере изучения межличностных особенностей близнецов.


На основе проведенного исследования главным выводом является именно то, что близнецовая ситуация является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Она играет одну из ключевых ролей в эмоциональном, когнитивном, личностном и социальном развитии близнецов. Это явление «своеобразная форма жизни в паре». Ее специфика, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. А значит, выдвинутая гипотеза доказана.


Список использованной литературы:

1. Бумсма Д., Ван Баал К. «Лонгитюдное генетическое исследование показателей IQ у близнецов 5-7 лет» № 4, 1997 год «Вопросы психологии».

2. Болтунов А.П. Педагогическая характеристика ребенка. М.;Л., 1926, с. 12

3. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. 125 с.

4. Вальтер Ф. Близнецы. М., 1985.

5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — М.: Просвещение, 1997. — 323.

6. Журавлев Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. М.: Издательство МГОУ, 2003. - Глава 4. С. 38-61.

7. Зырянова Н. М. Близнецы. — М., 2006.

8. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.

9. Костина Е. Близнецы. — М.: Семья, 1998.

10. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.

11. Морозова Т.Б. Личностное развитие близнецов в процессе общения. // Педагогика 2003. №3. с.23-25.

12. Мухина В. С. Близнецы. — М.: Народное образование, 1997.

13. Малых С.Б., Сибурина А.Ю. Я или МЫ: Как растить близнецов. М.,2006.

14. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет: Дневник развития дочери. М., 1996.

15. Равич-Щербо И. В. Психологическая диагностика. Ред. К. М. Гуревича. М., 1981.

16. Равич-Щербо И.В. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Психология"/И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко; Под ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000.-447 c.

17. Психологические очерки о близнецах/ Семенов В. В., Кочубей Б. И., Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. — М., 2003.

18. Сергиенко Е. А., Рязанова Т. Б., Виленская Г. А., Дозорцева А. В., Развитие близнецов и особенности их воспитания, М.: Институт психологии РАН, 2000.

19. Фридрих В. Близнецы. М.: Прогресс, 1985.

20. Философская энциклопедия, т. 3, с. 409.

21. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до 7 лет. — М.: Просвещение, 1990. С-328.

22. www.psychology-online.net/.../doc-1211.html / М.Б. Михалевская, Т.В. Корнилова. Метод наблюдения в психологии.

23. www.portal-bliznetsy.ru/index.php/ «Психологические особенности близнецовой ситуации».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.