Тема 29. Психолого-педагогический статус первоклассника
Параметры психолого-педагогического статуса
| Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащихся 1-х классов
|
1. Познавательная сфера:
1.1. Произвольность
психических процессов
| Высокий уровень учебной активации, самостоятельности.
Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий.
Совершение учебных действий по правилу и образцу. Поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебной задачи.
|
1.2. Уровень развития
мышления
| Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: выделение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.
|
1.3. Сформированность
важнейших учебных действий
| Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности.
Сформированность внутреннего плана умственных действий.
|
1.4. Уровень развития речи
| Понимание смысла текста и простых понятий. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи).
|
1.5. Уровень развития тонкой моторики
| Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию.
|
1.6. Умственная
работоспособность и темп умственной деятельности
| Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 минут.
Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом.
|
2. Особенности общения и поведения:
2.1. Взаимодействие со
сверстниками
| Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем
|
2.2. Взаимодействие с
педагогами
|
Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю.
|
2.3. Соблюдение социальных и этических норм
| Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения.
|
2.4. Поведенческая
саморегуляция
| Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований).
|
2.5. Активность и
автономность поведения
| Активность и самостоятельность в познавательной социальной деятельности
|
3. Особенности мотивационно-личностной сферы:
3.1. Наличие в характере учебной мотивации
| Желание учиться, идти в школу
Наличие познавательного и социального мотива учения
|
3.2. Устойчивое
эмоциональное состояние в школе
| Отсутствие выраженных противоречий между - требованиями школы (педагога) и родителей - требованиями взрослых и возможностями ребенка
|
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе
4.1. Отношения со
сверстниками
| Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками
|
4.2. Отношение с педагогами
| Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами
|
4.3. Отношение к значимой деятельности
| Эмоционально-положительное восприятие школы и учения
|
4.4. Отношения к себе
| Устойчивая положительная самооценка
|
Диагностика готовности к школе и развивающая работа с детьми, не готовыми к школьному обучению.
Диагностика психологической готовности к школе должна проводиться прежде всего в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка. Если диагностика проводится непосредственно перед поступлением детей в школу, то детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Могут быть следующие цели диагностики готовности к школе:
1) понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
2) выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
3) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
4) отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе.
Последнее допускается только по отношению к детям шестилетнего возраста. Психологические исследования показали, что обучение с 6 лет целесообразно лишь при наличии психологической готовности ребенка к школе. В противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому и физическому развитию.
В зависимости от того, каких теоретических взглядов придерживаются психологи на проблему готовности к школе, они используют те или иные методы диагностики, которые условно можно разбить на следующие большие группы:
— тесты школьной зрелости;
— тесты готовности к школе (тесты достижений и тесты способностей);
— методы определения сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью.
Диагностическая программа по определению психологической готовности детей б—7 лет к школьному обучению Н.И. Гуткиной.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.