Здавалка
Главная | Обратная связь

Личность и коллектив их связи и отношения



Отношения в группах по мере их превращения в коллективы закономерно изменяются. Сначала они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится друг к другу) , затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в данный момент времени. Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств. Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создаёт для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отличается от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений. 6) онятие об инновационной педагогической деятельности Многовековой опыт человечества убедительно доказывает, что общество, которое всегда учится, имеет больший потенциал для развития. Вот почему процесс поступательного развития напрямую связан с обновлением, совершенствованием, перестройкой системы образования. Обновление образования может идти двумя путями: ― в ходе реформирования, т.е. «сверху», через деятельность министерств и ведомств, принимающих решения об изменении содержания образования, структуры образовательных учреждений, принципов деятельности школы; ― в ходе инновационной деятельности, т.е. «снизу», через работу отдельных педагогов и целых творческих коллективов, создающих новое в содержании образования, методах, формах и средствах обучения. Термин "инновация" (от латинского innovatio), широко распространенный в различных отраслях человекознания и воспринимаемый как синоним к понятию "новшество", впервые появился более 100 лет назад в культурологии и лингвистике. Понятие "инновационная деятельность" вошло в научный обиход с 70-х годов нашего века, сначала применительно к экономике, а затем и к другим сферам жизнедеятельности человека. Педагогическая инноватика как отрасль педагогики в нашей стране наука молодая, в зарубежной педагогике исследование инноваций ведется с 60-х годов, имеет несомненные успехи и отличается ярко выраженным прикладным характером. Понятие об инновационной педагогической деятельности сравнительно недавно вошло в наше сознание и понимается как изменение, обновление, улучшение в различных сферах учебного процесса: - содержании образования, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам; - технологиях и средствах обучения, в учебном оборудовании, наглядных пособиях; - организации обучения с помощью микроЭВМ и мультимедийных технологий учебного процесса; - обучении в специализированных классах и школах; - комплексном обучении; - образовательном стандарте и стандартизации программных требований к учебному процессу; - организации школ нового типа; - оценке результативности обучения с помощью тестов и других инструментов, замеряющих косвенные результаты; -отношениях в системе «преподаватель-учащиеся». Таким образом, под инновационной педагогической деятельностью понимается практика обучения и воспитания, создаваемая отдельными педагогами и целыми творческими коллективами для поиска эффективных путей разрешения актуальных проблем, поставленных перед современной школой требованиями времени. Говоря об инновационной педагогической деятельности, необходимо отметить следующие важные параметры: · инновационной педагогической деятельностью можно считать только реальную работу педагогов, связанных с системой образования (дошкольного, школьного, дополнительного); · инновационная педагогическая деятельность существовала всегда, поскольку на любом этапе развития общества возникала потребность в обновлении существующей педагогической практики в соответствии с требованиями времени; · инновационная педагогическая деятельность выявляется только при сравнении с деятельностью традиционной (массовой) – педагогической практикой, характерной для большинства педагогов данного исторического этапа развития образования; · со временем происходит «старение» инновационной педагогической деятельности, т.е. ее слияние с традиционной (массовой) практикой. Анализ исторического материала показывает, что инновационная педагогическая деятельность всегда была свойственна педагогической действительности, определяла процессы ее обновления, совершенствования и развития, о чем свидетельствует история становления педагогической мысли. Еще во времена Древней Греции зародились и дошли до наших дней знаменитые сократические беседы, которые считаются одним из первых инновационных методов в педагогике и рассматриваются сегодня как прообраз проблемного и развивающего обучения. Инновационной для своего времени была педагогическая практика великого чешского дидакта Я.А. Коменского, который заложил основы классно-урочной системы, ввел в режим деятельности школы основополагающие понятия: "учебный год", "триместр", "каникулы", "учебный день", "урок", "перемена", "класс" и т.д. Он был одним из первых педагогов, последовательно обосновавших принцип природосообразности как основу саморазвития личности. В его взглядах ребенок предстает как "микрокосм", закономерности формирования личности которого тесно взаимосвязаны с глобальными законами природы. Наиболее радикальные инновационные процессы в педагогической практике развивались на рубеже ХIХ и ХХ веков, когда успехи в различных областях человековедения обострили интерес к формирующейся личности. В связи с этим следует отметить Э. Кей (движение за свободу в воспитании личности), Д. Дьюи (рабочая школа и активная школа), Р.Штайнера (Свободная вальдорфская школа), С. Френе (конструирование развивающей среды), Д.Килпатрик (метод проектов), М.Монтессори (система развивающего воспитания) и др. Не менее значительно и многопланово развивалась инновационная деятельность в отечественной педагогической практике. В результате этого были разработаны интересные нововведения, многие из которых еще ждут своих исследователей: антропологический принцип в педагогике (К.Д.Ушинский), работа с трудновоспитуемыми подростками (коммуна имени Горького А.С.Макаренко, школа имени Достоевского В.Н.Сорока-Россинского), технология бригадно-лабораторного метода, работа на основе дифференцированного подхода к учащимся (Дальтон-план) и многое другое. В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века перед школой был поставлен социальный заказ – связать обучение и воспитание с жизнью, с трудом. Инновационная педагогическая деятельность этих лет развивалась, в основном, в рамках совершенствования методики отдельных предметов или отдельных приемов и методов работы. Наиболее успешно велась работа по следующим направлениям: ― разработка эффективной связи обучения с трудом (Ставрополь); ― поиски путей н средств преодоления второгодничества (Ростов); ― совершенствование учебного процесса па уроке (Липецк); ― возможности проблемного и программированного обучения (Казань). Инновационная педагогическая деятельность 50-х – 60-х годов обогатила педагогическую науку и практику нетрадиционной структурой урока, методикой проблемного и программированного обучения, разнообразными формами индивидуальной работы с учащимися. Усиление инновационной педагогической деятельности на современном этапе, глубинный характер большинства выдвигаемых идеи и сила их влияния на массовую практику обусловлены, на наш взгляд, следующими причинами: ― масштабностью социальных задач, адресованных школе; ― решением вопросов образования на государственном уровне; ― стремлением интегрировать усилия педагогов-теоретиков и учителей-практиков; ― возросшей инициативой педагогов, осознающих актуальные требования времени; ― гибкостью управленческой структуры, дающей отдельным учителям и целым коллективам право на поиски и эксперименты во всех сферах жизнедеятельности школы; ― широкой пропагандой педагогических инноваций по различным каналам коммуникативной связи; ― высоким уровнем массовой педагогической практики, обусловленным теоретико-методологической и организационно-методической подготовленностью современного учительства. На различных этапах своего развития инновационная педагогическая деятельность, связанная с поиском новых форм, средств и содержания школьного образования, чрезвычайно расширила представления о путях управления интеллектуальным и нравственным развитием школьников. Появление авторских учебных программ, в которых получили выражение высокая профессиональная культура и духовные устремления их создателей, стало важным симптомом ломки традиционных рамок, определяющих содержание обучения в школе. Программы, разработанные художниками и музыкантами (Б.М. Неменский, Д.Д. Кабалевский), философами (B.C. Библер, Г.С. Батищев), историками и математиками, явились каналом проникновения новых идей, заставивших переосмыслять содержание учебных программ в соотнесении с масштабами всей современной культуры. Характерной чертой нынешнего этапа инновационной деятельности является интерес к педагогическому наследию, актуализация новаторских поисков прошлого, переосмысление старых идей в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Многие продуктивные педагогические идеи современности опираются на инновационные поиски и находки 20-х, 30-х, 50-х годов. Так, в методике крупноблочного изучения материала, разработанной В. Ф. Шаталовым, видят влияние комплексно-целевых программ ГУСа. В создании классов выравнивания лежит принцип исследовательских методик обучения (Дальтон-план) и авторской школы С.Т. Шацкого. Систему опережающего обучения С.Н. Лысенковой соотносят с методикой комментированного письма липецких учителей. На практических занятиях по физике, химии, биологии успешно применяют элементы бригадно-лабораторного метода.
   






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.