Здавалка
Главная | Обратная связь

Агрессивность как свойство личности

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

 

 

Раздел: Психология

Тема: Агрессия у подростков

Автор: Гайсанов Руслан

Научный руководитель: Галаева Л.И.

Место выполнения работы: Гимназия №1 г. Назрань

 

Введение:

 

Актуальность темы исследования: Повышенная агрессивность детей
является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов
и психологов, но для общества в целом. Актуальность темы несомненна,
поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это
вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

1. ухудшение социальных условий жизни детей;

2. кризисом семейного воспитания;

3. невнимание школы к нервно - психическому состоянию детей;

4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в
виде повреждений головного мозга ребенка;

Свою долю вносят и средства массовой информации, кино и видео индустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от
резких высказываний до физических действий, являя собой тот резкий случай когда большой ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко - ответную агрессию, даже со стороны специалистов.

Агрессивные дети - один из самых малоуправляемых и плохо поддающихся терапии контингентов больных. Проявления агрессивности чаще всего встречаются при психических заболеваниях, первое место в терапии которых принадлежит, естественно, медикаментозной, биологической терапии. Однако и психокоррекционные методы играют
здесь весьма важную роль, ибо без них адаптация ребенка, или подростка к окружающей социальной среде невозможна.

Целью настоящей работы является исследование проблемы подростковой агрессии и выявления преобладаемого типа агрессии.

Агрессивность как свойство личности

Чтобы выявить особенности проявления агрессивности, для начала нужно определить понятия «агрессия» и «агрессивность» и понять, для чего человек снабжен этим механизмом реагирования. Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adraddi (где ad- на, gradus- шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами- родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» (Э. Фромм).

Исследователи агрессии имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет, и следует ли ее расценивать как положительное или как отрицательное явление. Сегодня многие авторы сходятся на том, что агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, нежелающему подобного обращения. По их мнению, агрессия имеет место тогда, когда результатом действий являются какие- либо негативные последствия. Другие с этим не согласны.

Наше отрицательное отношение к агрессии вызвано тем, что мы постоянно путаем два понятия: агрессию и насилие. Насилие - не только и не столько проявление биологических поведенческих стереотипов, сколько специфический человеческий феномен: оно выходит за пределы целесообразности и является целевым, осознанным воздействием на других. Основной мотив насильственного поведения - самоутверждение за счет другого.

Напротив, агрессивные тенденции заложены в самой природе человека, а радость, получаемая от разрушения и применения насилия, - его первозданное свойство. Страсть человека к разрушению научно описал еще 3. Фрейд: наряду с либидо она является одним из двигателей развития общества.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В основе многих научных представлений об агрессии и агрессивности лежит теория Джона Долларда, которая утверждает следующее: "Возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот - наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности". Фрустрацию могут вызывать множество различных реакций и агрессивность лишь одна из них. Агрессивность наряду с тревогой, страхами, чувством вины, неполноценности и неудовлетворенности является проявлением психоэмоционального стресса. Эту точку зрения поддерживает и Розенцвейг, который считает, что фрустрация неизбежно вызывает агрессию.

Фрустрация возникает тогда, когда организм или личность встречает на пути к удовлетворению какой-либо жизненно важной потребности непреодолимые препятствия или ограничения. Препятствия на пути к достижению цели встречаются довольно часто, причем они имеют и положительное значение, так как принуждают человека мобилизовать все свои способности и силы на их преодоление. Однако, фрустрация более чем препятствие, это срыв деятельности, вызывающий у субъекта особое интенсивное переживание или состояние.

Чем ребенок моложе, тем скорее можно ожидать, что в фрустрационной ситуации он будет реагировать непосредственным аффектом злости, сопровождаемым тенденцией устранить предмет, вызывающий фрустрацию, или плачем, причем в обоих случаях неупорядоченной активностью. У подростков агрессивные тенденции могут находить свое удовлетворение в фантазийной продукции. Противоположностью агрессии по Мейеру является фиксация, т.е. привлечение к фрустратору, что проявляется в виде стереотипности апперцепции и мышления. Следующими возможными способами ответов на фрустационные ситуации является страх, депрессия, регрессия поведения.

Рассмотрим мотивацию, направленную на преодоление препятствия на пути реализации исходных мотивов. Ситуация, в которой такое препятствие возникает, называется стресс, ситуация стресса. Например, ученик, который боится, что пострадает его престиж, постоянно фрустрирова. Фрустрация вообще является характерным состояниемдетскоговозраста.

Принято считать, что организм обладает способностью сопротивляться фрустрации без того, чтобы произошел срыв приспособления. Такая способность организма обозначается как толерантность по отношению к фрустрации. Эта толерантность сохраняется до тех пор, пока индивид не прибегнет к какой-либо неадекватной реакции с целью преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Если возникают подобные неадекватные реакции на условия фрустрации, то необходимо сказать о реакциях на фрустрацию.

Основные реакции:

1. Агрессия является самой естественной и чаще всего встречающейся реакцией на фрустрацию. Целью агрессии в этом случае является устранение препятствия. У детей это чаще всего прямая форма агрессии. С возрастом проявления прямой агрессии уменьшаются.

Регрессия является еще одной типичной формой реагирования на фрустрацию. Она предполагает по сути механизм, обеспечивающий удовлетворение потребности индивида более легким, доступным и простым путем - путем более простых уровней активности, характерных для предшествующих стадий. Некоторые авторы обращают внимание на то, что регрессия может представлять начало более важных нарушений личности.

2. Подавление - это такая реакция на фрустрацию, в которой индивид пытается сохранить равновесие путем подавления тех чувств, переживаний и впечатлений, которые могли бы его ранить, так, как будто бы он хочет забыть про них.

3. Компенсация является следующей очень важной формой реагирования на фрустрацию. Это естественный путь замены какого-то дефицита или дефекта другими возможностями, причем формы компенсации могут быть различными.

4. Уход как форма реагирования на фрустрацию проявляется также довольно часто. Если человек не может справиться с какой-либо ситуацией, он треснет дверью, выругается, уйдет и т.д.

В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий. « Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стрессовое и другие состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением». Агрессивные действия выступают в качестве:

1. Средство достижения какой - либо значимой цели.

2. Способа психологической разрядки.

3. Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждения.

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснования мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность.

По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:

 

1. Недостаточное развитие интеллекта;

2. снижение самооценки

3. низкий уровень самоконтроля

4. неразвитость коммуникативных навыков

5. повышенная возбудимость нервной системы вследствие
различных причин.

Агрессивность - свойство личности или показатель ее дезадаптации?

Сейчас можно считать установленным, что плохое обращение с
детьми способствует их агрессивному поведению во взрослом возрасте,
иначе говоря, жестокость порождает жестокость в ряду поколений, и
механизм этого воспроизводства в основном социальный.

В связи с этим разные варианты отклонения поведения,
алкоголизацию, наркоманию, невротизацию, а также многие
хронические болезни внутренних органов можно расценивать как
разные варианты (или разные этапы) одного и того же процесса -
процесса дезадаптации в социальном (отклонения в поведении) и
медицинском (болезни) понимании. В настоящее время предполагается,
что 80% пациентов с самой различной патологией (гипертоническая
болезнь, бронхиальная астма, обструктивный бронхит, язвенная болезнь
желудка и двенадцатиперстной кишки и проч.) в основе своей болезни
имеют ту или иную остро или длительно действующую
фрустрирующую ситуацию. Среди социальных дезадаптантов
(алкоголиков, наркоманов, лиц, совершающих противоправные
действия) этот процент еще выше и достигает своей верхней границы
(100%).

Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Такие формы поведения, если они не наносят вред окружающим людям, могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью - наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия.

Особенности проявления детской агрессивности

Формирование детской агрессивности

В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия.

Проявление агрессивности является одним из способов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности у ребенка видны уже на третьем месяце жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие предметы. Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, при чем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход, психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ З. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам.

Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость.

Согласно Г. Паренсу, следует считать, что у детей, как и у взрослых

существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая –Механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите

своих прав и интересов и служит для развития познания и способности
положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание
причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого
поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как
черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

Однако у некоторых детей она вероятно
запрограммирована биологически и проявляется с первых месяцев жизни активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством
достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и
избавиться от чего - либо неприятного, мешающего.

Варианты проявления детской агрессивности.

Классифицировать варианты проявления детской агрессивности
можно по- разному - можно применить общие схемы, но удобнее
использовать специальные классификации, отражающие возрастные
особенности проявления агрессии.

И. А. Фурманов (1996), основываясь на проявлении агрессии, выделяет
четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии

Это активные, деятельные, целеустремленные ребята, отличающиеся
решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и
авантюризмом.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии

Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные
тревожность сомнения и неуверенность в себе. Они активны и
работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к
сниженному фону настроения.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии

Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый
самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая
осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах

своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма

Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний.

И. А. Фурманов (1996) делит агрессивное поведение детей на две формы, сходные с поведенческой и психотической:

А. Социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляций поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию -для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию, поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают.

Б. Несоциализированная. Дети обычно страдают какими- нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофриния, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями ( тревога, страх). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на стрессовую ситуацию. Личными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего вербальной и косвенной агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

 

 

Структура и особенности личности подростка

Подростковый период - это переход из детства в зрелость. Это период от 11 до 18 лет и его часто упоминают как возраст тинейджеров. В отличие от латентного подростковый период обозначен значительными изменениями во всех сферах развития ребенка. От стадии конкретного действенного мышления ребенок переходит в стадию формального логического мышления. Однако самые интенсивные изменения происходят в эмоциональном и социальном аспектах. Основная характеристика этого возраста - это поиск своей личностной идентичности. Часто этот процесс является источником конфликта со взрослыми в жизни ребенка, когда взрослые часто рассматриваются как старомодные, ригидные и ограничивающие детей в поведении. Подростки ищут привязанности среди других тинейджеров, развивая и испытывая первую эмоционально значимую взаимосвязь вне семьи. Эмоциональный кризис, который сопровождает подростковый возраст, делает их более восприимчивыми к различным типам рискового поведения, таким как: алкоголизм, неразборчивость в отношениях, употребление наркотиков, вандализм, правонарушения и насилие, - все это может отразиться на их более позднем функционировании как взрослых.

Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, отличаются от тех, с которыми ребенок сталкивается в более ранний период. Подростковый период - это также период, когда от подростков ждут принятия большей ответственности признанием своих возможностей и слабостей и также принятия решения, которое отразится на их выборе профессии, сформирует их идентичность и способность мириться с законами общества.

Поскольку сложность задачи развития иногда подавляет способности молодых людей, в этих обстоятельствах важно выявить их потребности, общаться с ними в поддерживающей и открытой манере и предлагать им помощь, в которой они нуждаются.

Подростковый период также называют критическим. В этот период формирования личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов, отношений. Если изменения проходят быстро и интенсивно, то развитие приобретает скачкообразный и бурный характер. Эти изменения сопровождаются большими субъективными трудностями, возникающими у ребенка. Они вызывают у него сильные переживания, которые он не может объяснить. Психологи называют их фрустрациями. О них я расскажу чуть позже.

Причины кризиса и противоречий подростка являются предметом изучения психологии развития. Философы определяют противоречия как взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта, которые одновременно находятся в единстве и взаимопроникновении. Они могут быть основные и неосновные, внутренние и внешние, существенные и несущественные.

В психологической литературе противоречия подростка рассматриваются как возрастные кризисы. Лев Толстой назвал их «пустынями отрочества», суть которых - в огромной энергии, рвущейся наружу для того, чтобы заявить о себе. Но многое непонятно во взрослом мире. Как им вписаться в него, овладеть им, если еще нет необходимых жизненных навыков?

Есть несколько типов противоречий в формировании личности подростка. Перечислим основные: противоречие между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения; противоречия между типом образования и возможностями подростка; противоречие между особенностями обучения в начальной школе и средней; противоречие между массовым характером обучения и индивидуальными познавательными маршрутами; противоречие между старым и новым; противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения; потребности проявить себя в среде сверстников, желание показаться интересным и привлекательным, особенно противоположному полу, и переживания по поводу внешности.

 

Формирование подростковой агрессивности.

Особое место занимает подростковая агрессивность. Некоторые
ученые рассматривают этот период как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек
сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в
близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить
собственную идентичность. В подростковом возрасте ребята, как
известно, стараются избавиться от зависимости от родителей и вести себя
максимально самостоятельно. В своем поведении они идентифицируются
уже не с отцом или матерью, а с другими значимыми для них людьми -
старшими друзьями, авторитетными педагогами, киногероями и пр. И
здесь агрессивный ребенок ведет себя не так, как более спокойные дети:
он противостоит родителям гораздо больше. Эти ребята чаще и лучше
общаются со сверстниками, даже с малознакомыми мужчинами, чем с
отцами, к которым стараются не обращаться за помощью без особой
необходимости. А если жизнь заставляет прибегнуть к родительской
поддержке, то это вызывает у них раздражение и неудовольствие.

Чего добиваются эти дети и особенно подростки своей

агрессивностью?

Они хотят, чтобы от них отстали, и, в конце концов, получают свое: от
них не ждут больших достижений и реже требуют выполнения
обязанностей.

Однако агрессивные дети платят за свою цену: они хуже
социализируются, поскольку не усваивают опыт взрослых и не участвуют в
разных способствующих взрослению делах.

Также для подростка наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки. Это очень сложный момент в жизни семьи. И родители должны понять, что, как бы им не хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка - конечно, не сразу и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучиться коммуникативности, должен большую часть времени проводить со сверстниками. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета - но действовать он должен сам.

Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:

1. Проявить открыто, получая жизненный опыт - следуя этим путем, он либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством.

2. Прятать и подавлять, становиться послушным пай - мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо

психосоматического заболевания.

 

 

Причины и специфика проявления агрессивности детей на

разных стадиях подросткового возраста

Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу "шумов", глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, старые разрушены, новые не созданы.

Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи.

Психический конфликт создает у детей тем более сильный очаг, ассимилирующий остальные переживания, чем больше контрастность вызывающих факторов. Он превращается в доминантную ситуацию по принципу доминанты Ухтомского. Здесь оказывает свое влияние также конативная персеверация.

Агрессивность подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его личности, темперамента, силы и уравновешенности нервных процессов, характера.

Нередко стремление высвободиться из-под опеки родителей приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов. Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка, подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально- психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности.

Если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания. И дело не только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий у девушек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжёлыми. При этом подростки женского пола всё чаще становятся «вдохновителями» и инициаторами нарушений поведения у мальчиков.

 

Существует много причин, приводящих к агрессивным поступкам, но
основными из них являются:

1. Стремление привлечь к себе внимание сверстников

2. Ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое
достоинство

3. Защита и месть

4. Стремление быть главным

5. Стремление получить желанный результат.

Проявление агрессии у подростков

Психологи выделяют два так называемых кризисных периода личностного роста, когда обостряется детская агрессивность. Первый наступает у ребенка в три года. Малыш произносит: "Я сам", - значит, он начинает ощущать себя личностью. Если ему хочется сделать что-то самостоятельно, ни в коем случае нельзя ему отказывать: запрет вызовет у него протест и как следствие - агрессию. Такие дети очень не любят, если родители что-то делают за них, и тем более возмущаются, если им что-то не разрешают. Например, если ребенок решил помыть пол, то пусть моет. Да, он сделает это хуже, чем мама, зато будет учиться.

Второй всплеск агрессивности появляется в пресловутом переходном возрасте. В душе подростка - настоящая буря. Он оказывается один на один со своими физиологическими и психологическими изменениями. Каждому подростку знакомо желание почувствовать себя взрослым. И в то же время он очень неуверен в себе. Свой страх перед надвинувшимся на него шокирующим, неизведанным миром подросток часто маскирует под внешнюю браваду и развязность. Мат, кстати, - это тоже своеобразная (пусть и неприличная, но все же) защитная реакция. Подростки склонны обижать детей слабее и младше. Часто ученик с физическим недостатком автоматически становится изгоем в классе, его все дразнят. И такое поведение сверстников вполне объяснимо. В этом возрасте характерны желание самоутвердиться, стремление завоевать авторитет и обратить на себя внимание, обычно за счет более слабых и безответных.

Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения, которая стоит перед каждым подростком. Например, статистика подростковой преступности насчитывает ежегодно более тысячи убийств, несколько сот изнасилований, десятки тысяч телесных повреждений и других правонарушений с очевидным агрессивным подтекстом. Более того, за последние десять лет все отчетливее обнаруживается их рост, притом, что общее количество правонарушений, совершенных подростками, уже три-четыре года имеет тенденцию к снижению.

Большинство исследователей уже давно сделали следующие выводы:

(1) подростковая агрессия имеет непосредственные корни в семье и ближайшем окружении подростка (например, в школе). Взрослые люди более самостоятельны, и зависимость их поведения от семейных и рабочих отношений относительно менее выражена;

 

(2) наиболее агрессивны подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания) и те, кто подвергается суровым наказаниям;

 

(3) агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением подростка: друзьями, учителями, СМИ;

 

(4) дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, поведение взрослых для них менее значимо; наиболее агрессивные дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди агрессивных сверстников, что лежит в основе формирования молодежных групп с выраженным асоциальным поведением: однажды отвергнутые, но сильные, они готовы бросить вызов всему обществу;

 

(5) средства массовой информации играют существенную роль в формировании агрессии у подростков, однако, речь не может идти о всех СМИ в целом, но лишь о конкретном издании, публикации, фильме и т.д.

 

(6) агрессивное поведение подростков, как правило, сопровождает плохое развитие социальных и когнитивных навыков, при ликвидации социального и когнитивного разрыва со сверстниками оно снижается, как это происходит, в частности, у лиц с пограничными формами умственной отсталости, которые резко отличаются от сверстников в школьные годы, но по достижении 18-22 лет приобретают профессию, вступают в брак, приобретают социальные навыки;

 

(7) агрессивное поведение в подростковом возрасте имеет различное продолжение в зрелости: социально обусловленные формы агрессии обычно убывают, в то время как биологически обусловленная агрессия возрастает;

 

(8) одной из форм псевдокомпенсации агрессивного поведения является аддикция, в первую очередь – употребление ПАВ.

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснования мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность.

По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:

6. Недостаточное развитие интеллекта;

7. Снижение самооценки

8. Низкий уровень самоконтроля

9. Неразвитость коммуникативных навыков

10. Повышенная возбудимость нервной системы вследствие
различных причин.

Педагог и подростковая агрессия.

Большинство педагогов сталкиваются с проявлениями подростковой агрессии ежедневно. И ежедневно вынуждены разрешать вопросы, порождаемые ей. Ряд педагогов отрицают существование проблемы, либо в целом, либо в тех подростковых коллективах, с которыми им приходится работать. Существует несколько типичных заблуждений в отношении подростковой агрессии:

 

(1) подростковая агрессия - неизбежна; разумеется, агрессия присуща человеку как биологическому объекту, и подросткам в частности, однако следует помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер и более брутальные формы, поэтому отрекаться от профилактики подростковой агрессии нелепо;

 

(2) подростковая агрессия – всегда следствие психической патологии; это далеко не всегда так, и, как правило, подростковая агрессия следствием психических расстройств не является; исследования показали, что наиболее опасные формы (насилие, убийства, терроризм) подростковая агрессия принимает в качестве извращенных реакций адаптации; механизм развития аномальных адаптационных реакций можно представить в виде следующей схемы: совокупность психотравмирующих факторов напряжение адаптационных ресурсов прорыв барьера психической адаптации (термин предложен Ю. А. Александровским) дистресс смещение компенсаторных механизмов из “социальной” в “витальную” плоскость аномальное реагирование, направленное на уничтожение травмирующего фактора;

 

(3) в нашей школе (нашем классе, отряде) этой проблемы не существует; увы, но даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы; в такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удерживать свое положение, вторые - исправить свое; как правило, большая часть коллектива (это и есть, собственно, показатель дружного класса или отряда) следует за лидерами, в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции, являющейся психотравмирующим фактором, провоцирующим агрессивное поведение; в роли аутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети с нарушением развития и дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей;

 

(4) проблема детской агрессии - проблема родителей, недостаток воспитания; скорее дело обстоит наоборот, поскольку в любой семье ребенок находится в более комфортных условиях, чем в подростковом коллективе, следовательно и факторов, провоцирующих его агрессивное поведение в рамках семьи меньше; многие родители диву даются, читая в дневниках записи о поведении их детей в школе, поскольку в домашних условиях их дети никогда так себя не ведут;

 

(5) подростковая агрессия - результат дурного влияния СМИ, подражания агрессивным персонажам фильмов и книг; увы, но это не подтверждается масштабными исследованиями; опыт показывает, что, например, после просмотра боевика шансы подростка совершить акт агрессии действительно выше, чем у его сверстников, но через 2-3 часа «готовность к агрессии» сравнивается со средними возрастными показателями.

 

 

Подростковая агрессия и родители.

Большинство родителей сталкиваются с проблемой агрессии в подростковой среде тогда, когда их дети оказываются в роли жертв. Если же ребенок удачно избегает неблагоприятных ситуаций, либо сам ведет себя агрессивно в отношении сверстников, вне семьи, проблема минует их внимание или, по крайней мере, не находится в его фокусе.

Большинство родителей косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и «если надо – драться», провоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей («с ними не дружи, у них родители - алкоголики») и нередко - межнациональную рознь.

Формально осуждая агрессивное поведение, они, однако, делают естественное исключение для собственного ребенка. Тем более их удивление, когда ребенок, достигнув подросткового возраста и вступив в естественную ситуацию смены референтной группы (мнение родителей и педагогов теперь становится менее веско, чем мнение подросткового коллектива), воспроизводит в своих отношениях внутри семьи давно выработанные стереотипы агрессивного поведения. Задача педагога в данном случае - быть наставником и советчиком для родителей, однако первым условием в данном случае является его высокая компетентность и авторитет.

Родители должны знать основные аспекты проблемы в первую очередь, со слов педагога, непосредственно работающего с их ребенком. Известные им аспекты поведения ребенка должны получить грамотную психологическую трактовку. В большинстве случаев рекомендуется проводить с родителями специальные семинары (не реже раза в месяц) и индивидуальные встречи (по крайней мере, раз в неделю). Это очень существенная нагрузка для педагога, если он будет действовать в одиночку. Чаще всего для проведения занятий рекомендуется приглашать специалистов, которые консультируют детей в данной школе, классе, но индивидуальные беседы с родителями должен проводить сам педагог. В ряде случаев можно сократить беседу и до непродолжительного телефонного разговора, но главное - поддерживать с родителями постоянный контакт.

Подростковая агрессия: причины и методы борьбы.

Об агрессии среди подростков слышали многие. Психологи уверены: она связана она с тем, что формирование внутреннего эмоционального мира молодой девушки или молодого человека происходит с определенным отставанием от нормального физиологического развития организма. Про другие причины развития этого явления – поговорим в статье дальше.

Причин подростковой агрессии — много! С проявлением агрессии у подростков можно столкнуться абсолютно неожиданно. Даже простое замечание по поводу курения или других вредных привычек у тринадцатилетнего парня в подъезде может спровоцировать настоящий эмоциональный взрыв с его стороны.

Поколение современных подростков отличается таким агрессивным поведением как в школе, так и в домашних условиях. Что же является главной причиной растущей агрессии у подростков и так называемого девиантного поведения?

Психологи знают ответ на этот вопрос. Так, если раньше существовала определенная общая система ценностей, придерживаться которой старались девушки и парни в возрасте от 13 до 18 лет, следуя рекомендациям взрослых, то сейчас такой единой системы просто не существует. В обществе уже очень давно произошло так называемое расслоение, повлиявшее на взаимоотношение девушек и парней к окружающей действительности, родителям, педагогам, сверстникам.

В мире подростков формируются законы, которые нацелены на дальнейшее углубление неравенства в социуме, неадекватную эксплуатацию принципов дружбы, семьи, равноправия. Эти процессы порождают у подростка неверие в то, что окружающий мир готов принять все его личные идеалы и ценности. Подросток включает телевизор или компьютер и видит то, как одни люди могут управлять другими, как появляются общественные конгломераты, которые построенные на власти денег.

И так сам подросток начинает культивировать внутри себя опасный стереотип о том, что действительность сегодня – это эксплуатация одних людей другими. Такие взгляды могут подкреплять и извне.

Внешними силами, влияющими на степень агрессии у подростка, могут быть проявления функционирования различных обособленных групп: молодежных движений, сект, фанатских формирований. Каждое из таких группирований действует ради выгоды своих собственных создателей и без труда манипулирует психологией подростков, которая, к тому же, еще не устоялась.

В этой связи агрессивность у подростков будет расти и дальше, если в скором времени не появится новая формула, которая позволит подросткам понять, что все вокруг не так уже плохо, как это пытаются показать по ТВ. И именно взрослые: родители, педагоги, друзья должны попытаться доказать взрослеющему человеку все светлые стороны современной жизни.

Психологи проводят тесты, дающие специалисту много информации о человеке. Порой, ребят просят нарисовать какое-нибудь фантастическое животное. Один мальчик изобразил многорукого монстра с острыми клыками и длинным чешуйчатым хвостом, у другого получился дракон, третий нарисовал парящего в межпланетном пространстве демона. Картинки вышли воинственные, с ярко выраженной агрессией. Эти дети по характеру дерзкие, вспыльчивые. Очевидно, у них нет проблем со сверстниками, но они ощущают зависимость от старших. Подростки часто не доверяют взрослым, потому как не ждут от них понимания и думают, что те могут только наказывать.

Психологи считают агрессию в первую очередь способом самозащиты. Нежеланием давать себя в обиду объясняются некоторые конфликты подростков с учителями. Но ведь обидеть человека проще всего! Гораздо сложнее помочь, посочувствовать. Ребята выплескивают свои отрицательные эмоции несколько иначе, нежели девочки. Мальчик сломал бы лифт, написал бы на стене гадость. Все это - способы выразить свое внутреннее напряжение. Агрессивному поведению человек учится. И, конечно, большую роль здесь играют наследственность и воспитание. Если в семье любой спор решается с помощью кулаков, громкого окрика или скандала, то ребенок не знает, как можно по-другому погасить конфликт.

Физическое наказание - это тоже колоссальный источник агрессивности. Наказывать отпрыска бесполезно: от побоев он не раскаяние испытывает, а злобу и обиду. Агрессию стимулирует авторитарный стиль воспитания, когда родители требуют от детей послушания, кричат на них. Слабохарактерного ребенка можно таким образом подавить или запугать, а сильный будет сопротивляться, и это сопротивление вызовет у него агрессию, которая часто проявляется словесной грубостью. Родители могут и сами провоцировать чадо на враждебное отношение к окружающим. Закладывается это в раннем детстве. Например, сынишка повздорил с соседским малышом, а мама советует: "Вася тебя ударил, так пойди и ты его побей". Лучше избегать подобных наставлений.

Подростковая агрессия с возрастом, как правило, проходит. Главное, чтобы она еще в школьные годы не стала доминирующей чертой характера. А профилактика ее довольно простая и в то же время сложная: не копить в душе негативные эмоции и не срывать злость на других.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.