Здавалка
Главная | Обратная связь

Освещение этноконфессиональной проблематики в историографии II половины 80-х годов XX – начала XXI в.



 

Роль христ и конфессий изучали: голенченко, Подокшин, Иванова, Морозова, Григорьева. Униацтво: Палуцкая-Морозова, РПЦ: Филатов, Григорьева. Ист церкви занимались Янушевич, Новицкий, ЗапБел – Ковкин, Вабишечив. Нац меньшинства – Иоффе, Тугай, Герасимова

 

30. Белорусская историческая школа в эмиграции.

Зарождение национальной историографической концепции в эмиграции связано с возникновением политического течения после восстаний 1794, 1830-31, 1863-64г.г., а становление – с организованным белым заграничным движением после установления на Беларуси советской власти.

Деятели белорусского национального движения начала 20в., создатели БНР Крачевский, Ластовский, Луцкевич, Цвикевич и др. стали за границей исследователями и популризаторами истории своего народа. Основание в 1920-е годы заграничных организаций в Чехословакии, Литве, Латвии, США, белорусской периодической печати и книгоиздания, деятельность Белорусского научно-краеведческого товарищества в Литве, Белдорусского научного товарищества в Риге содействовали появлению новых научных и публицистических работ по отдельным аспектам истории Беларуси – по белорусскому национальному движению Варонки (Ковно, 1920), взаимоотношениях белорусов и поляков через призму возрождения Беларуси Езавитова (Ковно 1919) и Цвикевича (Берлин, 1921) и др.

Традиции национальной историографии после Второй мировой войны продолжали ученые , одни из которых оказались в эмиграции в качестве зрелых исследователей (Адамович, Станкевич, Калубович и др.), другие получили историко-философское или другое образование на Западе и обратились потом к изучению истории и культуры Беларуси (Запрудник, Кипель, Садовский и др.).

В 1950-е годы сформировались национальные научно-культурные центры в США, Великобритании, Германии. Для поддержки, оживления и координации белорусской культурно-научной работы в эмиграции в 1951г. в Нью-Йорке основан Белорусский институт наук и искусства, котрый издает годовик “Записи”.

Исследователи в эмиграции оформляли концепцию исторического развития Беларуси, котораяч коренным образом отличалась от той, которая до последнего времени существовала в белорусской советской историографии. Ученые обращались к кардинальным, сложным вопросам, которые по причине притеснений официальной идеалогии замалчивались или искажались на Родине: истоки государственности белорусского народа; ВКЛ и его национальный характер; развитие национального движения и национального государственного возрождения в 20в. (БНР, БССР); причины антисоветских протество и вооруженных выступлений на Беларуси; массовых репресий в 1930-е годы и их итоги и др.

 

31. Концептуальный плюрализм современной белорусской историографии

Ведущими становятся проб этногенеза бел-в, специфика бел гос-ти, роль знаковых истор личностей – субъектов бел ист. Актуальными стали исследования: а) тоталитаризма с его репрессивно-карательной политикой, б) трагич судьбой бел нац-культ возрождения в ХХ в., в) специфики энич и ист менталитета бел-в. Опираясь на новые подходы и ист концеп были пересмотрены старые темы: ист раб класса и крестьянства, полит партий и соц движ и др. периодика «Спадчына» (1989) «БГЧ» (1993) «Бел-я мінуўшчына” (1993) “Бел-і гіст-ы агляд” (1994) “Гісторыя: праблемы выкладання” (1997). Заслуга этих журналов в том, что глав внимание уделено малоислед и дискус-м проблемам ИБ, активно вводят в науч оборот «репрессированное» источник наследие. Произошел отказ от марксистской идеологии и поиски более универсальных методол подходов (цивилиз) привели к коренному переосмыслению критериев пререодиз нац ист. ? о соотношении цивилиз и фармац к анализу ист бел общ. В итоги переодиз ИБ стала выравниваться по стандартам евро-историограф традиции ХХв. New методом стала – ист компаративистика (ИБ в контексте Евро-истории). Пересмотрели ключевые ист-теоретич понятия – революция и реформы, общ прогресс, гос и личность. Периодизация 4 принципа: 1-й. гос. /Соловьев,Ключевский/, догос.(КР-ВКЛ-РП-РИ), 2-й формационный (древ. мир, сред века, нов время) – сочетает формац и цивилиз подходы. 3-й. евроцентричная (или зап.евро-я) / vs Саганович и Кошелев выступили/ 4-й. хронолог-террит-ый. подход / Бел земли в 12-н17 вв – бел земли в составе ВКЛ (Шибека: эволюция менталитета (польскость, между польскостью и расейскастю. Дискуссия о: 1). Хар-р гос-ти в 9-12 вв. /Ткачев,Тарасов,Штыхов, Ермолович/, 2) Процесс формирования гос-ти в ВКЛ и роль бел-го фактора /Носевич,Кравцевич, Ткачев,Лойко/ 3) значение бел культ и бел этноса в формировании культ и полит традиций ВКЛ /Карев, Мальдис, Чаквин/ 4) роль war-конфликтов с RUS в XVI-XVIII /Саганович,Ткачев, Яновский/ 5) роль христ и христ конфессий в ИБ /Филатова, Иванова, Морозова/ 6) октяб революция и политика совка /М.О. Бич, Сташкевич, Игнатенко,Михнюк/ 7 особенности нац-культ развития бел-в в XIX-XX и процесс генезиса капитализма /М.О Бич, Шибека, Лютый/ 8 ист регионов BY /Ковкель, Клейн/ 9 ист бел-го шляхетства /Грицкевич, Запрудник, Смоленчук, Нарбут/

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.