Здавалка
Главная | Обратная связь

О понятии лица, выполняющего управленческие функции, см. коммент. к ст. 201 УК и примечание к ней.



Субъектами преступления могут быть также лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных учреждениях, иначе говоря, должностные лица организаций-налогоплательщиков.

5. Если лицо, виновное в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, осуществляет сокрытие денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).

 

Статья 200. Утратила силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

 

Глава 23. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ

В КОММЕРЧЕСКИХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

 

Комментарий к статье 201

 

1. Принципиальное отличие составов преступлений, помещенных в гл. 23 УК, от преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК) состоит в особенностях субъекта этих преступлений, что определяет и иной объект посягательства.

Субъектом преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, признаются: а) лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа; б) лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Согласно гражданскому законодательству (ст. 50 ГК РФ) коммерческие организации - это организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество, товарищество на вере), обществ (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Иные организации, о которых говорится в гл. 23 УК, - это некоммерческие организации, кроме государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между участниками (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>). Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом, для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

Коммерческие и (или) некоммерческие организации могут объединяться в форме ассоциаций и союзов.

2. Любая коммерческая и некоммерческая организация имеет свои органы управления. Лица, работающие в этих органах, выполняют различные управленческие функции, связанные с руководством деятельностью других людей, распоряжением или управлением имуществом. Обязанности, связанные с руководством деятельностью других людей, принято считать организационно-распорядительными. К ним, в частности, относятся руководство в целом коммерческой или некоммерческой организацией, структурным подразделением, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (организация и планирование работы, подбор и расстановка кадров, прием на работу и увольнение, организация труда подчиненных, контроль и проверка исполнения обязанностей, поддержание трудовой дисциплины и т.п.).

Административно-хозяйственные обязанности заключаются в распоряжении и управлении имуществом, совершении сделок, заключении контрактов от имени организации, установлении порядка хранения, переработки и реализации имущества, учете и контроле над расходованием материальных ценностей, организации реализации товаров и оказания услуг, получении и выдаче денежных средств и документов и т.п. (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" <1>).

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2000. N 4.

 

Лицами, выполняющими в коммерческих и некоммерческих организациях управленческие функции, можно, в частности, считать членов совета директоров (наблюдательных советов), директоров, управляющих, председателей правлений и других руководителей организаций, их заместителей и членов правлений, руководителей структурных подразделений (начальники цехов, начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых и других отделов и служб, заведующие лабораториями, кафедрами, магазинами, ателье, ресторанами, пунктами проката и т.д. и их заместители), бухгалтеров, руководителей участков работ (мастера, прорабы, бригадиры) и т.п.

Как отметил Пленум Верховного Суда РФ в названном выше Постановлении (п. 6), лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих организациях, следует также признавать поверенных, представляющих в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (долги, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности.

3. Ответственность за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК) и за коммерческий подкуп (ч. 3 ст. 204 УК) могут нести и такие служащие коммерческих и некоммерческих организаций, управленческие функции которых связаны с правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, т.е. имеющие распорядительный характер.

Поскольку здесь имеются в виду прежде всего различные специалисты коммерческих и иных организаций, негосударственных и немуниципальных учреждений, существует проблема разграничения управленческо-распорядительной деятельности этих служащих-специалистов, в ходе которой они могут совершить преступление против интересов службы, от их сугубо профессионально-производственной деятельности, не связанной с управлением. Например, имеются основания для привлечения к ответственности за преступления против интересов службы преподавателей негосударственных и немуниципальных учебных заведений за нарушение обязанностей, возложенных на них как на членов экзаменационных комиссий, учителей и воспитателей также негосударственных и немуниципальных учебно-воспитательных учреждений за нарушение или неисполнение возложенных на них обязанностей по обеспечению порядка проведения различных мероприятий и их безопасности и т.п. <1>.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 1999. N 3. С. 20.

 

4. Управленческие функции могут выполняться постоянно, временно или по специальному полномочию. При этом нужно иметь в виду, что лицо, временно или по специальному полномочию исполняющее обязанности организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера, может быть признано субъектом преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, при условии, если эти обязанности были возложены на него в установленном порядке. Лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, может быть признан арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), утвержденный арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления полномочий, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и руководитель временной администрации, назначенной Центральным банком РФ в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

5. Объективная сторона злоупотребления полномочиями включает: 1) использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам организации; 2) последствия в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства; 3) причинную связь между поведением служащего и этими последствиями.

Использование лицом, выполняющим управленческие функции, своих полномочий совершается как путем действия, когда оно совершает действия в пределах своих полномочий организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера или с превышением этих полномочий, так и путем бездействия, когда не совершаются необходимые действия управленческого характера, выполнить которые лицо было обязано по своему служебному положению.

Существенный вред от злоупотребления полномочиями может выражаться как в виде материального (имущественного) ущерба различным собственникам (включая организацию, где служит субъект), так и в виде причинения физического вреда, нарушения прав и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, следует учитывать степень отрицательного влияния злоупотребления полномочиями на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею либо другими организациями материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им материального, физического или морального вреда и т.п.

Содержащееся в статье положение об использовании лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать достаточно широко - как действие (бездействие), связанное с нарушением закона. Действие служащего, связанное с нарушением закона, других правовых норм нельзя считать совершенным в законных интересах организации, даже если оно принесло этой организации какую-либо выгоду, например материальную.

Законные действия руководителей коммерческих и иных организаций, причинившие вред другим организациям в рамках допустимой рыночной конкуренции или политической борьбы, естественно, не влекут никакой ответственности.

6. Злоупотребление полномочиями - умышленное преступление, совершаемое с прямым или косвенным умыслом (возможно, с неконкретизированным). Виновное лицо осознает общественно опасный характер своего поведения, понимает, что оно использует свои полномочия с нарушением закона, что это повлечет (может повлечь) существенный вред либо тяжкие последствия, и желает (сознательно допускает) наступления таких последствий.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель:

1) извлечь различные выгоды и преимущества имущественного или неимущественного характера для себя или других лиц либо

2) нанести вред другим лицам.

Мотивы совершения этого преступления могут быть самыми разными и значения для квалификации не имеют.

7. Квалифицированным видом преступления является злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Таковыми можно признать крупные аварии, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах или значительному числу потерпевших и т.п. При этом необходимо, чтобы кроме указанных тяжких последствий имелись и другие предусмотренные законом признаки состава злоупотребления полномочиями. Если при злоупотреблении полномочиями умышленно причиняются смерть или тяжкий вред здоровью, содеянное квалифицируется по совокупности.

8. Злоупотребление полномочиями - это общий состав преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. В этой же главе, а также в других главах УК содержится ряд специальных норм о злоупотреблениях управленческими работниками коммерческих и иных организаций своими полномочиями: например, невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1); легализация денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем (ст. ст. 174 и 174.1); незаконное получение кредита (ст. 176); незаконное использование товарного знака (ст. 180); злоупотребление при выпуске ценных бумаг (ст. 185); неправомерные действия при банкротстве (ст. 195); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199) и др. При конкуренции общей и специальной нормы предпочтение отдается специальной норме.

При совершении лицами, выполняющими управленческие функции, с использованием своих полномочий общеуголовных преступлений, в составах которых (основном или квалифицированном) не предусмотрена возможность их совершения такими субъектами (например, ст. ст. 147, 148, 153 УК и др.), требуется квалификация по совокупности преступлений.

Хищение чужого имущества, совершенное лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации с использованием своих полномочий, полностью охватывается ч. 3 ст. 159 и ч. 3 ст. 160 УК и дополнительной квалификации по ст. 201 не требует.

9. Положения, содержащиеся в примечаниях 2 и 3 к ст. 201 УК, имеют не столько уголовно-правовое, сколько процессуальное значение. В ст. 23 УПК РФ вопрос о привлечении к ответственности по статьям гл. 23 УК решен несколько иначе: "Если деяние, предусмотренное главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия". Поскольку положение об уголовном преследовании имеет прежде всего процессуальное значение, руководствоваться в данном вопросе следует положениями УПК РФ.

 

Статья 202. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами

 

Комментарий к статье 202

 

1. В комментируемой статье фактически изложены составы двух преступлений, совпадающих по признакам объективной стороны, но отличающихся по субъектам их совершения.

2. Нотариат в Российской Федерации призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки (договоры отчуждения и залога имущества, возведения и отчуждения жилого дома, завещания и др.), выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, налагают и снимают запрещения отчуждения имущества, свидетельствуют верность копии документов, подлинность подписи, верность перевода, удостоверяют факты (нахождения гражданина в живых, нахождения гражданина в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, время предъявления документа) и ряд других нотариальных действий (ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 <1>).

--------------------------------

<1> Ведомости РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

 

Нотариус обязан оказывать гражданам и организациям содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Он должен хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству РФ или международным договорам.

3. Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <1> аудиторская деятельность, аудит - это деятельность по независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15.

 

Юридическая значимость нотариальной и аудиторской деятельности определяет тяжесть возможных последствий для физических и юридических лиц, общества и государства в случаях злоупотребления нотариусами и аудиторами своими полномочиями.

4. Объективная сторона преступления включает: 1) действие или бездействие частного нотариуса или частного аудитора, связанное с использованием ими своих полномочий по должности (или, наоборот, в неиспользовании ими своих полномочий, когда это требовалось) вопреки определенным в нормативных актах задачам деятельности частного нотариуса или частного аудитора; 2) последствия в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства; 3) причинную связь между действием (бездействием) нотариуса или аудитора и названным последствием.

Существенность причиненного вреда (материального, морального, физического) не имеет установленных законом критериев и каждый раз должна мотивироваться в обвинительных документах.

5. Использование частными нотариусами или частными аудиторами своих полномочий вопреки задачам своей деятельности - умышленное преступление, совершаемое как с прямым, так и с косвенным умыслом, конкретизированным или неконкретизированным. Причинение указанных последствий вследствие небрежного отношения нотариуса или аудитора к своей работе, допущенных ими ошибок в уголовном порядке не преследуется.

Закон определил цели уголовно наказуемых злоупотреблений полномочиями частных нотариусов и аудиторов: извлечение любых выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам. Эти цели и соответствующая деятельность по их достижению могут быть вызваны различными мотивами: корысть, родственные или приятельские чувства, месть и др. Уголовно наказуемым будет и злоупотребление частных нотариуса и аудитора, совершенное под влиянием угрозы (см. коммент. к ст. 40).

6. Субъект преступления специальный, назван в законе: частный нотариус и частный аудитор.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты. Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации Нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Субъектом преступления может также быть лицо, в установленном порядке (ст. 20 Основ законодательства РФ о нотариате) временно замещающее отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, являются служащими государственного учреждения, имеющими право совершать юридически значимые действия, т.е. должностными лицами. Поэтому допускаемые ими злоупотребления влекут ответственность по статьям гл. 30 УК.

Аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

7. В части 2 ст. 202 предусмотрены два квалифицированных вида рассматриваемого преступления: 1) совершение деяния в отношении заведомо несовершеннолетнего; 2) совершение деяния в отношении заведомо иного недееспособного лица. Очевидно, что эти случаи имеют отношение только к злоупотреблению полномочиями частным нотариусом, когда он осознает, что совершает нотариальное действие вопреки задачам своей деятельности с целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам и что это причинит (может причинить) существенный вред правам и законным интересам заведомо несовершеннолетнего или иного недееспособного лица.

 

Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей

 

Комментарий к статье 203

 

1. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется на основе Закона РФ от 11.03.92 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <1>. Закон определяет частную детективную и охранную деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов; перечисляет виды предоставляемых сыскных и охранных услуг; определяет правомочия частных детективов и охранников и, в частности, условия применения ими специальных средств и огнестрельного оружия.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888.

 

2. Частным детективом является гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, указанные в Федеральном законе "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Частным детективом может быть лицо, имеющее юридическое образование или прошедшее специальную подготовку для работы в качестве частного сыщика, либо имеющее стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет.

Получив лицензию на частную сыскную деятельность, гражданин должен зарегистрировать индивидуальное частное предприятие, фактическим руководителем которого он является, или заключить трудовой договор (контракт) с объединением частных детективов.

В ходе частной сыскной деятельности детектив имеет право проводить устный опрос граждан и должностных лиц с их согласия, наводить справки, изучать предметы и документы с письменного согласия их владельцев, осуществлять наблюдение, производить внешний осмотр строений, помещений и других объектов. В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни, им разрешается использование специальных средств.

3. Оказание услуг в сфере охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения, имеющим соответствующую лицензию. Руководители охранных предприятий, а также персонал этих предприятий (охранники), оказывающие услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, использованием оружия и специальных средств, обеспечением защиты жизни и здоровья отдельных лиц, обязаны получить лицензию. Они должны пройти специальную подготовку для работы в качестве охранника либо иметь стаж работы не менее трех лет в органах внутренних дел или в органах безопасности. Кроме того, обязательным требованием к руководителю охранного предприятия является наличие высшего образования.

Предприятия независимо от их организационно-правовой формы вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности (службы безопасности).

4. В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства (резиновая палка, слезоточивый газ, наручники), а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие.

Специальные средства могут применяться в следующих случаях: 1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью детектива или охранника; 2) для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан и для пресечения преступления против охраняемой собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности. Запрещается нанесение ударов резиновой палкой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам (Правила применения частными детективными и охранниками специальных средств. Приложение 4 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" <1>).

--------------------------------

<1> САПП РФ. 1992. N 8. Ст. 506.

 

Охранникам предоставлено право применять огнестрельное оружие только в следующих случаях: 1) для отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; 2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность; 3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

Охранники также имеют право задерживать на месте правонарушения лиц, совершивших противоправное посягательство на охраняемую собственность, и незамедлительно доставлять их в орган внутренних дел (полицию).

5. Комментируемая статья предусматривает ответственность руководителей или служащих частной охранной или детективной службы за превышение полномочий, предоставленных в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если эти действия совершены с применением насилия или угрозой его применения. Самым общим образом можно сказать, что частные детективы и охранники имеют право применять насилие при осуществлении сыскной или охранной деятельности в ситуациях и по правилам необходимой обороны и крайней необходимости, а также при задержании правонарушителя, например, совершившего противоправное посягательство на охраняемую собственность.

Частью 1 ст. 203 охватываются такие виды умышленных насильственных преступных действий, как побои (ст. 116 УК), умышленное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. 115, ч. 1 ст. 112 УК), истязание (ч. 1 ст. 117 УК), незаконное лишение свободы (ч. 1 ст. 127 УК), а также угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК). В этих случаях квалификации по совокупности преступлений не требуется.

Напротив, частные детектив и охранник, совершившие при превышении своих полномочий умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 112 УК), истязание при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 117 УК), похищение человека (ст. 126 УК), незаконное лишение свободы при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 2 и 3 ст. 127 УК), должны отвечать не только по ч. 1 ст. 203, но и по упомянутым статьям по совокупности.

Частный детектив или охранник, совершивший убийство или причинивший тяжкий или средней тяжести вред здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, несет ответственность на общих основаниях (ст. ст. 108 и 114 УК).

6. Преступление совершается умышленно. Руководитель или служащий частной охранной или детективной службы осознает, что он, применяя насилие или угрожая им, поступает незаконно, т.е. вопреки задачам своей деятельности превышает правомочия, предоставленные в соответствии с лицензией, и желает действовать таким образом. Мотивы преступления могут быть различными, в том числе и связанными с выполнением сыскных или охранных услуг.

7. Субъектом преступления помимо руководителей частного детективного предприятия (объединения частных детективов) или охранного предприятия закон признает и служащих частной охранной или детективной службы. Очевидно, что здесь имелись в виду не бухгалтерские и им подобные управленческие работники частнодетективных или охранных организаций, а лица, непосредственно оказывающие сыскные или охранные услуги, т.е. сами частные детективы и охранники.

8. Тяжкие последствия, о которых говорится в ч. 2 ст. 203, могут выражаться в умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью нескольким лицам, тяжкого вреда здоровью или убийстве. В случае причинения тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 2, 3, 4 ст. 111 УК) или умышленного причинения смерти другому человеку (ст. 105 УК) при превышении полномочий руководителем или служащим частной охранной или детективной службы содеянное должно квалифицироваться по совокупности названных преступлений.

 

Статья 204. Коммерческий подкуп

 

Комментарий к статье 204

 

1. Под указанным общим названием комментируемая статья содержит описание двух тесно связанных преступлений: незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действия (бездействия) в интересах дающего (ч. ч. 1 и 2) и незаконное получение этим лицом такого вознаграждения (ч. ч. 3 и 4).

Предметом обоих преступлений могут быть деньги, как в российской, так и в иностранной валюте, ценные бумаги (чеки, облигации, векселя, сберегательная книжка на предъявителя и т.д.), любое иное имущество (валютные ценности, промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество и др.), а равно выгоды или услуги имущественного характера (оплаченная туристическая путевка, гостиничные услуги, ремонт квартиры, строительство дачи, бесплатное обучение виновного или его родственников в платном вузе и т.п.). Необходимо, чтобы это вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, имело имущественный характер и было незаконным, т.е. не было предусмотрено условиями трудового договора (контракта). Под услугами имущественного характера и предоставлением иных имущественных прав, как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" <1>, следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2000. N 4.

 

2. Действие или бездействие лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, должно быть обязательно связано с занимаемым им положением, кругом осуществляемых прав и выполняемых обязанностей. Это могут быть разглашение коммерческой тайны, каких-либо секретов коммерческой или некоммерческой организации (например, политической партии, избирательного объединения), сообщение о готовящейся или заключенной сделке, ходе деловых переговоров, намерении сторон, заключение контракта, выдача льготного кредита и т.д. Ценности и услуги имущественного характера могут предоставляться в качестве стимула к заключению делового соглашения или, наоборот, чтобы сделка не состоялась.

3. Для квалификации содеянного не имеет значения, когда материальные ценности были переданы или услуги оказаны лицу, выполняющему управленческие функции, - до или после совершения им действий (бездействия) в интересах дающего. Однако поскольку преступление называется коммерческий подкуп, в последнем случае необходимо, чтобы договоренность (соглашение) о материальном вознаграждении предшествовала действию (бездействию) субъекта и определяла характер этого действия (бездействия).

4. Передача незаконного вознаграждения или оказание услуги имущественного характера может быть осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего управленческие функции, или через посредника (посредников). Материальные ценности и услуги могут предоставляться не только самому лицу, выполняющему управленческие функции, но и членам его семьи и другим близким ему лицам, при условии что это делается с ведома самого управленческого работника. Возможно осуществление передачи незаконного вознаграждения и путем, например, перечисления денежных сумм на счет в банке, открытия счета на имя этого лица и т.п.

5. Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его получение) признается оконченным преступлением с момента принятия незаконного вознаграждения лицом, выполняющим управленческие функции, или с его ведома членами семьи и иными близкими <1>. По этому вопросу см. также п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".

--------------------------------

<1> БВС РФ. 1999. N 3. С. 14; 2001. N 4. С. 17.

 

6. Закон не установил в качестве обязательного условия привлечения к уголовной ответственности за коммерческий подкуп (передача или получение незаконного вознаграждения) наступление каких-либо вредных последствий. Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с примечанием 2 к ст. 201 УК, если деяние причинило вред исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование по ст. 204 осуществляется только по заявлению этой организации или с ее согласия.

7. Коммерческий подкуп (во всех его проявлениях) - умышленное преступление. Обе стороны подкупа осознают, что вознаграждение передается и принимается незаконно за совершение действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым субъектом получения служебным положением.

Мотив у лица, принимающего вознаграждение, корыстный; мотивы незаконной передачи вознаграждения могут быть различными. Цель передающего незаконное имущественное вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, - побудить последнего совершить действие (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Субъектом ответственности за получение незаконного имущественного вознаграждения является лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального органа, а также лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением (см. коммент. к ст. 201).

О содержании незаконных действий как квалифицирующем признаке коммерческого подкупа см. коммент. к ст. 290.

8. Субъектом незаконной передачи имущественного вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет, частное или должностное, действующее как в своих личных интересах, так и в интересах представляемой им организации.

9. Незаконная передача вознаграждения и незаконное получение материального вознаграждения имеют ряд совпадающих квалифицирующих признаков: совершение соответствующего деяния а) группой лиц по предварительному сговору, б) организованной группой, о понятиях которых см. коммент. к ст. 35.

Незаконное получение материальных ценностей или услуг считается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если соглашение об этом было достигнуто как минимум между двумя субъектами этого преступления до того, как один из них уже получил хотя бы часть незаконного вознаграждения. Преступники должны действовать как одно целое, заранее договорившись о получении вознаграждения.

Передачу и получение незаконного вознаграждения можно признать совершенными организованной группой и в случае, если соответствующие действия, составляющие объективную сторону преступления, выполняет один участник организованной группы, исполняющий ее задание.

Действия лиц, только способствовавших совершению коммерческого подкупа, например, сводивших давших и получивших незаконное вознаграждение, советовавших им, подстрекавших к преступлению, оказывавших посреднические услуги и т.п., квалифицируются как соучастие в одном из этих преступлений в зависимости от того, с чьей стороны или по чьей инициативе они участвовали в преступлении.

10. В соответствии с ч. 1 ст. 17 УК при обвинении в совершении нескольких деяний, каждое из которых содержит признаки составов передачи или получения предмета коммерческого подкупа, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений. Совокупность преступлений образует и одновременная передача незаконных вознаграждений нескольким лицам, выполняющим управленческие функции, за совершение каждым из них самостоятельного действия (бездействие) в интересах дающего. Соответственно, как совокупность преступлений нужно квалифицировать получение вознаграждения от нескольких лиц одновременно за совершение в отношении каждого из них отдельного действия (бездействие). Напротив, одновременная передача вознаграждения нескольким управленческим работникам коммерческой или иной организации за совершение в интересах дающего одного действия (бездействие), а равно получение управленческим работником вознаграждения одновременно от нескольких лиц за совершение одного общего действия, в котором заинтересован каждый из дающих, рассматривается как единичное преступление.

Коммерческий подкуп может быть продолжаемым преступлением при передаче-получении вознаграждения в несколько приемов, по частям за одно действие (бездействие) лица.

11. Под вымогательством (п. "в" ч. 4 ст. 204) понимается требование со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передачи ему материальных ценностей или оказания безвозмездной услуги имущественного характера под угрозой нарушения законных интересов дающего (близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет) или умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден передать вознаграждение для обеспечения своих правоохраняемых, законных интересов (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6).

12. Закон установил два самостоятельных основания освобождения от уголовной ответственности для лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации: 1) вымогательство этого вознаграждения, 2) добровольное сообщение о состоявшемся подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело (примечание к ст. 204).

Добровольным признается сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию лица при сознании им того обстоятельства, что о данном им вознаграждении органам власти еще не известно. При указанном условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента передачи вознаграждения, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о передаче вознаграждения должно быть признано добровольным и повлечь освобождение от уголовной ответственности и в тех случаях, когда субъект сообщил об этом, поскольку управленческий работник, получивший вознаграждение, не выполнил обещанного. При этом заявитель должен считать, что органы власти информацией о преступлении не располагают.

Сообщение о коммерческом подкупе должно быть сделано органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

 

Раздел IX. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

 

Глава 24. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 205. Террористический акт

 

Комментарий к статье 205

 

1. Высокая степень общественной опасности терроризма требует от мирового сообщества принятия эффективных мер противодействия ему. В настоящее время действует немало международно-правовых документов, относящихся к проблеме борьбы с терроризмом: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14.09.63); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16.12.70); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23.09.71); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14.12.73); Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 26.10.79); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (17.12.79); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10.03.88); Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 10.03.88); Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23.09.71 (Монреаль, 24.02.88); Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (Нью-Йорк, 04.12.89); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15.12.97); Пакт стабильности для юго-восточной Европы (Кельн, 10.06.99); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 09.12.99); Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15.06.2001); Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.04.2005 N A/Res/59/290); Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (заключена в г. Варшаве 16.05.2005); Берлинская декларация мэров Берлина, Лондона, Москвы и Парижа (Берлин, 22.02.2006), и др.

Основой борьбы с терроризмом в России является Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" <1>. Уголовно-правовой механизм противодействия терроризму составляют ст. ст. 205, 205.1, 205.2 и 207 УК РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

 

2. Понятие террористического акта определено в ст. 205.

С объективной стороны он совершается в виде действий, выраженных в двух альтернативных формах: а) совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий и б) угроза совершения указанных действий.

Взрыв - это сопровождающееся сильным звуком воспламенение чего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества и образования сильно нагретых газов.

Поджог - намеренное, с преступным умыслом вызывание пожара, т.е. неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Иные действия - это различные по характеру действия, способные повлечь за собой такие же последствия, как и при взрыве или поджоге: использование ядовитых и сильнодействующих веществ, производство массовых отравлений, устройство аварий и катастроф, нарушение технологических либо производственных процессов и т.п.

Общим свойством всех действий, в которых может выразиться террористический акт, является то, что они устрашают население и создают опасность причинения указанных в законе последствий.

3. Под угрозой совершения указанных в ч. 1 ст. 205 действий следует понимать высказывание намерения совершить взрыв, поджог или иные подобные действия для достижения целей террориста. Именно реальность намерения, проявившаяся в конкретных действиях, отличает угрозу от обнаружения умысла и придает ей уголовно-правовой характер.

4. В качестве возможных последствий ч. 1 ст. 205 указывает на угрозу наступления гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий.

Опасность гибели человека в соответствии с точным смыслом закона означает наличие опасности причинения смерти как минимум одного человека.

Возможный или причиненный имущественный ущерб признается значительным судебно-следственными органами с учетом конкретных обстоятельств дела.

5. Иные общественно опасные последствия - это сопоставимые с гибелью людей или значительным имущественным ущербом последствия (причинение лицу тяжкого вреда здоровью; серьезное нарушение деятельности транспорта; дезорганизация нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, служб жизнеобеспечения, организаций, предприятий и учреждений; нарушение работы связи; иная дестабилизация обстановки в регионе и т.п.).

6. Реальное причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, незначительного имущественного ущерба и иных подобных последствий, не охватываемых понятием "иные тяжкие последствия", следует рассматривать как элемент "создания опасности гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий". Согласно закону терроризм считается оконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных подобных действий либо с момента создания угрозы совершения указанных действий. Фактическое причинение перечисленных выше последствий выходит за рамки основного состава и либо образует квалифицированные виды террористического акта, либо квалифицируется по совокупности ст. 205 и соответствующих статей УК, предусматривающих ответственность за эти деяния.

7. Субъективная сторона терроризма характеризуется прямым умыслом и целью воздействия на принятие решения органами государственной власти или органами местного самоуправления либо международными организациями.

Оказание воздействия на принятие решений выражается в побуждении соответствующих субъектов к совершению действий, нужных или выгодных для террористов, в создании такой ситуации, когда органы власти оказываются перед необходимостью вынужденно принимать незаконные или неоправданные решения ради обеспечения безопасности граждан и общества.

Мотивы не являются обязательным признаком террористического акта и на квалификацию содеянного не влияют. По своей мотивации терроризм подразделяется на политический, националистический, религиозный, корыстный и т.п.

8. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 14 лет.

9. Квалифицированными видами террористического акта являются: а) его совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) причинение по неосторожности смерти человека; в) причинение значительного имущественного ущерба; г) наступление иных тяжких последствий.

Соглашение между соучастниками на совершение террористического акта должно состояться до совершения взрыва, поджога и иных действий, а соучастники должны действовать как соисполнители. Если же в группе выделяются организаторы, пособники и подстрекатели, которые не принимают непосредственного участия в совершении актов терроризма, то содеянное ими квалифицируется со ссылкой на ст. 33 УК.

10. Совершение терроризма организованной группой означает, что оно совершается устойчивой группой лиц, предварительно объединившихся для осуществления теракта. Независимо от того, какую роль выполняло то или иное лицо, действия каждого участника организованной группы квалифицируются по ч. 3 ст. 205 УК.

11. Причинение смерти человека при террористическом акте в силу прямого указания в законе может быть только по неосторожности. Умышленное причинение смерти охватывается ч. 3 комментируемой статьи.

12. Понятия "значительный имущественный ущерб" и "иные тяжкие последствия" должно толковаться правоприменителем в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела (причинение лицу тяжкого вреда здоровью, причинение особо крупного материального ущерба, дезорганизацию работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций, химическое или радиоактивное заражение окружающей среды, распространение эпидемий, обострение межнациональных отношений и т.п.).

13. Террористический акт, сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ представляет особую опасность в силу особых свойств предмета посягательства либо используемых средств совершения преступления.

К объектам атомной энергии относятся: сооружения и комплексы с ядерными реакторами, атомные станции, суда, космические аппараты, сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами и т.д. К ядерным относятся материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Радиоактивные вещества - это вещества, испускающие ионизирующее излучение. Под источниками радиоактивного излучения понимаются комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение. О понятии ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ см. коммент. к ст. ст. 234, 247, 248 УК.

14. Примечание к ст. 205 содержит поощрительную норму. Освобождение лица от уголовной ответственности возможно при сочетании двух обязательных условий: а) своевременного предупреждения органов власти или иного способствования предотвращению осуществления террористического акта и б) отсутствия в действиях лица иного состава преступления.

Своевременным является такое предупреждение, которое предоставляет органам власти реальную возможность предотвратить грозящий террористический акт. Органы власти - это органы государственной власти или органы местного самоуправления, имеющие отношение к борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности и предотвращению чрезвычайных происшествий. Иное способствование может означать совершение виновным любых действий, имеющих целью предотвращение террористического акта (изъятие или разрядка взрывного устройства, эвакуация людей с места возможного преступления, предупреждение их о возможности взрыва, поджога и т.п.).

Если лицо совершило все необходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам, от него не зависящим (недостаточная квалификация саперов или их отсутствие на момент разминирования, неблагоприятные погодные условия и т.п.), предотвратить теракт не удалось, на это лицо распространяется действие примечания к ст. 205.

 

Статья 205.1. Содействие террористической деятельности

 

Комментарий к статье 205.1

 

1. Объективная сторона преступления характеризуется совершением следующих альтернативных действий: а) вовлечение лица в совершение преступления, предусмотренного ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277 и 360 УК; б) склонение лица к участию в деятельности террористической организации; в) вооружение либо обучение лица в целях совершения указанных преступлений; г) финансирование акта терроризма либо террористической организации.

2. Вовлечение означает действия, направленные на возбуждение у лица желания участвовать в совершении хотя бы одного из преступлений террористического характера: террористического акта, захвата заложника, организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем, угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля либо нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.

3. Под склонением к участию в деятельности террористической организации следует понимать действия, направленные на возбуждение у другого лица желания войти в состав организации террористического характера и принять участие в ее деятельности. Участие может носить разные формы: личное совершение преступлений террористической направленности, материальное или организационное их обеспечение, разработка планов их совершения и т.д.

Вовлечение и склонение могут выражаться только в действиях: уговорах, обещаниях, подкупе, обмане, психическом или физическом насилии, возбуждении чувства мести, зависти, ненависти и т.д.

4. Террористической организацией является организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности (подготовка и реализация террористических актов, подстрекательство к насилию над физическими лицами или организациями, к уничтожению материальных объектов в террористических целях и т.д.).

5. Вооружение означает поставку и обеспечение террористов средствами поражения людей или уничтожения материальных объектов - огнестрельным и холодным оружием, боевой техникой, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами и т.д.

6. Обучение может выражаться в выработке у соответствующих лиц необходимых навыков по обращению с оружием и взрывчатыми веществами, умения применять их в военных действиях; в воспитании воинской дисциплины и т.д.

7. Финансирование означает предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг (открытие банковских счетов, совершение финансовых операций для обеспечения нужд террористов и т.п.) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из перечисленных преступлений (примечание 1 к ст. 205.1).

8. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных альтернативных действий.

9. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Вооружение и обучение лица должно осуществляться в целях совершения преступления, предусмотренного ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК.

10. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. Квалифицированным видом преступления является совершение деяния с использованием своего служебного положения (см. коммент. к п. "в" ч. 2 ст. 127.1, п. "в" ч. 2 ст. 127.2 и др.).

12. В качестве самостоятельного преступления в ч. 3 ст. 205.1 предусмотрено пособничество в совершении террористического акта (ст. 205 УК). Понятие пособничества, данное в примечании 1.1 к комментируемой статье, совпадает с аналогичным понятием, содержащимся в ч. 5 ст. 33 УК (см. коммент. к этой статье).

13. В примечании 2 к ст. 205.1 содержится поощрительная норма, согласно которой лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 205.1 УК, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого способствовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Характеристика условий применения примечания 2 к ст. 205.1 аналогична характеристике условий в примечании к ст. 205 УК.

 

Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма

 

Комментарий к статье 205.2

 

1. Объективная сторона преступления характеризуется любым из двух альтернативно названных действий: а) публичные призывы к осуществлению террористической деятельности; б) публичным оправданием терроризма.

2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности означают призывы к совершению любого из преступлений террористического характера (ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК), высказанные публично, т.е. в присутствии значительного числа людей (например, на митинге, собрании, манифестации).

3. Под публичным оправданием терроризма в соответствии с примечанием к ст. 205.2 УК следует понимать публичное заявление виновного о том, что он считает идеологию и практику терроризма правильной и поэтому заслуживающей политической, финансовой, организационной и иной поддержки и подражания. Публичное оправдание терроризма можно рассматривать как скрытую форму призывов к осуществлению террористической деятельности.

4. Состав публичных призывов к осуществлению террористической деятельности является формальным, поэтому преступление следует считать оконченным с момента первого публичного высказывания, пропагандирующего идеологию терроризма либо призывающего к совершению любого из преступлений террористического характера.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, мотивы, как правило, политического и экстремистского характера, но на квалификацию преступления не влияют.

6. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Квалифицированный вид преступления характеризуется публичными призывами к осуществлению террористической деятельности или публичным оправданием терроризма с использованием средств массовой информации (телевидения, печати, радио, Интернета и т.п.).

 

Статья 206. Захват заложника

 

Комментарий к статье 206

 

1. Комментируемая норма имеет международно-правовое происхождение, а предусмотренное ею преступление относится к преступлениям международного характера.

2. Потерпевшим в преступлении может быть любое лицо или группа лиц. Заложник - это физическое лицо, захваченное и (или) насильственно удерживаемое как способ воздействовать на принятие решений органом власти, организацией, гражданином или группой лиц.

3. Объективная сторона состоит в захвате или удержании лица в качестве заложника. В уголовно-правовом смысле под захватом следует понимать незаконное насильственное ограничение свободы человека, сопряженное с предъявлением определенных требований как условием освобождения заложника.

Удержание - это незаконное насильственное принуждение к пребыванию в определенном месте, также сопряженное с предъявлением аналогичных требований. Не исключается возможность ограничения физической свободы на первоначальном этапе тайно или путем обмана, без применения насилия. Однако для признания содеянного захватом заложника необходимо, чтобы состоялся сам захват или удержание заложника. Захват обычно сопровождается перемещением заложника в другое место, а для удержания, наоборот, характерно оставление заложника там, где он находился до начала насильственного лишения возможности покинуть это место. Захват может сопровождаться последующим удержанием потерпевшего, но может быть и без него.

4. Захват заложника возможен с применением как физического, так и психического насилия, не опасного для жизни или здоровья. Психическое насилие - это угроза применения любого по характеру насилия.

5. Захват или удержание заложника для виновного является одним из промежуточных, но обязательных этапов в достижении поставленной цели. Вторым этапом является предъявление государству, организации, гражданину или группе граждан требования совершить какое-либо действие (например, передать деньги, транспортное средство или наркотические средства; предоставить возможность покинуть страну или определенное место, освободить из заключения определенных лиц) или, напротив, воздержаться от совершения какого-либо действия (прекратить уголовное преследование определенного лица) как условия освобождения заложника.

Предъявляемое при захвате заложника требование носит незаконный характер. Если они являются правомерными, подобные действия следует квалифицировать как самоуправство по ст. 330 УК.

6. Состав захвата заложника по своей конструкции является формальным, поэтому он признается оконченным преступлением с момента фактического ограничения свободы передвижения человека либо фактического воспрепятствования лицу в оставлении определенного места, сопряженных с незаконным предъявлением соответствующих требований.

7. С субъективной стороны захват заложников характеризуется прямым умыслом и целью понуждения конкретных адресатов к совершению или, наоборот, несовершению определенного действия в соответствии с требованиями виновного. Мотивы, лежащие в основе действий виновных при захвате заложника, в отличие от цели деятельности, на квалификацию влияния не оказывают.

8. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 14 лет.

9. Квалифицированными видами захвата заложника в соответствии с ч. 2 ст. 206 являются: совершение группой лиц по предварительному сговору - п. "а" (см. коммент. к ч. 2 ст. 35), с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, - п. "в" (см. коммент. к п. "в" ч. 2 ст. 126), с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - п. "г" (см. коммент. к п. "г" ч. 2 ст. 126), в отношении заведомо несовершеннолетнего - п. "д" (см. коммент. к п. "д" ч. 2 ст. 126), в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, - п. "е" (см. коммент. к п. "г" ч. 2 ст. 105), в отношении двух или более лиц - п. "ж" (см. коммент. к п. "а" ч. 2 ст. 105), из корыстных побуждений или по найму - п. "з" (см. коммент. к п. "з" ч. 2 ст. 105).

10. Особо квалифицированными видами захвата заложника (ч. 3 ст. 206) являются совершение этого преступления организованной группой, а также причинение по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий. Характеристика этих признаков аналогична данным признакам при террористическом акте.

Умышленное причинение смерти человеку охватывается ч. 4 комментируемой статьи.

11. В соответствии с примечанием к ст. 206 лицо освобождается от уголовной отве







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.