Здавалка
Главная | Обратная связь

Определение Аристотелем предмета и задач этики.



Аристотелю принадлежит первая и, на наш взгляд, самая совершенная систематизация этики. Он обозначил предмет и отличительные признаки ее как науки. Он же дал ей имя. Слово «этика», введенное Аристотелем в качестве термина, обозначающего определенную отрасль знания, восходит к древнегреческому слову ethos, которое первоначально означало привычное место обитания (человеческое жилище, логово зверей и т.п.), а впоследствии приобрело новый смысл: обычай, нрав, характер, образ мыслей. Античная философия пользовалась этим термином для обозначения устойчивого характера того или иного явления (например, Гераклит говорит об этосе человека, Эмпедокл — об этосе первоэлементов).

Отталкиваясь от значения этоса как характера (нрава, темперамента), Аристотель говорит об этических добродетелях (т. е. добродетелях, относящихся к характеру человека, его этосу) и отличает их от дианоэтических (мыслительных) добродетелей (добродетелей разума). Исходя из этого, науку, которая изучала бы этические добродетели, их роль в достижении счастья, исследовала бы, какой характер, какой нрав человека является наилучшим, Аристотель назвал этикой.

Исходя из своеобразия предмета этики, как науки фокусирующей свое внимание на нравственном характере и поступках человека, данная сфера знаний определяется им как практическая наука, в отличие, например, от философии. Цель этики, говорит Аристотель, «не познание, а поступки», она учит тому, как стать добродетельным. Если, к примеру, «все дело астрономии, науки о природе, и геометрии в том, чтобы познать и исследовать природу предметов этой науки, что, разумеется, ничуть не мешает им при случае быть пригодными для самых насущных нужд», то этические занятия не ставят своей целью только созерцание. Этическое исследование существует «не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку...».

Этика при всех ее отличительных особенностях все же остается наукой, и, подобно любой науке, производит знания. Однако этические знания имеют ценность не сами по себе, они являются формой актуализации практических поведенческих задач и призваны направлять человеческую деятельность. Они переходят в нормы, в требования к поведению. Этика рассматривает нравственность (добродетель) «не просто, чтобы знать, что она такое, но и чтобы знать, каким путем она достигается...». Она является нормативной наукой, призванной развернуть программу нравственного воспитания. Более того, в этике, согласно рассуждениям Аристотеля, собственно познавательные задачи (знание добродетели самой по себе) подчинены нормативным целям — обоснованию того, как стать добродетельным.

Поскольку цель этики — не обогащение индивида знаниями, а его преобразование, нравственное возвышение, то действенность этического образования определяется не только интеллектуальными возможностями познающего, но прежде всего уровнем его личностного развития. Аристотель замечал: для людей неопытных в житейских делах, а также для людей невоздержанных, в частности для юношества, изучение этики принесет мало пользы. Ибо тот, кто не умеет управлять своими страстями, склонностями, тот тем более не сможет управлять ими хорошо, правильно – ему этические знания останутся чуждыми. Но этика, считает философ, может принести огромную пользу тем, кто обладает жизненным опытом, способен владеть собой, подчинять свои действия определенной цели. Для таких «всходов», как добрые поступки, недостаточно одних знаний о добродетели, необходимо, чтобы эти знания нашли себе благодатную почву — стремление, внутреннюю потребность индивида стать добродетельным. Т.е. словом, этика в интерпретации Аристотеля является не просто отражением, но одновременно выражением и продолжением реальной нравственной практики.

Специфика предмета политической науки, а, следовательно, и этики, которая является частью политики, определяет свойственную ей меру точности и ясности. Реальные формы проявления благородного и справедливого столь разнообразны, подвержены таким колебаниям, что складывается впечатление об их условном происхождении, т.е. усложняется их конкретная интерпретация средствами науки. Это происходит потому, что нравственные действия, как и всякие действия, касаясь частных случаев, приобретают индивидуально-неповторимый облик. А этические знания именно потому, что они знания, т.е. теоретичны, имеют общий характер и не могут учесть практически бесконечное разнообразие отдельных действий. Другими словами, знание добродетели в целом не дает еще знания добродетели в каждом отдельном случае, и если бы даже такое знание и было возможно, оно бы мало способствовало счастью, ибо важно не просто знать, а действовать.

В этике поэтому истина обозначается «приблизительно и в общих чертах...». Ее выводы являются скорее вероятными, чем точными. В них ухватывается некая тенденция в мире человеческих поступков, которая пробивает себе путь через многочисленные отклонения, описывается то, что «имеет место лишь в большинстве случаев и при соответствующих предпосылках...».

Более того, этика вместе с политикой является наиболее важной наукой, имеет как бы родовое значение по отношению к другим практическим дисциплинам. Эта особая роль этики объясняется тем, что она рассматривает действия человека с точки зрения их общих оснований, конечных целей. В силу своеобразия своего предмета этика должна оставаться на высоких уровнях абстракции; она не может дать выписанную во всех частностях, деталях схему поведения конкретного индивида. Задача этики не в том, чтобы снабдить человека шпаргалкой на все случаи жизни, а в том, чтобы помочь ему найти себя в достижении блага.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.