Здавалка
Главная | Обратная связь

И все-таки у них много общего



Мастерская по креативности

Алгоритм креативного процесса можно представить о виде пяти последовательных стадий

· информация;

· инкубация;

· озарение;

· интеграция;

· иллюстрация.

Упражнения для развития креативности

Что, если бы...

Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.

- Что если бы люди вели ночной образ жизни?
- Что если бы свиньи могли летать?
- Что если бы мы все могли читать чужие мысли?

Мы, люди, наделены «демиургическими способностями» в полной мере. Мы постоянно заняты складыванием в новых, собственных комбинациях старых кусочков великой вселенской мозаики: «Что будет, если к трем прибавить четыре, добавить соли и специй по вкусу и все это вылить на голову проходящему под окном человеку?»

Творческие люди придумывают новые комбинации сами. Нетворческие пользуются уже имеющимися: учат формулы, читают психологическую литературу, записывают бабушкины рецепты и внимательно изучают советы в глянцевых журналах. В результате их мозг функционирует примерно так... А чтобы лучше описать этот процесс, представим, что аккуратно снимаем «крышку» и заглядываем внутрь. И что же предстает нашему взору? Мы видим огромное помещение, заставленное шкафами и картотеками, с запутанным лабиринтом дорожек. По этим дорожкам перемещаются курьеры-мысли. Причем курьеры эти — страшные лентяи и консерваторы. Они не желают искать новых путей, прокладывать новые маршруты, а самое главное, они любят приносить только самые популярные ответы, до которых им проще всего добраться.

«Трава? — говорят они. — Трава у нас зеленая. Поэт? Ну, конечно, Пушкин. При чем тут какой-то Франсуа Вийон? Поэтом всегда был Пушкин, нечего гонять меня без толку. Какие бывают нарисованные домики? Квадратные, с треугольной крышей и трубой. Вот еще окошечко по центру можно приделать — и нечего заставлять меня тащиться в отсек, где хранятся крылатые дома из ваших безумных детских фантазий, — ничего там уже не найдешь, все списано».

Развивая метафору, представим, что у человека с хорошим креативным мышлением мозг обслуживается курьерами-энтузиастами, которые всегда рады возможности быстро забраться в самый захламленный, самый потайной угол — и вытащить оттуда что-нибудь неожиданное и непонятное. А вдруг нам это пригодится?

Все тренинги, рассчитанные на повышение креативности, основаны на принципе — научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Вот пять самых знаменитых упражнений, которые хотя бы по одному рекомендуется выполнять регулярно, в идеале — каждый день.

И все-таки у них много общего

Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово (если попадется «купфермеритоль» — пренебрегите им и откройте словарь еще раз). Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь нащупать между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет оба слова между собой. Например, автор этих строк в свое время чуть не сошла с ума, пытаясь осознать, что общего у бурундука и лакмусовой бумажки. Причем деваться было некуда: все происходило на семинаре по психологии, а публично ударять лицом в грязь не хотелось. Пришлось рассказать чудовищно трагическую историю про геолога, укушенного бурундуком и заболевшего бешенством, причем анализы у бедняги проверялись при помощи лакмусовой бумажки...

Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах.

Пример: Вопрос: что общего между глазом и водопроводным краном? 1. Оба слова — из четырех букв. 2. В обоих случаях буква «А» — третья по счету. З. При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана — глаз вымыть. 4. И то и другое может блестеть. 5. Из них иногда льется вода. 6. Когда они портятся, из них подтекает. А еще: ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана, а у водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.

Безумный генетик

Для этого упражнения понадобится листок бумаги и пишущий предмет. Если вы неплохо рисуете, придется на время об этом забыть. Здесь, важен процесс, а не результат. Теперь нарисуйте животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных. Хвост — как у павлина, тело червяка, передние ласты — как у тюленя, задние ноги — как у паука, уши — как у осла, глаза — как у улитки... А если вам приспичит поставить зверька на колеса или снабдить его пропеллером вместо ноздрей — еще лучше. Главное — задушить в зародыше логику и здравый смысл, которые будут взывать к вам с требованиями нарисовать вместо этого безобразия зайчика или черепашку.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.