Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста



 

Основополагающим успешного обучения в школе является правильно развитая речь. Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место. Посредством игровых комнат, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.

Игры, применяющиеся при развитии речи, подразделяются на несколько видов: сюжетно-ролевые, строительные, на бытовые темы и театрализованные. Так же существуют разнообразные подвижные игры. Например, игры, которые используют на прогулке - при помощи считалки дети выбирают водящего или несколько раз повторяют четверостишия. Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.

Некоторые родители недооценивают роль игры в развитии речи, особенно в младенческом возрасте ребенка. И это приводит к тому, что в дальнейшем дети не могут чётко изложить своё желание или мысль. А ведь процесс развития речи напрямую связан с интеллектуальным развитием ребенка. Если родители думают что «подрастет и сам научится», то они глубоко ошибаются. Ведь основы правильной речи и словарный запас не может формироваться самостоятельно.

На самом же деле процесс развития речи вплотную связано с развитием мозга, который протекает наиболее интенсивно в первые три года. Само по себе развитие мозга заложено природой, но если не создать условия для правильного развития речи ребенка, то психоэмоциональное и интеллектуальное развитие будет с каждым годом отставать от нормы.

Исследования доказали, что лишь посредством речи происходит развитие: памяти, внимания, воображения и логических способностей. Таким образом, роль развития речи огромна и в ее основе лежит игра и общение ребенка с взрослым человеком.

Начиная с 1 года с малышами можно заниматься с помощью звуковых игрушек. Спрятать игрушку за спину и издать ею звук - ребенок станет искать предмет, издающий звук. Это формирует сосредоточенность и активность. Такие примитивные детские игры как сорока белобока и ладушки тоже подходят для развития мелкой моторики рук и речи.

И помните, что развитие речи идет непосредственно при живом общении. Радио или мультики по телевизору не стимулируют её развития. Поэтому заменять чем - либо общение с взрослыми и развивающие игры не стоит.

После 3 лет роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком можно начинать играть в дидактические игры, которые стимулируют развитие речи. Например, методом подбора искать противоположные по смыслу слова - «глубокий - мелкий». Рассматривая картинки, попросить малыша рассказать о том, что нарисовано на ней, а потом придумать историю о тех персонажах, которые на ней изображены. После и на прогулке расспрашивайте ребенка – где он был, кого видел, что делал. Это формирует связную речь и память, а так же учит внимательности.

Роль игр в развитии речи колоссальна - с их помощью пополняется и формируется словарный запас. К таким можно отнести игру, в которой дети по очереди называют слова. Причем каждый последующий игрок называет слово на ту букву, на которую у предыдущего закончилось слово.

По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра - это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.

Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это развивает мотивацию речевую дошкольника. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

 

1.2 Мотивация речевой деятельности у дошкольников

 

Мотивационная сфера детей является особо актуальной проблемой. Исследование мотивационной сферы перспективно в плане развития, как теории, так и практики специальной психологии и логопедии.

Именно на данный момент это проблема является актуальной ведущие авторы и ученые, занимавшиеся данной проблемой, были Е. С Алмазова, Л.И Божович, Т.Г Воробьева, Ж.М. Глозман, Р.Е Левина, А.Н.Леонтьев А. К. Маркова, Е. И Савонько Т.Б.Филичева.

Развитие мотивационной сферы у ребенка, как отмечает Л.И.Божович, играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых требований, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации.

Из исследований И. А. Зимней и Т.Н. Ушаковой нам удалось выяснить, что еще на довербальном уровне, когда у ребенка в норме начинают свое формирование первичные интенциональные потребности у детей, а в некоторых случаях отсутствует вовсе[1]. Потребность ребенка настолько слаба, что он готов удовлетворить только биологические потребности, коммуникативный мотив общения отсутствует[2].

Коммуникативная деятельность детей долгое время остается ограниченной, в своих исследованиях Т.Б. Филичева обращает внимание на то, что, контакт со взрослыми и сверстниками у детей нарушен. Как замечено О.Л. Лехановой, дети не умеют четко и правильно сформировать и сформулировать мысль. Перед речевым высказыванием ребенок надолго умолкает, взрослый вынужден либо подсказывать слово, либо задавать дополнительный вопрос[3]. Отмечается большой интервал между словами, ребенок не может дать полноценную информацию, выразить сообщение. У него обнаруживается речевая беспомощность выражения мысли в связном высказывании.

Коммуникативная функция речи, как утверждает О.Е.Грибова, неразрывно связана с обобщающей функцией речи[4]. Нарушение коммуникативной функции речи не позволяет сформироваться обобщающей функции, так как речевые способности детей не дают возможности правильно воспринимать информацию и расширять ее при речевом общении с окружающими. Н.И.Жинкин считает, что задержка одного компонента, в данном случае речи, ведет к задержке развития другого - мышления[5]. Ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации

Удовлетворение потребностей человека в общении, представляет собой активный, целенаправленный, а главное, мотивированный процесс передачи готовой мысли. Мотивация определяет качественные особенности связных речевых высказываний. Однако специфика возникновения мотивов в речи дошкольников не выявлена. Особенно актуальным остается вопрос мотивации речевой деятельности дошкольников, так как из-за специфических особенностей формирования связных высказываний эта категория детей имеет качественные отличия в первую очередь в потребностно-мотивационной сфере деятельности. Как известно, развитие потребностей связано с развитием предметного содержания деятельности дошкольников и напрямую зависит от этапов речевого развития ребенка. На каждом этапе становления речевой деятельности появляются новые мотивы, обусловленные социализацией ребенка, появлением новых контактов, интересов.

Выводы первой главы: Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития мотивации речи у ребёнка. Возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Игры, применяющиеся при развитии речи, подразделяются на несколько видов: сюжетно-ролевые, строительные, на бытовые темы и театрализованные. Так же существуют разнообразные подвижные игры. Например, игры, которые используют на прогулке - при помощи считалки дети выбирают водящего или несколько раз повторяют четверостишия. Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.

 

 

ГЛАВА II







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.