Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ



ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ»

Что измеряется из мотивационной сферы?

Данное исследование изучает мотивы взаимодействия со взрослыми?

Что такое мотивы взаимодействия?

Под мотивами взаимодействия понимаются причины, побуждающие совместно действовать с другими людьми.

Описание исследования

Подготовка исследования.Приготовить сконструированный «телевизор» в виде ширмы с раздвигающимися занавесками.

Инструкция:

« … Попробуй поиграть с «телевизором» … ».

Проведение исследования.Исследование проводится индивидуально с детьми 2-7 лет. Ребенка приглашают поиграть в «телевизор» в отдельную комнату. На панели расположено 5 кнопок, обозначающих все варианты. Ребенок может сам «включать» наиболее интересную для него «программу». Предлагаются следующие варианты:

  1. посмотреть на заводную игрушку, появляющуюся из-за занавески;
  2. увидеть взрослого, который молча улыбнется и, протянув руку из-за занавески, погладит ребенка;
  3. поиграть вместе с взрослым в игрушку, например в машину, которую взрослый выкатит из-за экрана, а потом будет ловитьобратно из рук ребенка;
  4. прослушать сказку, которую расскажет появляющийся из-за занавесок взрослый;
  5. побеседовать с взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни.

В каком виде получаются первичные данные?

Первичные данные представляют собой выбор действия с «телевизором», сделанный ребёнком.

Обработка первичных данных:

Полученные данные вносят в таблицу.

Имя ребенка Получение новых знаний Ласка взрослого Совместные действия Слушание сказки Беседы на личные темы
1.          
2.          

Интерпретация полученных результатов:

На основании анализа выборов делается вывод о ведущих мотивах.

Источник, откуда взято описание методики:

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995, с. 68.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986, с. 54-56.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»

Что измеряется из мотивационной сферы?

Методика измеряет степень выраженности мотивов учения.

Что понимается под мотивом учения?

Под мотивом учения понимается внутренняя или внутренняя причина, побуждающая заниматься учебной деятельностью.

Описание методики

Дети последовательно осуществляют три выбора.

Стимульный материал:

Мальчики (девочки) разгова­ривали о школе. Первый маль­чик сказал: «Я хожу в школу по­тому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».

Второй мальчик (девочка) ска­зал (а): «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Да­же если бы школы не было, я все равно бы учился».

Третий мальчик сказал: «Я хо­жу в школу потому, что там ве­село и много ребят, с которыми можно поиграть».

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хо­чу быть большим. Когда я в шко­ле, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

Пятый мальчик (девочка) ска­зал г «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения ни­какого дела не сделаешь, а выучишься — и можешь стать, кем захочешь».

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что по­лучаю там пятерки».

Инструкция.

После прочтения рассказа задаются вопросы:

  1. А как по-твоему, кто из них прав? Почему? — Выбор 1.
  2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? — Вы­бор 2.
  3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? - Выбор 3.

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если со­держание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исхо­дя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.