Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОД ИНТЕНТ-АНАЛИЗА



Для проведения более качественного исследования речевого продуцирования у детей дошкольников на этапе зарождения мотивации, нами был подобран материал по исследованию Т.Н.Ушаковой об интенциональном основании речи.

В настоящее время автором выделяется три крупных направления психолингвистических исследований: это коммуникативный, когнитивный и генетический подходы. Они во многом пересекаются друг с другом. В коммуникативном подходе рассматривается проблема целенаправленной вербальной коммуникации. Внимание уделяется направленности речи, тому, в какой ситуации она произносится и для чего предназначена. Один из возможных аспектов рассмотрения этой проблемы представлен методом интент-анализа.

Данный подход позволяет рассматривать именно психологическую сторону речи, те намерения, которые в ней содержатся.

Термином интенция в психологии обозначается субъективная направленность на объект, активность сознания субъекта, намерение, лежащее в основе действия. Такого рода побудительный интенциональный толчок к говорению составляет необходимый элемент речевого процесса. Когда человек говорит, он имеет некое намерение, которое желает выразить, т.е. осуществляет направленный к определенной цели речевой акт.

Речевые интенции взрослых достаточно сложны и не так легко выявляемы, поэтому наиболее продуктивным представляется изучать появление и развитие интенций у детей.

Ниже приведены примеры интенций речи ребенка, выявленные с применением метода интент-анализа:

  1. Мальчик сидел за чаем, весело болтал: «Дима, когда будет большой, Дима будет пить водку. Дима будет папой, папа будет тетей, мама будет дядей.» При последних словах Дима рассмеялся, засмеялись и все сидящие за столом. В доме водки никто не пил, Дима слышал про нее только из разговоров.

Интенция ребенка: насмешить.

  1. Ребенок (мальчик) очень любил слушать сказки; когда родители отказывались рассказать ему сказку, он начинал их упрашивать: «Дима будет папочку любить, мамочку; папочка будет сказки говорить.»

Интенция мальчика: уговорить.

Метод интент-анализа дает возможность описать речевое развитие детей через призму теории речевой интенциональности.

На основе наблюдений и речевой деятельности детей Т.Н. Ушакова предлагает шесть обобщающих интенциональных категории.

Содержание каждой из категорий:

  • Рассуждения, объяснение, комментирование. Намерение прокомментировать, охарактеризовать ситуацию, аргументировать свои рассуждения, объяснить или выяснить что-либо.
  • Выражение эмоций. Намерение выразить свои эмоции, впечатления, желание выразить то, что интересно, значимо.
  • Желание получить свое. Желание добиться от других удовлетворения своих желаний.
  • Защита. Направленность на то, чтобы уберечь себя от неприятного воздействия, неприятных эмоций, неприятной ситуации. Желание защитить свою вещь, себя (оправдать свой поступок).
  • Привлечение внимания. Намерение продемонстрировать свои действия, получить одобрение, похвалу, насмешить, разыграть.
  • Познание правил взаимодействия людей между собой. Намерение убедиться в действительности запретов, подражание поведению взрослых.

В своей совокупности эти направленности образуют структуру, представленную на рисунке. На представленной схеме овалами обозначены интенциональные направленности и даны их названия.

Структура интенциональных наппавленностей речи ребенка является обощенной.

Таким образом, мы предлагаем использовать данный метод интент-анализа при исследовании мотивации речевого общения. Выделенные автором категории помогут определить каким образом протекает коммуникативное развитие ребенка, на что именно оно направленно. Данный метод помог нам исследовать один из основных этапов внутреннего порождения речи, возникновение мотивации. Таким образом, чем больше у ребенка возникает интенциональных направленностей, тем ярче его общение, тем чаще возникает мотив к речевому продуцированию

Таблица 1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.