МЕТОД ИНТЕНТ-АНАЛИЗА
Для проведения более качественного исследования речевого продуцирования у детей дошкольников на этапе зарождения мотивации, нами был подобран материал по исследованию Т.Н.Ушаковой об интенциональном основании речи. В настоящее время автором выделяется три крупных направления психолингвистических исследований: это коммуникативный, когнитивный и генетический подходы. Они во многом пересекаются друг с другом. В коммуникативном подходе рассматривается проблема целенаправленной вербальной коммуникации. Внимание уделяется направленности речи, тому, в какой ситуации она произносится и для чего предназначена. Один из возможных аспектов рассмотрения этой проблемы представлен методом интент-анализа. Данный подход позволяет рассматривать именно психологическую сторону речи, те намерения, которые в ней содержатся. Термином интенция в психологии обозначается субъективная направленность на объект, активность сознания субъекта, намерение, лежащее в основе действия. Такого рода побудительный интенциональный толчок к говорению составляет необходимый элемент речевого процесса. Когда человек говорит, он имеет некое намерение, которое желает выразить, т.е. осуществляет направленный к определенной цели речевой акт. Речевые интенции взрослых достаточно сложны и не так легко выявляемы, поэтому наиболее продуктивным представляется изучать появление и развитие интенций у детей. Ниже приведены примеры интенций речи ребенка, выявленные с применением метода интент-анализа:
Интенция ребенка: насмешить.
Интенция мальчика: уговорить. Метод интент-анализа дает возможность описать речевое развитие детей через призму теории речевой интенциональности. На основе наблюдений и речевой деятельности детей Т.Н. Ушакова предлагает шесть обобщающих интенциональных категории. Содержание каждой из категорий:
В своей совокупности эти направленности образуют структуру, представленную на рисунке. На представленной схеме овалами обозначены интенциональные направленности и даны их названия. Структура интенциональных наппавленностей речи ребенка является обощенной. Таким образом, мы предлагаем использовать данный метод интент-анализа при исследовании мотивации речевого общения. Выделенные автором категории помогут определить каким образом протекает коммуникативное развитие ребенка, на что именно оно направленно. Данный метод помог нам исследовать один из основных этапов внутреннего порождения речи, возникновение мотивации. Таким образом, чем больше у ребенка возникает интенциональных направленностей, тем ярче его общение, тем чаще возникает мотив к речевому продуцированию Таблица 1 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|