Здавалка
Главная | Обратная связь

Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему



С Именем Аллаха Милостивого Милующего

 

كتاب العلم
Книга знания

 


Автор: Шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усеймин

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

Определение знания
Достоинство знания
Положение знания

Раздел:

Определение знания

 

[Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин]:
Языковое значение: «العلم» «знание» – противоположность понятию «الجهل» «невежество», т.е. познание какой-либо вещи твердым познанием так, как она соответствует действительности.
Терминологическое значение: Некоторые ученые сказали: познание, противоположное невежеству. Другие ученые сказали: Поистине, понятие «знание» более понятное, чем давать ему какое-либо определение.

То, что нас интересует и принесет нам пользу, это шариатское знание. Шариатское знание - это знание, которое было ниспослано Всевышним Аллахом Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха, из ясных доводов и прямого пути.

 

Это то знание, в котором заключается похвала и хвала Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Кому Аллах желает добра, тому Он даст понимание (фикъх) религии». См. аль-Бухари 71, Муслим 1038, ибн Маджах 221, Ахмад 93/4, Малик 1667, ад-Дарими 226.

 


Также Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине пророки не оставляли в наследство ни динара, ни дирхема. Однако, они оставляли в наследство знания. Тот, кто приобрел его, тому достался великий удел». См. абу Дауд 3641, ад-Дарими 342.
Общеизвестно то, что пророки оставляли в наследство только знание о шариате Всевышнего Аллаха, и не оставляли никакого иного знания, кроме этого. Пророки не оставляли в наследство людям знание о производстве и о том, что касается этого. Напротив, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Медину, увидев, как люди опыляют пальмы (т.е. оплодотворяли их). Увидев их утомление в этом деле, он сказал им, что нет нужды в этом. И они оставили это дело, т.е. опыление пальм. Однако, пальмы после этого испортились. Затем пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал им: «Вы лучше разбираетесь в ваших мирских делах». См. Муслим 2363, ибн Маджах 2471, Ахмад 123/6.
Если бы это мирское знание было тем похвальным знанием, то посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был бы самым знающим среди людей относительно этого знания. Потому что он, мир ему и благословение Аллаха, является тем, кто больше всех подвергается похвале из-за своего знания и дел в соответствии с этим знанием.
Значит, шариатское знание является похвальным, и является похвальным тот, кто совершает дела в соответствии с ним. Этим самым я не отрицаю того, что в остальных науках есть польза. Однако эта польза обусловлена двумя вещами, из них: если ее используют в подчинении Аллаху, в помощи религии Всевышнего Аллаха, и если ее используют в принесении пользы рабам Аллаха, то в таком знании есть добро и польза. И может быть и так, что изучение такого знания является обязательным в некоторых случаях, если это заходит под слова Всевышнего Аллаха:

وَأَعِدُّواْ لَهُم مَّا اسْتَطَعْتُم مِّن قُوَّةٍ وَمِن رِّبَاطِ الْخَيْلِ
Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней

(Сура аль-Анфаль, аят 60)

 


Многие обладатели знания говорили, что изучения производственных наук является фард кифайа (т.е. если определенная группа выполняет это, то с остальных выполнение этого дела спадает, - прим. переводчика). И это потому что люди нуждаются в посуде, из которых они могли готовить пищу, или могли бы пить из нее, и другие вещи посредством которых люди получают пользу. Если же нет того, кто бы занимался этим делом, то изучение этих наук становится фард кифайа. И это является местом разногласия среди ученых.
Несмотря на это похвальным знанием является шариатское знание, посредством которого человек начинает понимать Книгу Аллаха и Сунну посланника, мир ему и благословение Аллаха. А все, что помимо этого, является путем к благу или путем к злу, и это будет зависеть от того, к чему это приводит.

 

Раздел:

 

Достоинство знания

 

[Слова шейха]:
Поистине, Всевышний Аллах похвалил шариатское знание и его обладателей. Также побудил своих рабов к приобретению знаний и к его увеличению, также к этому побуждает и пречистая Сунна. Знания является наилучшим из благих дел. Также оно является самым наилучшим и величайшим поклонением, после обязательных предписаний.
Потому что требование знания является одним из видов джихада на пути Аллаха. Так как религия Аллаха поднялась посредством двух вещей:

Первое из них: посредством знание и разъяснение довода.
Вторая вещь: посредством вооруженного сражения.

И эти две вещи не разделимы. Так как не может подняться религия Аллаха, кроме как посредством этих двух вещей. И первая вещь предшествует второй. Потому что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не нападал на какой либо народ, пока до них не доходил призыв к Всевышнему Аллаху. Таким образом, знание предшествовало сражению.

 


Всевышний Аллах говорит:

أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ آنَاء اللَّيْلِ سَاجِداً وَقَائِماً يَحْذَرُ الْآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ

Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему

(Сура аз-Зумар, аят 9)

 

Вопрос:
Разве сравнится тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, разве он сравнится с тем, кто возгордился над подчинением Аллаху?
Ответ:
Нет, не сравнятся.

Вопрос:
И тот, который выстаивает молитвы, надеясь на награду Аллаха, страшась Последней жизни, все это он совершает по причине шариатского знания или по причине невежества? (т.е. что его побудило быть смиренным в своей молитве? – прим. переводчика).
Ответ:
По причине шариатского знания.

И поэтому Всевышний Аллах сказал:

قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.