Здавалка
Главная | Обратная связь

Широта подхода к вопросам, в которых есть разногласия



Т.е. чтобы его грудь была широкой к восприятию разногласий в религии, которые являются следствием иджтихадов (выведение каких-либо положений в религии посредством определенных правил, основываясь на доказательствах)
Поэтому бывает так, что ученые разногласят, по причине того, что каждый ученый проявляет свой иджтихад относительно хадиса или аята, понимают их по разному, основываясь на определенные правила и на языковое значение слов.

Вопросы разногласия между учеными бывают:

• Либо вопросы, в которых нет места для иджтихада и положение какой-либо вещи ясна. В этом случае нет оправдания тому, кто противоречит этому вопросу.

• Либо такие вопросы, в которых уместен иджтихад. То в таком случае может быть оправдан тот, кто противоречит. И здесь слова тех, кто противоречит, не могут являться абсолютным доводом для противоположной стороны. Так как те, в свою очередь, могут заявить обратное, т.е. о том, что их слова являются доводом.


Этим самым я хочу сказать, что в религии нет места каким-либо идеям, мнениям, мыслям и т.д. То, что касается тех, кто противоречит пути праведных предшественников в таких вопросах, как ‘акъида (вероубеждение), то не принимается чье-либо мнение, противоречащее тому, на чем были праведные предшественники. А то, что касается других вопросов, в которых уместны какие-либо мнения, иджтихады, то не следует делать из этого разногласие, или делать это причиной для вражды и ненависти. Это является слабостью, которая проявляется в последнее время.
Т.е. не надо обвинять в нововведении того, кто противоречит тебе в каком-либо вопросе, в котором существует разногласие.

Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) разногласили во многих вопросах. Тот, кто хочет узнать об этом подробнее, то пусть вернется к асарам (приданиям), относительно этого. Вопросы, в которых разногласили сподвижники, были более значительными, чем те вопросы, которые люди нашего времени взяли себе привычкой делать из этих вопросов разногласия. Даже доходит до такого, что люди делают это для того, чтобы организовать какие-то группировки, партии, говоря: «Я с этим человеком и все, и следую только за ним, не отходя от него не на пядь», кто-то другой говорит: «Я с тем-то». Как будто бы этот вопрос - вопрос этих партий на этом ограничивается.

Например, кто-то им скажет: «Не клади правую кисть на левую, когда выпрямляешься с поясного поклона. Однако отпускай их по швам». Если же ты не поступишь так, то ты становишься для него приверженцем нововведения.

Некоторые начинают перегибать палку относительно этого вопроса. А этот вопрос иджтихада. Т.е. нет конкретного довода ни у тех, кто говорит, что надо ставить руки на грудь, и ни у тех, кто говорит, что надо отпускать руки после поясного поклона.

Слово «мубтади’» (приверженец нововведений) для души является не легким. Если же кто-то употребит это слово в отношении меня, то это оставит в моей груди неприятный след, и вызовет отвращение к этому человеку. Так как человек является слабым созданием. Мы же скажем, что в этом вопросе есть широта: либо молящийся ставит руки на грудь (после поясного поклона), либо опускает. И на это указал имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах): «Здесь человек выбирает: если хочет, то кладет руки на грудь, если нет, то опускает их». Потому что положение относительно этого широкое.

Вопрос:Что же является сунной в этом вопросе, если рассмотреть его подробнее?
Ответ: Сунной является возложение правой руки на левую, после поясного поклона, также, как она была возложена до поясного поклона.

Доводом на это является хадис от Сахля ибн Са’ада, да будет доволен им Аллах: «Людям было приказано возлагать правую руку на левую в молитве» Сахих аль-Бухари.
Поразмысли, этими словами он (Сахль ибн Са’ад) подразумевал состояние в суджуде (земной поклон)? Или он имел в виду состояние в поясном поклоне или в состоянии сидения? Нет. Однако он подразумевал стояние, которое охватывает стояние перед руку’ (посной поклон) и стояние после руку’.

Является обязательным для нас то, чтобы мы не делали это разногласие между учеными причиной споров и раздоров. Так как каждый из нас желает истины. И каждый совершает то, к чему привел его иджтихад. Пока этот вопрос находится в таком состоянии, не дозволено брать это причиной для вражды и разделения между учеными. Потому что ученые не переставали разногласить даже во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Значит, является обязательным для требующих знания быть одной рукой, и не делать подобные вопросы причиной вражды и ненависти. Однако если ты противоречишь своему спутнику, на основе довода, который тебя обязывает поступать так-то, и у твоего спутника также имеется довод, на основе которого он противоречит тебе, то является для вас обязательным в таком случае пойти по одному пути, и увеличивать между собой любовь.
Т.е. нужно уважать этого брата за то, что он не следует слепо за кем-то, проявляет усердие, берет далиль (довод) и говорит: «У меня в этом вопросе есть далиль (довод)». А ты говоришь ему: «И у меня в этом вопросе есть далиль». Т.е. у каждого есть далиль, что и требуется, чтобы каждый следовал доводам.

И поэтому мы любим и подбадриваем нашу молодежь, у которой сейчас сильное стремление к тому, чтобы связывать определенные вопросы с доводами и строить свое знание на Книге Всевышнего Аллаха и Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И мы видим в этом огромное благо. И это является радостной вестью того, что открываются двери знания на основе правильного манхаджа (методологии). И мы не хотим, чтобы они делали эти разногласия причиной разделения на партии и вражды между собой. Всевышний Аллах сказал Своему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха):

إِنَّ الَّذِينَ فَرَّقُواْ دِينَهُمْ وَكَانُواْ شِيَعاً لَّسْتَ مِنْهُمْ فِي شَيْءٍ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.