КРОВАВЫЕ ЖЕРТВЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В истории народов нередко использовалось жертвоприношение при строительстве зданий, крепостей, храмов, при переходе на новое место жительства племени и т. д. В энциклопедическом труде Э. Б. Тайлора «Первобытная культура» [91] рассказывается о многих таких обычаях. В Шотландии существовала древняя народность пиктов, которым легенды приписывают постройки доисторической древности. Закладку этих построек орошали человеческой кровью. Согласно легенде даже святая Колумба повелела зарыть святого Орана живым под фундаментом своего монастыря, чтобы умилостивить духов земли, которые ночью разрушали то, что строилось днем. В Германии даже в 1843 году (XIX век!) всерьез обсуждалось, что при закладке нового моста в Галле надо бы заложить живого ребенка в основание постройки. В Европе было широко распространено поверье, что для прочности фундамента при строительстве церквей, стен, мостов, башен требуется человеческая кровь (с убиением или редко без убиения) или же замурованная заживо в фундамент или основание постройки человеческая жертва, как правило, сильная, молодая, здоровая, красивая, нередко - невинная девушка (у нее - самые сильные энергии! -М.Т.). Соблюдение этих обычаев подтверждается хрониками, преданиями, церковными записями во многих странах. В 1463 году в Ногате стали ремонтировать разрушившуюся плотину. Крестьяне, по совету старожилов, бросили под нее нищего, предварительно напоив его пьяным. В Тюрингии, когда строился замок Дибенштейн, для того, чтобы будущий замок был крепким и неприступным, за большие деньги купили у матери ребенка. Пока его замуровывали, он ел пирог и говорил маме, что ему ее еще видно немножко. Стена города Копенгагена несколько раз обрушивалась, пока ее строили. Наконец, взяли маленькую девочку, посадили ее за стол с угощениями и игрушками, и пока она играла и ела, двенадцать каменщиков воздвигли над ней свод. Затем под громкую музыку стена была завершена, и с тех пор стены Копенгагена стояли крепко. Итальянская легенда рассказывает о мосте через реку Арту, который часто обрушивался. Тогда в него заложили жену одного из строителей. Говорят, что когда она умирала, то произнесла заклятье, чтобы с этого времени он дрожал, как осиновый лист. Так он и дрожит до сих пор. Славянские князья, закладывая «детинец», по старому языческому обычаю, высылали людей, чтобы схватить первого мальчика, который встретится, и закладывали его в стену здания. Английская легенда о мастере Вортигерне говорит, что он не мог окончить строительство своей башни, пока камни фундамента не были смочены кровью ребенка, рожденного матерью без отца. В Африке, в Галаме, перед главными воротами нового укрепленного поселения обычно зарывали живыми мальчика и девочку, чтобы сделать укрепление неприступным. В Полинезии центральная колонна одного из храмов Мавы была воздвигнута над телом человеческой жертвы. Один из путешественников на острове Борнео был свидетелем того, как при сооружении большого дома вырыли глубокую яму для первого столба, который был подвешен над ямой на веревках. Девушку-невольницу опустили в яму и перерезали веревки. Громадный брус упал в яму и раздавил девушку. Это была жертва духам. В Японии существовало поверье, будто стена, поставленная над телом добровольной жертвы, стоит долго и предохраняется от разных несчастий. Находились несчастные невольники, считавшие, что уж лучше умереть, чем жить в неволе. Они добровольно ложились в яму в основании стены. На него наваливали тяжелые камни, убивали жертву и строили стену. В Бирме для строительства укрепленного рва города Мандалайя даже утопили королеву в этом рву, чтобы он стоял прочно. Описан случай в Индии, в Пенджабе. Когда раджа Сала-Бин строил укрепление Сиал-Кот, основание юго-восточного бастиона разрушалось несколько раз. Раджа обратился к гадателю. Тот сообщил, что бастион не будет держаться, пока не будет пролита кровь единственного сына какой-нибудь женщины. Был найден сын одной вдовы, и бастион был достроен. Все описанные случаи я привела по книге Э. Б. Тайлора ([91], с. 86-88). Но нам необязательно ходить за историями в другие народы. И в России эти обычаи существовали. В Санкт-Петербурге стоит красавец-храм - Спас На Крови. В моем родном Нижнем Новгороде есть всем известная Коромыслова башня, одна из башен Нижегородского Кремля, выходящая на главную площадь города- ныне площадь Минина. По легенде, при ее строительстве в XI веке в основание бросили девушку, проходившую мимо и несшую волу в бадьях на коромысле. Это дало название башне. Башня жива. Теперь в ней проходят всевозможные выставки и презентации. Почему так крепко держались эти поверья и сами здания? Все дело в энергиях пролитой крови. Считалось, что эта кровь, жертвуемая духам, умилостивит их, и духи будут охранять постройку. Кровь детей и молодых невинных девушек - наиболее ценная жертва, так как их душа безгрешна. Здания держались на энергиях веры человеческой и энергиях астральных тел жертв, которые, как правило, были «привязаны» к месту, не имея возможности уйти, так как с ним были связаны постоянные воспоминания людей, закреплявшие таинственную связь души погубленного человека с духами и душами местности и эгрегора верований. Не все в этих легендах вымышлено и не все беспочвенно в этих верованиях. Тайны крови глубоки. Кровь действительно укрепляет структуры грубой материи, при строительстве которых она использовалась. Но это не означает, что нет выхода и надо приносить человеческие жертвы. Понимали это и многие народы, где бытовали эти страшные обычаи. Нередко встречались попытки «обмануть духов», заменяя кровь человека кровью животного или петуха. Иногда вместо живого человека в жертвенную яму клали пустой гроб, уверяя духа, что там живой человек. Конечно, все это выглядит наивно, но это были попытки прекратить кровопролития жертвенных людей при соблюдении обычая внешнего. Приводятся описания закладки пустых гробов в Германии. Известно из церковных книг, что в Дании в одной из церквей под алтарем зарыт ягненок. Известно человеческое кладбище, на котором первой была зарыта лошадь. В современной Греции существует поверье, что первый, кто пройдет мимо этого сооружения после того, как оно будет построено, умрет в течение года. Чтобы этого не произошло, каменщики в качестве замены убивают на первом камне петуха или ягненка. Германская легенда гласит, что строительству моста мешал злой дух. Ему пообещали в жертву душу первого, кто пройдет по новому мосту. Мост был построен, но духа обманули, пустив первым петуха. Мост стоит. ([91], с. 87) С этими же идеями связаны обычаи при входе в новый дом -пустить туда кошку, а в некоторых народностях - ягненка. Как можно догадаться, в основе всех поверий и обычаев приносить человеческие жертвы лежит главное свойство крови - ее энерго-информа-ционная сила. Вложенная в кровь жертвы информация надежды и веры, что сбудутся чаяния людские - о крепости здания, о хорошем урожае, о благополучном переселении, о хорошем исходе воинского наступления или обороны и т.д. - оседали навечно в этой пролитой крови, которая никуда не денется с этого места и всегда (даже засохшая и истлевшая!) будет излучать вложенную идею. Можно представить, сколько горя и слез невинных людей, принесенных в жертву, и их родственников, оплакивавших потерю своих любимых, окропляло жертвенные места! Сколько молений было прочитано под стенами крепостей и замков, построенных на крови невинных жертв! Да, «кровь людская - не водица». Хотя и вода обладает огромной информационной силой. Кровь скрепляет братство людей. В старину были обычаи кровного братства, когда люди, надрезая кожу на руках, терлись ранами друг об друга. Такое братание обязывало людей к ответственной защите друг друга, верности и преданности. Бывало и другое братство, когда братьями становились по преступлениям, проливая чужую кровь. Но это уже другой оттенок «братства» - здесь встречались «братья по крови горячей и густой», как поется в песне «Бригантина». Многие народы раньше поддерживали обычай кровной мести, что широко описано в литературе. В Европе это называлось вендеттой. К сожалению, у кавказских народов и сейчас существуют проявления этого обычая, хотя теоретически они преследуются по закону. Кровь связывает людей и воспоминаниями о проведенных вместе сражениях: «Бойцы вспоминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они» Фронтовики всю жизнь не могут забыть годы войны, где на крови проверялась их настоящая дружба, патриотизм, братство народов. Они считают эти годы лучшими в своей жизни, хотя эти годы и были самыми трудными. Многие из них потом не могли найти себя в жизни, так как любая деятельность казалась им гораздо более низкой по сравнению с кровным братством фронтового содружества. Даже понятие поединка связывается с кровью. Договариваются, как драться: до первой крови или, наоборот, до последней капли крови! Суетные и кровожадные мысли человеческие дают немало осложнений в жизни любого народа, в котором на первом месте почитаются блага земные, а не законы Вселенской нравственности -Любви, Мира, Мудрости и Спокойствия. Земля, родная наша матушка, конечно, все возьмет - и кровь людскую, и тела. И вновь отдаст природе. Как в песне Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце»: Красная-красная кровь, Через день она просто земля, Через два на ней цветы и трава, Через три она снова жива И согрета лучами звезды По имени Солнце. Я слышала лично, с каким непередаваемым проникновением эту песню пели солдаты, ехавшие со своим старшиной в электричке. Они были в военных пятнистых одеждах. Возвращались со службы. Только что шутили, смеялись, и вдруг посерьезнели и молчали после песни. Вот что значит кровное родство. Уже и Цой давно погиб, но в их сердцах живет. Значит, и в крови. Потому что это такое глубокое, над чем нельзя шутить, и чего нельзя забыть... Люди, не проливайте кровь! Нельзя войти в новый мир на крови. Счастливый мир нам никто не принесет, кроме нас самих. Надо создавать его с Любовью! Я желаю вам Радости и Любви! Будьте счастливы!
ПРИЛОЖЕНИЕ! КРОВЬ И МАГИЯ ИСКУССТВА 1. Мы давно уже поняли, читатель, что искусство - это магия. Магия формы, магия содержания, магия цвета, магия идеи... И много других магий. Возникало оно как потребность выражения души. А мы помним, что душа и кровь есть одно. Поэтому в искусстве, как выражении души всегда, проявляются вибрации крови. Чьей крови? И создателя произведений, и его почитателей. Вспомним замечательный и очень характерный случай. Однажды на художественной выставке картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, тогда еще не переданной обратно в Дрезденскую галерею (она была трофеем войны и реставрировалась в России), ее с трепетом рассматривала великая актриса нашего века Фаина Раневская. Стоящий около картины паренек небрежно сказал; - Ничего особенного. И что люди в ней находят? Она мне не нравится. Возмущению Раневской не было предела. Она оглядела паренька с ног до головы и назидательно ответила: - Молодой человек! Эта дама за четыреста лет приняла поклонение от стольких людей, что сама уже вправе выбирать, кому ей нравиться, а кому - нет! Действительно, Рафаэль вложил в этот портрет столько восхищения женской красотой, силой и нежностью материнства, любовью чистого сердца и пронзительной чистотой детской души, что этот шедевр привлекает всех людей, у которых горит огонь светлой души. Это было в крови художника, как светлый идеал человеческой Мадонны. И эти излучения картины, ее чистых энергий тоже поступают, вливаются прямо в кровь зрителей, оказывая невероятно сильное действие, поскольку Любовь в ее высшем выражении - главная Вселенская сила. И энергии радости, Любви, счастья, идут от восхищенных зрителей в тот все более укрепляющийся в своей мощи эгрегор картины, начало которому положил художник при ее создании. А потом накопился такой огромный запас энергий Любви, связанный с этой картиной, что начал действовать, привлекая зрителей по закону подобия — «подобное притягивает подобное». Те, чьи сердца играют в унисон с заложенными в ней идеями и средствами выражения, красотой и духом, могут стоять около нее часами, не слыша и не видя ничего вокруг. Они находятся не рядом с картиной, а в ней. Их кровь испытывает в этот момент высшие вибрации духовной и человеческой красоты, красоты души, покоряющей мир. И те, кто еще не имеет в крови таких вибраций, отторгаются картиной. Она им не нравится, заметьте! И здесь уже не годится фраза «не принимаю картины». Здесь, скорее, фраза «Картина не принимает меня» была бы более подходящей. 2. Искусство многообразно. Музыка - это целый мир звуков Вселенной. Живопись - отражение музыки мира в цвете и свете. Литература - эти же образы в слове и передаче вселенских смыслов. Архитектура - застывшая музыка. Скульптура - тоже. И все это — выражение энергий гармонии Вселенной. А сам художник или поэт - это инструмент, созвучный тем энергиям, которые он может выразить. Всегда ли они прекрасны, эти способы выражения и самовыражения? Конечно, нет. Это зависит от того, из каких энергий собран сам автор. Искусством признается уже то мастерство, с которым он выразил себя. Ну, а если он таков, что лучше бы не стоило и «выражаться»? И почему себя, а не вселенские законы и их проявления? И всякий ли художник в широком смысле этого слова, сумеет совместить выражение вселенских проявлений с выражением самого себя? В искусстве всегда больше вопросов, чем ответов. Какая энергия в нашей Солнечной системе самая главная? Любовь! Какое слово рифмуется в поэзии со словом Любовь? Кровь! Эти слова не случайно так хорошо рифмуются в нашем замечательном русском, исконно арийском, изначальном человеческом языке. У этого созвучия корни вселенского значения, выражающие главную Силу Космоса-Любовь, проявляющуюся именно через живую кровь, огненную реку Жизни. Но одно дело, когда это созвучие представляет величайший из всех поэтов мира, духовидец и предсказатель Александр Сергеевич Пушкин, информационная емкость языка которого не имеет равных при всей необыкновенной поэтичности и красоте стиха, и совсем другое дело, когда за эти рифмы берется кто-то, не изведавший чувств, не наделенный огненной силой стиха и сердца, пытающийся механически соединить эти великие слова «кровь - любовь» в рифме. Вот Пушкин: ...Как много для тебя восторгов, наслаждений, И сладостных забот, и милых заблуждений! Как часто новый жар твою волнует кровь! Ты сердце пробуешь в надежде торопливой, Зовешь, вверяясь им, и дружбу и любовь. («Л. Пушкину», 1823 г.) Вот его современник, достаточно глубокий поэт сердца Константин Николаевич Батюшков, отдавшийся поэзии полностью, всем своим сердцем: Но ты, владычица Любви, Ты страсть вдохнешь и в мертвый камень; И в осень дней твоих не погасает пламень, Текущий с жизнию в крови. («Из Греческой антологии», стих 9-й, 1819 г.) А вот еще один их современник, расцвет поэзии которого пришелся на 20 - 30 лет позже, - Владимир Григорьевич Бенедиктов. О нем в его время знали, кажется, все, хотя мало кто его дочитывал до конца. Одаренный поэт, знавший в жизни и восторженные похвалы, и оглушительный разгром, разруганный Белинским, Чернышевским, Добролюбовым, и сам назвавший свою почти скандальную известность «сомнительным венцом», был полон противоречий и заблуждений [57].Что призывал он, что ценил? Читайте: Да не будет изгнан мрак Сердцу милых заблуждений! Да живет, волнуя кровь, И безумная любовь! («Тост», 1839г.) И вот чудный образчик из народного юмора: Пламенеет жутко кровь, Значит, есть во мне любовь! Не берусь цитировать тысячи стихотворных строк других поэтов. Читатель свободно сделает это сам, и, думаю, с удовольствием, отмечая при этом, что характер вибраций стиха о любви и крови непременно и очень ярко соответствует вибрациям сердца и крови авторов произведений. Л не приводила стихов иностранных поэтов в русском переводе, так как поэт в переводе - это не сам поэт. Найти переводчика, адекватно передающего не только форму и идею, но и вибрации сердца и крови поэта - это задача невыполнимая. Может получиться только более или менее талантливое приближение. Но давайте сравним, что же именно содержится в этих кратких строках? Пушкин, как всегда, с потрясающей гениальностью выразил жизненную силу и младость играющей крови как животворного начала Вселенской Любви. Батюшков отметил, что любовь может оживить даже мертвый камень, вдохнув в него пламень жизни, текущий в крови. Бенедиктов выпятил безумство любви, волнующей кровь, но не желая расстаться с мраком заблуждений, вполне осознанных, и забыв напрочь, что главное качество любви не безумство, а животворящее начало. Ну, а в последнем народном двустишии упомянут не только пламень крови, его сила, и связь с любовью (т.е. все, что надо!), но при этом кратко и емко высмеяны попытки бездарной рифмовки Великих Слов Жизни. Как поэту не говорить о любви? Но большинство из них все-таки старается убежать от рифмы «кровь-любовь» как от заезженной до предела. Например, сам Пушкин многократно рифмует.«любовь» со словами «вновь», а родительный падеж «любви» со словами «мои», «твои», «рви», «лови», «зови» и др. Иногда слово «любовь» прячут в середину строки. Но это дела не меняет: любовь и кровь навсегда связаны нитью самой жизни. Когда угасает жизнь, угасает и огонь в крови, и обратное тоже верно. Угасает и любовь - пылкая любовь между мужчиной и женщиной. Но никогда не гаснет в сердце огонь великой любви ко всему совершенному, прекрасному, духовному. У слабых духом такое угасание жизни приводит чаще к пессимизму и безысходности, у сильных - к соединению с вечными истинами Вселенной. Например, даже у сильного духом Пушкина мы читаем: Но все прошло! — остыла в сердце кровь. В их наготе я ныне вижу И свет, и жизнь, и дружбу, и любовь, И мрачный опыт ненавижу. (В.Ф. Раевскому, фрагмент, ответ на второе послание радикального декабриста В.Ф. Раевского «Певец в темнице»,1822 г.) Здесь Пушкин, конечно, отражает настроения Раевского, но от всего стихотворения веет грустью и тоской от того, что: Я говорил пред хладною толпой Языком Истины свободной, Но для толпы, ничтожной и глухой, Смешон глас сердца благородный. (Там же, см. [59], т. 1, с. 281) Но вспомним Батюшкова. Какая грустная судьба его сразила! Его мать, страдавшая психическим заболеванием, умерла, когда сыну было около восьми лет. В возрасте тридцати четырех лет он и сам заболел тяжелым и неизлечимым душевным недугом. Временами он испытывал просветление и писал в стихах о горечи осознания несбывшейся жизни. Батюшков понимал, что сам человек или есть поэт, и тогда поэзия у него в крови, или не поэт, тогда и кровь его не чувствует поэзии в самом высоком смысле этого слова. «Поэзия, осмелюсь сказать, требует всего человека», - писал он («Нечто о поэзии»,1815 г.). Он понимал поэзию сердцем: И гордый ум не победит Любви — холодными словами. Но меркнущее сознание поэта уже не вместило восстания декабристов 1825 года, не вместило понимания величия целой плеяды талантливейших писателей, поэтов, художников, музыкантов середины XIX столетия. Вторую половину жизни он прожил в родной Вологде в семье племянника, где умер в1855 г. Метаморфозы живой крови 291 Чувствуя приближение болезни, он уже в 1815 году довольно пессимистично обращается к памяти сердца и меняет рифмы на более грустные: Хранитель гений мой — с любовью В утеху дан разлуке он; Засну ль? приникнет к изголовью И усладит печальный сон. («Мой гений») В своих последних стихотворениях Батюшков становится уверенным в рабской сущности человека, который не может повлиять на судьбу: Ты знаешь, что изрек, Прощаясь с жизнию седой Мельхиседек? Рабом родится человек, Рабом в могилу ляжет, И смерть ему едва ли скажет, Зачем он шел долиной чудной слез, Страдал, рыдал, терпел, исчез. (1821 г., [58], с. 225) Небольшой экскурс в рифмовку «кровь-любовь» я хочу завершить отрывком из Тютчева. Пятидесятилетний поэт писал о последней любви, но сохранял светлую надежду благодаря живущей в сердце нежности. Федор Иванович был очень светлым поэтом, которого любили и раньше, и сейчас любят - за то, что он даже в безрадостные моменты умел «продлить очарованье»: Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность.,, О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. («Последняя любовь», между 1852 и1854 г.) 3. Совершенно невозможно сделать полный анализ того, как в искусстве отражена тема состояния эмоций человека в зависимости от состояния крови и состояния крови от состояния эмоций. Этим пронизаны буквально все хорошие произведения - поэтов, музыкантов, художников, — вообще всех тех, кто когда-нибудь что-то творил, вкладывая в свое творение всю свою душу. Содеянное с усладой души вызывает радость. Именно радости ищем мы в творчестве. Но в человеке живет еще и генная память, которая заставляет его волей-неволей отмечать изменениями в крови все волнующие его или изменяющие его жизнь события. На крови клянутся в верности и дружбе - до последней капли крови. Зрители, наблюдающие сцены - зрелищ, битв, поединков - жаждут крови. «Убей!» - кричали гладиатору, повергнувшему соперника к ногам. «Убей!» - кричат матадору на корриде. «Давай-давай!» -визжат зрители даже на боях петухов, остервенело дерущихся, не взирая на пущенную кровь. Им надо все больше, больше крови! И зрители при виде боя сами входят в озверелое состояние, подогревая свою кровь при виде чужой крови. После чего и сами могут пойти крушить, ломать и резать. Разве не узнаем мы эти картины и эмоции сейчас в третьем тысячелетии? Особенно ярко будоражат сознание большинства людей картины талантливых художников, где образы наглядны и где зритель и сам может как бы влиться в картину и стать участником изображенных действ. Чувствительный зритель может на наглядном образе соединиться душевной волной с идеей - замыслом художника, ощутить его вибрации сердца и крови, принять его с любовью или отторгнуть с ненавистью. Все чувства обостряются, когда ты смотришь на картину... Многих людей с горячей кровью привлекают картины, где изображена льющаяся кровь. Подолгу стоят в Третьяковской Галерее у картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Я пыталась наблюдать, что рассматривают в ней разные люди. Заметила: безумные глаза Грозного и кровь, льющуюся из виска сына. Они - в центре картины, и по месту, и по идее. Впечатление, усиленное талантом гениального художника, доводится до гротескных форм. - Не могу отойти от картины, - сказала мне одна пожилая женщина, видя, что я интересуюсь ее впечатлением, и горестно вздохнула. - Почему же? - спросила я с участием. - Знаете, у меня сына убили. Я видела его. Он лежал точно в такой же позе, и кровь из виска текла так же. Смотрю на картину, а вижу своего сына. Уж который год хожу. Мы вместе вышли из музея. Я постаралась отвлечь ее от тяжелых мыслей. Что можно посоветовать одинокой матери? «Да, конечно, я на всякие выставки хожу, на пейзажи и цветочки смотрю, красивую музыку иногда слушаю, с людьми общаюсь, но без Третьяковки как прожить культурному человеку? А когда сюда приду, разве этот зал обойду? Так вот и хожу», - объяснила она. Да, это уже невозможно вычеркнуть из жизни. Так тяжелое прошлое соприкасается с тяжелым настоящим. Кстати, эта картина не так проста, как можно иногда подумать. Кроме психологической глубины, в ней есть и мистический смысл. Он скрыт даже в самой истории написания картины. В 1885 году Илья Ефимович Репин неожиданно для других отложил на время три новые начатые им картины и срочно взялся за написание картины об Иване Грозном. Причину такого спешного поворота он объяснил спустя несколько лет в беседе с Василием Суриковым: «Мне привиделся сам царь Иван Грозный. Он умолял меня, чтобы я непременно и как можно быстрее поведал людям о его грехе. И о том, как он сожалеет о нем...». Можно отметить и время написания: в отличие от остальных картин, над которыми Репин работал обычно по нескольку лет, картину «Иван Грозный и сын его Иван» он создал меньше, чем за год («Оракул»,№8, 1999, с. 14). Царь сожалел о пролитой крови. Когда пришло к нему раскаяние? Вспомним гениальную картину Рене Магритта «Память» (1954 г.) Жаль, что не все репродукции картин,.о которых я упоминаю, можно привести в книге, но читатель, возможно, вспомнит или найдет ее. На горизонтальной поверхности стола, рассеченного надвое, стоит прекрасная скульптурная головка молодой женщины с античным лицом, с закрытыми глазами. Обрезанная шея стоит прямо на разломе стола. На левом виске ярко-красное пятно растекающейся крови, неведомо откуда взявшейся на белом гипсе. Спокойное, отрешенное лицо женщины обращает взгляд в прошлое. Пятно крови притягивает взгляд, мистически заставляя думать о бренности жизни и вечности времени и перевоплощений. Рядом -разрезанный горизонтально белый шар из гипса, деталь из рисовального класса, напоминающий разорванную сферу жизни. На краю стола зеленый лист (лавра?), вянущий, но еще живой как напоминание о преходящих проявлениях жизни. Сзади стола -занавеси у окна, а между ними - кусок синеющего в сумерках неба и рожок молодого месяца - жизнь продолжается, жизнь и за пределами этой комнаты вечна! Казалось бы, все - как всегда. Если бы не это кровавое пятно. Но и оно - тоже часть этого «всегда», только вышедшее из памяти. Оно притягивает, будоражит и вызывает из нашей памяти - общечеловеческой генной памяти — так много всего, что связано с кровавым прошлым в страданиях человечества. Это символ жизни, которую нельзя остановить даже в застывшем отдельном мгновении, даже в скульптуре. Ведь образ женщины в ней - это память о том времени, когда она служила прототипом. И уже не имеет значения, жива ли она или давно ушла в иное измерение. Она осталась в памяти, связанной кровью. Поразительна эзотерическая сила этой картины. И глубокая мудрость заложенных идей вечной жизни и вечной памяти человеческой. И вечной памяти Вселенной... А теперь, дорогой читатель, я хочу увлечь Вас в удивительную страну - «Березию». Так я назвала мир картин очень необычного художника, проникшего в тайны миров, - Евгения Ефимовича Березикова. Березиков - человек необычайной судьбы, подарившей ему в испытаниях восхождение на несколько последовательных ступеней познания. Он прошел испытания огнем, водой, воздухом, холодом и внутренним огнем. Описывая эти удивительные превращения в своей книге «Этюды о непознанном» [8], он говорит, что каждый раз за несколько дней чувствовал приближение необычного и вихри каких-то новых, неизведанных энергий, пронизывающих его тело, мозг и кровь. Постепенно, ведя свою нелегкую жизнь, считая известную родословную от сибирского рода и алтайских предков, вникая в премудрости общения с природой и постигая вечные вселенские законы, он проник своим сознанием в такие сокровенные глубины Истины, что стало ясно: это должно выйти из сердца к людям. Березиков научился - словно само собой - получать энергии при выходе в запредельные пространства, и они выплескивались в реальную жизнь. Получал энергии от деревьев, камней,, воды, особенно в горах. Чем больше получал, тем меньше ел. Был потрясен картинами Н. К. Рериха, видя их еще тогда, когда наши власти еще не баловали нас общением с ним. Имел астральное общение с Рерихом, который увлек Евгения Ефимовича в мир картин и их сотворения. И он неожиданно для себя начал рисовать, рисовать свои видения, которые происходили с ним практически наяву ([8], с. 28 - 35). Это так типично для многих художников-эзотериков, но проникновение Березикова в эти тайны просто поразительно. Поэтому я и выбрала для описания именно его творчество. Картины его словно нарисованы рукой восторженного ребенка. Краски ярки и довольно резки, но сочны и глубоки. И так много красного, огненного, солнечного. И подспудно, как бы явно и неявно одновременно, в них присутствует цвет крови, несущей главную идею реализации Великой Жизни. Но при этом каждая картина несет в себе завуалированное выражение какого-то важного жизненного начала или космического закона, главный из которых - Закон Любви. Сначала Березиков начал писать повести и романы, и только потом — картины. Картины поражали своей фантастичностью не только зрителей, но и его самого. Евгений Ефимович соединил ступени восхождения и испытания с некими основными цветами красок: испытание огнем - с красным цветом, соответствующим цвету крови (прочитав книгу [8] поняла, что это у него прошло подсознательно!), испытание холодом и нашествие темных сил - с черным цветом, переход на пятую ступень - духовного ясновидения - с белым цветом. Часто в его картинах эти три цвета присутствуют параллельно, олицетворяя образы огня и горения чистого сердца, жизненной силы и крови; рядом - образы темных сил и провалов в одолении трудностей восхождения; рядом - образы сил Божественного озарения. Вот картина «Три коня». Самый красивый конь - красный, идущий по красным камням, - символ активной жизни огня духа. Внизу, на фоне красных камней - белый конь как символ духовных сокровищ, рождающихся в огненных вихрях. Наверху, на серебряных отблесках каменной горы - черный конь, как символ испытаний, которые придется преодолевать и на верхних ступенях восхождения. Огромное закатное солнце венчает горизонт, перекликаясь красным цветом с символикой огня и крови жизни. Красный конь по форме, цвету, полету, словно перекликается с красным конем Майтрейи на картинах любимого Рериха и с красными бумажными конями («Красные кони»), которых выпускают на ветер в непогоду ламы, живущие в горах, с высоких вершин к долинам, чтобы эти кони, - символ огня и жизни, - поддержали путников, не давая им замерзнуть и сбиться с дороги. Вы наверно помните эти картины Рериха из серии «Майтрейя» от 1925 года. Они находятся сейчас в художественном музее Нижнего Новгорода. Их привез и подарил городу Максим Горький. Картина Березникова «Бегущие собаки» вызывает у меня похожие ощущения. На ней три собаки тех же грех цветов (красная - сверху, белая - в середине, черная - внизу) и весьма странных конфигураций бегут вправо в направлении белого растущего полумесяца. Над ними оранжево-красное солнце. Все это - на ровном темно-синем фоне, без признаков пейзажности. Вот глубоко символичная картина - «Полдень». Яркое бело-желтое раскаленное солнце, в котором видна его душа в виде маленького ребенка. Справа - восходящие к солнцу красные фигуры: плывущие в небе. Они похожи на растекшиеся пятна крови, соединенные в хороводе, словно в круге кровообращения. Слева внизу - сущности черного цвета, почти бесформенные, не принимаемые солнцем, но оставшиеся на зеленой земле. Картину «Горящий Волк», на которой автор изобразил белого волка с языками пламени на спине, сам Березиков объяснил идеей экологии, напоминанием людям о сохранении природы и это пламя - символическое. Я же вижу в ней пламя, похожее на кровь, даже по цвету. У меня возникла, кроме того, аналогия с картиной Рериха «Чинтамани», в которой могучий конь, передвигаясь по утесам, несет на спине пламя с тремя шариками - символом Знамени Мира. А вот картина «На пороге жизни. Раздумье». Школьник, видимо первоклассник, стоит на зеленом холмике и откусывает яблоко. За спиной - зеленый ранец. Рядом сидит темных тонов собака. Вокруг голубое небо в белых облачках. Присмотримся. Два ряда желтых пуговиц на курточке - как две дороги, ведущие к солнцу. Это впечатление подчеркивается двумя желтыми ремнями ранца. А от яблока вниз — словно живые огни - розовые энергии сосудов сердца. Это я их так вижу, знаю, что энергии сосудов сердца - розовые. И этот розовый ручеек — цвет свитерочка, проглядывающего между полами незастегнутой курточки. Но самое главное - плотный красный огонь жизни - поток крови, и он идет от пояса вниз. Штанишки как таковые - вроде бы и не штанишки, и обуви нет, а весь «низ» - две волнистые линии от пояса до кончиков пальцев ног воспринимаются как неторопливые потоки крови. Вы думаете, читатель, что мне всюду мерещится кровь, потому что я о ней пишу? Нет, просто эти ассоциации возникают сами собой. Это магия крови. Я чуть позже еще открою Вам один секрет. А пока еще два-три описания. Все эти картины я описываю по репродукциям, приведенным в книге [8]. Я понимаю, что картины -это не книжная печать. Но картины мне пока увидеть не довелось, а ассоциации возникают у меня и по репродукциям! Тяжелое впечатление возникает от картины «Готовый на все!», где изображен, по-видимому, палач с секирой. Кроваво-красная корона на голове (намек на кровавого вождя). Кроваво-красный меч, острием вниз с одной стороны фигуры, кроваво-красная свеча острием вверх с другой стороны. Впечатление усиливается красным полом, на котором стоит этот человек. Кровь присутствует в картине и явно, и неявно. Одна из картин вызвала у меня особенно глубокие и радостные переживания непресекаемости и силы жизни. Она называется «Вечность». На фоне синего неба два светила: яркое солнце и серебристо-голубая луна, выглядывающая из-за утеса. Темные холмы Земли, на которых в середине стоит ярко-красная фигура с белой аурой. Очертания ее струятся как вечный поток крови, питаемый Солнцем и Луной. Не видно никаких деталей, только этот струящийся поток. От фигуры он низвергается вниз между холмами, оживотворяя Землю, давая ей Жизнь. Он же - Огонь Жизни. На последней иллюстрации Е.Е. Березнков изображен среди своих картин. И там просто выделены значимые картины. Одну из них он держит в руке. На ней жизнерадостный красный петух с яркими перьями. Туловище вместе с крыльями и ногами - единое пятно красного цвета, как клякса крови. Хотите верьте - хотите сами посмотрите. Но опять возникают все те же ассоциации - огня жизни. На переднем плане на этой же фотографии запечатлена картина еще без рамы. Видимо, одна из последних. На ней - красная гора. На вершине горы на фоне фиолетового неба сидит белая птица, раскинув крылья. Это очень символичная, эзотерическая картина. Белая птица - символ рождения Вселенной. Красная гора - реализация Жизни - огонь, кровь, душа. Композиция найдена прекрасно. Недаром художники говорят о картинах Березикова: они завораживают. Действительно, завораживают. Это магия Жизни, поэтому каждый находит в себе созвучие с его картинами. А теперь я, пожалуй, расскажу, почему я здесь так подробно описала картины Березикова, выбрав его из сотен других возможностей. Во-первых, три художника, о которых я здесь говорила, представляют три разных варианта выражения магии крови. Действительно, у Репина на картине - «Иван Грозный и сын его Иван» кровь -настоящая, реально пролитая. Она на картине как результат настоящего физического действия - удара скипетром в висок. Она течет, как положено, там, где положено, внешний вид этого истечения полностью соответствует тому, как бы увидел эту сцену наблюдавший «в натуре». На картине Рене Магритта «Память» кровь тоже выглядит реально, но уже в виде однотонного пятна. Она тоже течет, где положено, как будто удар в висок. Но - это уже мистическая кровь, потому что она истекает из того, из. чего не может вытекать, - из скульптуры. Но зато она в самом деле отсылает зрителя к общечеловеческой памяти. И все же она присутствует на картине именно как кровь! В картинах же Е. Березикова возникает внутренний образ крови. Он не изображен художником впрямую, но он всюду мыслится, он присутствует неявно как непреходящий символ жизни, выражающий ее огненную сущность. Она присутствует как душа картины и идеи. И почувствовать это в его картинах - значит войти в эти вечные идеи существования жизни. Именно такой подход, при котором срабатывает магия искусства, происходит соединение с автором, является самым глубоким. Хотя и петух не похож на петуха, и собаки -не собаки. Не это здесь главное. А стиль соответствует той внутренней мистике, которая пронизывает мироздание. Это для нас она иногда мистика. А для Космоса это есть многогранная Жизнь. И она присутствует в картинах Березикова. А теперь - предыстория. Книга Березикова «Этюды о непознанном» вышла в 1991 году. Почти сразу же мне подарили ее слушатели наших курсов в Краматорске. Мы проводили курсы от Донецкого клуба «Карма», который уже в1991 г. был преобразован в Центр духовного единения. Я посмотрела книгу, немного почитала и отложила. Что-то мне мешало в ней. Временами я к ней возвращалась, но так и не дочитала. Видимо я не входила или не хотела входить в ее внутренний мир, так как он отличался от моих собственных трактовок ступеней восхождения, способов выхода в иные миры и др. И вот теперь, в 1998 году, я, наконец, вплотную села за изложение темы об эзотерической роли крови, уже неоднократно прочитанной мною на лекциях в для слушателей Нижегородской Школы духовного развития «Млечный Путь», для моих запорожских слушателей и для донбасских (г. Славянск). Когда я стала решать, какие именно картины выберу для параграфа «Кровь и магия искусства», я вдруг услышала отчетливый внутренний голос: «Возьми Березикова». Я достала его с полки и стала читать. Вскоре обнаружила интересное явление. Березиков писал о каком-то своем видении. И я с первых строк этого описания, еще не дочитав, вдруг видела его видение. Это происходило не с каждым описанием, но с многими. Я поняла, что произошло внутренне соединение энергий, что я настроилась на его «волну» и что я его «слышу». Дочитывая абзац, я уже просто узнавала в его описании то, что я сама уже увидела. Потом я смотрела на репродукцию его картины, если она оказывалась в этой книге, и отмечала, что я, пожалуй, нарисовала бы ее не так (я тоже рисую и темперой, и маслом, были выставки). Но после детального обдумывания понимала, что тот символизм, который был схвачен очень точно Березиковым, пожалуй, есть наиболее краткая форма выражения его идеи, которую он сам понимал в своих видениях по-своему. И, кроме того, я поняла эту скрытую форму магии, и в том числе магии крови, которая присутствовала в его картинах, хотя и неявно, но в тесной связи с пониманием огненной силы жизни и души Человека, Земли, Космоса. Безусловно, Евгений Ефимович Березиков - личность неординарная. Много повидавший и много потерпевший, работавший и в милиции, и в партийных органах, ставший писателем и художником, изучавший философию Востока и Запада, он проник во многие тайны мира, стал духовным ясновидцем и наблюдателем тайн тонкого мира. Постепенно я поняла и то, что именно отводило меня от его книги. Он видит мир в проявлениях единства светлого и темного, их борьбы (как в философском законе, который мы изучали еще в институте, -законе единства и борьбы противоположностей), и образы темного начала не нравились мне. Не нравилось их присутствие на страницах книги. Они вызывали во мне болезненные вибрации и просто мешали, как всегда мешают темные, когда стремишься сделать что-то светлое. Но невзирая на это, я решила преодолеть это темное начало при чтении. Я «скорпион», т. е. борец, и борьбы не боюсь, но считала, что при чтении книги не стоит тратить силы на борьбу с помещенными там темными образами. Проникая в мысленный поток автора, я видела эти образы, и они всякий раз дергали меня. Но зато я поняла его скрытую магию крови. Одно только меня смущает. Силы добра тонкого мира он видел чаще в виде животных, чем в виде людей. На высоких ступенях духовного восхождения встречаются уже более высокие сущности. Но Березикова принял Восток. Люди Индии, живущие в двух мирах, тонко чувствующие душу и явления тонких энергий, приветствовали его выставку и выступления, И встречи с Н. К. Рерихом на тонком плане, Рерихом, которого я люблю, иногда рисую вольные копии его картин, -убедили меня. И в любом случае магия его искусства - несомненна. 4. А теперь, дорогой читатель, я хотела бы поговорить о том, как гармония и дисгармония в искусстве действуют на кровь. Сначала мы продолжим начатый разговор о картинах. В предыдущем параграфе я говорила о том, что выражает художник через изображенную кровь. Естественно то, что он выражает, и внедряется в кровь того, кто рассматривает эти картины. Вот об этом и поговорим сейчас. Гармония есть красота. Красота цвета, звука, сочетаний, форм, идеи, души, духа... Важно все. И все, что выражает красоту, - то прекрасно. Гармония успокаивает и активизирует. Но не взрывом, а мягкой волной. Гармония лечит и упорядочивает. Всколыхнутая хаосом, она снова ищет формы выражения. С древних времен в искусстве имели место поиски выражения красоты. Часами человек может наблюдать красоту цветка. Вспомним японское искусство любования единственным цветком перед глазами. И чем проще цветок, чем меньше в нем пышности и вычурности, тем строже в нем красота. При малых средствах выражения природа экономна и стремится выразить главное. Собственно, сама гармоничная природа подвигает человека к духу. Конечно, и в бурях есть своеобразная красота. Это красота взрыва, бунта, землетрясений, ураганов. Но не они гармонизируют человека, его кровь, его нервную систему. Они его встряхивают. И это порой тоже очень нужно. Знаете ли вы скромную травку спорыш? Он же - птичья травка, он же - горец птичий. Он растет всюду, даже у вашего крыльца. Его малюсенькие цветочки всего миллиметр в диаметре очень скромны, под стать всему растению. Однажды я взяла лупу, чтобы разглядеть эти крохотные цветочки, и ахнула. Это было маленькое чудо. Как-то осенью в октябре мы поехали в лес на отдых. На опушке меня привлек красивый маленький кустик засохшего растения. Я даже не знаю, как он назывался. Его переплетенные веточки с засохшими маленькими цветочками, похожими на шишечки, напоминали заросли хрустальных веток в таинственном замке. Он показался мне застывшей сказкой. Я привезла его домой и поставила в подходящую скромную вазочку. Иногда я вглядывалась в эти чудесные веточки, какая-то таинственная сила будила во мне фантастические картины их красоты и гармонии. На душе становилось спокойно, радостно. Если это бывало после какого-то нервного расстройства, то эта мудрая природная красота быстро приводила меня в состояние умиротворенности, и я начинала спокойно работать над своими делами. Как-то раз я опять взяла большую лупу и навела на этот кустик-букетик. И опять произошло чудо. Феерическая красота открылась мне с небывалой силой. И снова я ощутила, что когда мы вторгаемся как наблюдатели в мир маленьких форм, то находим там незнакомую для себя красоту и гармонию, которую иногда не замечаем в обычном для нас мире крупных форм. А они очень схожи. Часто люди говорят, глядя на искусственно изображенный цветок: «Он, как живой!» И многие любят такие картины, где изображается природа, как живая. Заметьте, что такие успокаивающие гармонизирующие картины люди вешают в своих спальнях или рабочих кабинетах, чтобы они помогали им спокойно отдыхать или творить в гармонии. Такие картины переносят в людей спокойную мудрость природы, восстанавливают в них нормальное течение жизни, не мешая, а помогая крови творить человеческую жизнь. Замечательно восстанавливают гармонию души картины, где изображены величественные горы. Мудрость и колоссальная энергия этих исполинов наполняет человека силой, здоровьем, заставляет думать о вечности и духе. Они напоминают человеку о том, кто он такой на этой Земле. Заставляют забывать о суете мелочей и вспоминать о величии жизни. Необыкновенные картины Н.К. Рериха стали известны широкому миру тогда, когда он стал рисовать горы. Великие Гималаи, обитель Шамбалы, не имеют равных. Посланник Учителей и сам Учитель, Н.К. Рерих перенес в свои картины энергию и силу гор, их вечную мудрость. И благодаря силе его таланта энергия и мудрость гор передаются и зрителю, который всматривается в них. Это же величайшая магия искусства, таланта и выражений величественных сил природы. Я знаю людей, которые не любят картины Рериха, считая его посредственным художником, не обладающим высокой техникой и даже классическими средствами выражения. Возможно, чего-то с этой точки зрения и нет в его картинах. Но кто так волнующе и мощно сумел выразить величие и энергию гор? Мне думается, что эти критики не умеют так читать душу его величественных картин, как те, кто даже никогда не был в горах, но полюбил их по картинам Рериха. Я и сама никогда не была в горах физически, если не считать сглаженных и поросших лесом Карпат и перевалов Уральских гор, по которым я ехала на поезде. Но выставка картин Рериха в 1974 году к его столетию, составленная из экспонатов пяти лучших галерей мира и провезенная по пяти городам нашей страны, окунула меня в этот грандиозный мир. Она обожгла глаза необыкновенными красками, формами, внутренней силой. Картины Н.К. Рериха и его сына Святослава на выставке в Нижнем Новгороде стали феерией души. Это был подарок жизни. С тех пор я с ними. Я много раз была в горах астрально, и Гималаи видела сверху -величественные цепи в три ряда, изгибающиеся весьма грациозно. И эти краски (хотя астральное видение меняет некоторые тона) ослепительны и контрастны, как на картинах Рериха. С картин Рериха в меня вошла душа гор. Всюду, где я вижу изображение гор, -на рисунках, на фотографиях, в фильмах, в телепередачах, - я замираю и не дышу, забываю обо всем и говорю с их душою. Есть, правда, в некоторых его картинах персонажи, напоминающие страшных зверей, чудищ, бесов. Есть изображения сил тьмы, хотя и отступающих перед светом, как, например, в картине «Христос». Честно сказать, когда я делаю вольные копии его картин, я стараюсь уйти от изображений этой темной силы. Пусть это меняет замысел, но гармония высшего духа и света в картине сама за себя скажет своими чистейшими вибрациями. Но когда я представила на суд зрителей свои копии картин Рериха, хотя и измененные (я иногда делаю более четким передний план, могу изобразить зимний пейзаж вместо летнего, или наоборот, или др.), то реакция зрителей меня поразила. Я этого не ожидала, хотя очень волновалась. Это было в г. Славянске Донецкой области в декабре1996 г. Да простит меня читатель за некоторую похвальбу, но люди подходили и благодарили. Некоторые приходили не по одному разу, заявили, что вылечились этими картинами, что чувствуют истекающую из них энергию. Особенно обрадовал меня один из 60 прекрасных отзывов в книге отзывов. Это был отзыв человека, бывавшего в Гималаях. Нужно сказать, что на выставке все время дежурили мои соратники-эзотерики, члены эзотерического общества города. И что за чудо: температура в большом холодном зале, где зимой иногда подмерзали цветы, при этой выставке была заметно выше, и об этом говорили все посетители. Букеты живых цветов, поставленные под портретами Учителей Шамбалы (я рисовала эти портреты маслом, это не копии Рериха), стояли и не увядали, даже розы. После выставки простояли дома еще три недели, и розы пустили новые ростки боковых веточек с листочками. Вот каковы энергии гор и сил Света и Духа! И каково влияние картин Рериха. Я думаю, что его дух тоже присутствовал на выставке. Себе же я отвожу здесь весьма скромную роль, поверь, читатель! Картины, выполненные с проникновением в душу великой Природы, всегда соединяют нас с нею, с ее душой. И душа природы, проникая в нашу душу, всегда волнует ее, вливая или спокойную гармонию, или бунт ее вихрей, или мудрость и устремление к развитию, к Божественному началу, а чаще всего - все это вместе. 5. Особый интерес вызывают у людей картины космического начала. Их называют «космическими картинами». В них человек пытается выразить свое представление о Космосе, полученное из видений или из фантазий. В большинстве случаев зрители очень интересуются выставками таких картин. И это не только замечательные картины - В. Т. Черноволенко и Б. Смирнова-Русецкого - представителей группы «Амаравелла» нашего столетия, - но и картины наших близких современников, обративших свой взгляд в космические миры. Я не имею в виду натуралистические картины космонавта Алексея Леонова. Я говорю о тех картинах, в которых чувствуется соединение души рисующего с душой Большого Космоса. Здесь не только выражение видений в медитациях или снах, но реализация ощущений души. Вот, например, художник, поэт, переводчик, Владимир Николаевич Гордеев. Его чувствование Космоса идет изнутри души. Это и объединяет родственные души. Мы познакомились в Москве на ХП-х Зиге-левских чтениях, где он представил зрителям и участникам конференции свои картины и рисунки. Это действительно был Космос. Моя душа сразу откликнулась на эти волны. Мы познакомились. Я подарила ему свою книгу «Услышь мой зов», а он мне свои стихи, а вскоре - иллюстрированную им книгу стихов Пастернака [61]. Недавно вышла небольшая книга - сборник его стихов [62], хорошо передающая душу этого человека, совершенно уникального и замечательного. В ней нет иллюстраций, к сожалению, по финансовой причине. Но читатель поймет его устремления, выраженные в стихах: Зов звезд и сердца — негасим, наш мир пронзает он давно, хотя не каждому дано принять его и слиться с ним. Лишь тот, кто без излишних слов, Всегда готов другим помочь, гоня свои невзгоды прочь, — услышит звезд и сердца Зов! Стремись усе в этой жизни тленной — Зло распознав, сразиться с ним!.. Зов звезд и сердца - негасим, он - вечный пульс живой Вселенной. ([62], тетрастих «Зов Звезд и сердца», фрагмент, с. 57) Вот так сливается в его едином творчестве душа человека и Космоса, Вселенной. Прочтя мою книгу, он неожиданно сделал мне бесценный подарок: десять космических иллюстраций к ней. Они были настолько созвучны моему видению мира, что о лучшем художнике мне как автору нечего было даже мечтать. Теперь я лелею надежду, что удастся сделать второе издание книги «Услышь мой зов» уже с этими прекрасными иллюстрациями. Естественно, я пригласила его иллюстрировать вот эту книгу, которую тогда начинала писать. И это он предложил название «Метаморфозы живой крови» вместо казенного названия «Информационная роль крови», которое я предварительно написала сама. И он сделал поразительные рисунки! Удалось бы их побольше напечатать. Любознательный читатель может познакомиться с картинами В. Н. Гордеева в Художественном музее города Электроугли Московской области, открытом при активном содействии самого художника. Можно посмотреть репродукции в журнале «Техника молодежи», например в № 1 за1995 г. 6. Теперь же, мне кажется, стоит посмотреть на некоторых художников, выражающих себя, свои переживания, прошедшие через кровь, плоть, жизнь, мировоззрение. Я буду писать о разных художниках, которых я выбрала для этого вовсе не потому, что они все мне нравятся, а просто потому, что они являются яркими иллюстрациями того, что я хочу сказать, читатель. Да простят меня художники вообще и те, о которых я буду говорить, живые и мертвые. Я выражаю здесь свое представление именно о внутреннем понимании идеи, способов, форм, содержания и т.д. А я в данном случае - человек из народа, из того самого, которому принадлежит искусство (помните знаменитую фразу?). Я буду руководствоваться тем, что подсказывает мне сердце в связи с темой, о которой я пишу. Художники знают много всего своего профессионального. А также и их критики, выступающие на страницах печати. Но их профессиональные разговоры так же отгорожены от народа, который смотрит их картины, как и терминология медиков, отгораживающая их от того же самого народа, который они лечат. Поэтому я ни в коем случае не претендую на критицизм с его восторженными или язвительными, или равнодушными интонациями. Не претендую я и на глубокое понимание искусства, хотя немного училась этому душевному проникновению не только у своего сердца, но и у профессионала - искусствоведа, сотрудника Нижегородского художественного музея Нины Ивановны Шарун, за что я благодарна ей всю жизнь. Это было еще в дни моей юности. Тогда я даже сдавала своеобразный «экзамен» — провела двухчасовую экскурсию для студентов по этому музею. Но естественно, я остаюсь человеком из народа, воспринимающим искусство, согласно собственным вибрациям сердца. И думаю, что это хорошо. Как сказал наш великий философ Николай Александрович Бердяев в лекции, прочитанной 1 ноября 1917 года, через несколько дней после революции 25 октября, «искусство должно быть свободно» ([63], с. 19). Этим он подтвердил аксиому, которая тем не менее разными правительствами не считалась аксиомой. Поэтому время от времени искусство пронизывали волны запрещений, разрешений, ограничений, всплесков моды и пр. Но будем исходить из того, что оно все-таки должно быть свободным. И что же дальше? А дальше - вполне закономерное космическое явление, выражение вселенского закона. Произведение, созданное художником в общем смысле этого слова (картина, роман, стих, опера, симфония, скульптура, архитектурное творение, хрустальная ваза и т.д.), начинает жить своей собственной жизнью, уже независимой от художника, своего создателя. Да собственно, и создавалось-то оно по идеям, уловленным этим создателем из Космоса, согласно его личным вибрациям и возможностям, ибо ничего нельзя создать того, что уже не было бы создано замыслом Бога. И вот выпущенное в свет произведение начинает излучать свои вибрации — вибрации вложенных в него идей и энергий, окрашенных переживанием, эмоциями, психическим состоянием и настроением автора. Иногда - его политическими убеждениями и мировоззрением. И это новое произведение начинает привлекать, притягивать людей, подобных по вибрациям. Оно усиливает в них эти вибрации, так как вызывает созвучие их собственной крови. Поклонение привлеченных почитателей все более увеличивает сформированный автором эгрегор (энергокомплекс тонких энергий). И этот эгрегор, в свою очередь, продолжает еще более сильно притягивать внимание созвучных людей. Бывают ли произведения, притягивающие абсолютно всех? Наверное, нет. Если творение воистину прекрасно, оно всегда собирает огромное количество почитателей. Но вот что такое «прекрасно» -тут-то многие и расходятся. Помните приведенный выше пример с «Сикстинской мадонной» и Фаиной Раневской? Однако даже те, кто против шедевра (из-за мировоззрения, зависти или злобы), все равно понимают его великую ценность в мире людей. Так возникает мнение людей о ценности произведения. А ценность в понимании многих - это названная в деньгах сумма. Так шедевр становится предметом купли-продажи и похищений (для продажи или жажды обладания шедевром на зависть всем остальным). Но после такого подхода к произведению, которое должно было бы стать предметом любования и проникновения в законы красоты и гармонии, оно начинает обрастать энергиями торговых сделок, зависти, нехороших мыслей. А эти энергии гораздо более агрессивны по сравнению с энергиями любви, хотя последние и сильнее в целом. И шедевр иногда прячется для энергетического очищения от лживого тумана хищников от искусства. И это не только, великолепной выделки перстни и камни, о которых рассказано немало таких историй со смертями и мистическими ужасами. Это и картины, украденные из музеев, из мастерских или с выставок. Это и рукописи, украденные физически у авторов или украденные в форме плагиата (последнее -сильно наказуемо кармически как воровство самого главного, что есть в Космосе, - творчества души и духа!). Исчезнувшие произведения появляются иногда вновь через сотни и тысячи лет, если не уничтожены чисто физически. Например, так появляются некоторые иконы, некоторые рукописи. Иногда рукописи тайного содержания о секретах Вселенной прячутся самими высшими силами, если момент, в который она начала подвергаться остракизму и попыткам овладения высшими секретами мира для завоевания власти над человечеством с помощью высшей магии, или слова силы, является неподходящим, преждевременным для того, чтобы позволить человечеству владеть этими силами. Тогда они просто исчезают неведомым образом. Но, как известно, рукописи не горят, потому что в акаше (вселенской летописи) сохраняются их астральные клише. Поэтому эти рукописи могут специально в нужный момент с подачи этих же Высших Сил снова быть поданы человечеству в каком-то виде, вплоть до неожиданного возникновения перед путником, идущим песчаной пустыней (эти случаи известны среди адептов). Аналогично сохраняются и астральные клише картин. Она может потом, когда нужно, в виде идеи быть передана другому художнику, если физически как материальное выражение уже была до этого уничтожена. И возникает очень похожий вариант нового шедевра. Рукою гения водит Бог. Несколько лет назад с выставки исчезло четыре картины гениального художника нашего времени москвича Александра Рекунен-ко. Это художник-эзотерик, которому дано прочтение тайн мира. Самое обидное, что исчезла уникальная картина «Шамбала», дающая образ обители Небесных Учителей Человечества. К счастью, ее успели сфотографировать и напечатать в журналах и альбоме автора. Где эта картина? Она, конечно, когда-то всплывет. Если это воры, продавшие ее какому-то коллекционеру, то ожидающее их наказание свыше — ужасно, и коллекционера тоже (знал, что покупал, или даже заказывал кражу). Но может оказаться, что картины спрятала сама Шамбала. Я пробовала в медитации найти ответ на этот вопрос, но информация не дается. Это ведь особые картины. Они входят своим высоким духом в плоть и кровь, т.е. в душу каждого. Но не каждый может вынести эту ношу. Возможно, ее пока и публиковать было рано, и выставлять на всеобщее обозрение? Ведь это тайна Богов, а не людей. Картины и другие произведения, в которые вложена радость души художника, и другим людям несут эту радость. После их просмотра жить хочется и творить. Например, картины М. Сарьяна, Б. Кустодиева. Интересно, что смертельно больной и прикованный к постели Кустодиев не вываливал свои горести и болезни на людей, а стремился передать им оптимизм, веру в мечту, радость, любовь. Даже его знаменитая «Русская Венера», купленная М. Горьким и подаренная Нижнему Новгороду, писалась художником в лежачем положении, а полотно было натянуто над ним на расстоянии полуметра параллельно потолку. Какова же была сила духа у этого человека! Это именно его кровь не сдавалась болезни, потому что кровь -его душа, была субстанцией высокого полета. Он понимал, что картина останется людям, и не хотел заставлять их сожалеть при созерцании картины о его собственной болезни. Поэтому на картине - прекрасная молодая русская женщина, полнотелая и пышущая здоровьем, обнаженная, с золотыми волосами, расчесывая их и улыбаясь, готовится в бане к купанию. Какая прелесть эта картина! Она есть утверждение жизни на одре смерти. Это магия жизни. И сколько таких жизнеутверждающих картин! Их не перечесть. Такие картины, которые утверждают жизнь, безусловно связаны своими идеями и эгрегорами с крупнейшими информационными пространствами Мироздания, поскольку в нем и в них, как в отражении, существует лишь Единая Жизнь, и смерти как таковой нет, а есть только переход из формы в форму. На плане Земли и в физическом человечестве это считается смертью. Так как же играет эта инфор-мсвязь, если она столь всеобща? Ведь она должна быть связана с Великим мировым посредником — земной кровью, то есть водой, и с человеческой кровью! Теперь, читатель, я хочу сделать небольшое, но очень важное отступление. Я печатаю эти страницы на даче. Начало августа. Жар-ковато здесь, в Донбассе. Решила сделать маленький перерыв, чтобы облиться водой в саду. А вода у нас для этого, по причине скудности водоснабжения, хранится в детской оцинкованной ванне овальной формы с плоским дном. Вчера вечером мы набрали ее в довольно мутном источнике с песчаными частичками. Сегодня она отстоялась, песок осел на дне бесформенным рисунком. И вот, размышляя о загадках предыдущего абзаца, я отправилась к этой ванночке с ковшом для обливания. Подошла с мыслью: «Сколько еше загадок мира ты таишь в себе, мудрая вода, к(ювь Земли нашей?» Потом, зачерпывая воду ковшом, вылила несколько ковшей на себя и встала рядышком, обращаясь к Солнцу. Через несколько минут взглянула на воду и обомлела: Песок на дне собрался морщинками, но не как обычно - в виде спиралевидных образований от закручивания, а в виде гигантского отпечатка пальца размером в полметра! Не было и тени сомнения, что это отпечаток пальца и ничто другое! Осененная озарением, я помчалась в домик за очками и лупой, чтобы сравнить. И была окончательно потрясена: рисунок линий на среднем пальце моей левой руки в точности совпадал с тем, что создала вода на дне ванной. Вода, с которой я только что разговаривала о загадках информационной связи воды, крови и информпотоков Вселенной. Вот так разумная вода (и те, кто услышал мои мысли) дали мне ответ-подтверждение и новую загадку. Значит, все, о чем я писала выше, справедливо, и ключ кроется именно в этой связи. Причем не обязательно должна участвовать обычная наша вода. Ведь есть понятие «Вселенская вода» как текучая субстанция, пронизывающая все в Мироздании. А наша вода - одна из ее реализаций. Эта вода слышала и все то, о чем я уже спланировала написать дальше, в следующих страницах. Это считывание информации. Вспоминаю, как это уникально отобразил гениальный Андрей Тарковский в фильме «Солярис»: огромный океан считывает информацию с человека и выдает объемные образы того, о чем или о ком думает человек! Образы - из воды! Но это не только считывание. Это и подсказка, направляющая наше мышление, и пути исследования к Истине. Я в этом уверена. 8. Теперь я продолжу. Я говорила о произведениях, несущих в кровь каждого зрителя силу и энергию Жизни. Они привлекают большинство почитателей, активных и имеющих вкус к жизни. Но я сама слышала, как около той же «Русской Венеры» одна женщина, вполне интеллигентная на вид, сморщив нос, сказала: «Подумаешь, голую бабу нарисовал, да еще такую толстую. Лучше бы букет цветов нарисовал!» Ну что тут скажешь? Есть же люди с упадком духа. Некоторые из них и картины рисуют. И произведения с упадком духа привлекают тех, у кого теряется дух, сломана психика, произошли несчастья в жизни. Или же привлекаются откровенно злые люди. Заметьте, откровенно! Задумались ли Вы, что слово «откровение» возникло «от крови», т.е. от души! Откровенно - от души. Откровение - и подача в душу, т.е. в кровь, и излучение из души - откровенно. Вот так и художники (настоящие!) выражают себя от души, от крови, откровенно! Что есть, то и могут передать. А именно то, к чему тянется душа. Сейчас мы вспомним двух-трех художников, чьи мысли занимали больше вопросы смерти, чем жизни, хотя их переплетение и есть жизнь. Сначала я хочу сказать о Павле Филонове. Павел Николаевич Филонов (1883 - 1941) оставил в нашем искусстве странный и яркий след. Он обладал и внутренней силой, толкавшей его на жертвы ради истины, и целеустремленностью, и вдохновенной энергией творчества. До революции он предчувствовал перемены, был почти убежден в своем пророческом ясновидческом предвидении, шел под управлением «внутреннего голоса» и не подвергал своего творчества сомнениям. Воспитанный в духе канонов петербургской Академии художеств, в которую поступал четыре раза, но вес равно ее бросил из-за несовпадения взглядов на искусство с ее профессорами. Строгость и точность совмещал в картинах с немыслимыми способами изображения действительности. Его не выставляли, замалчивали, публика о нем почти ничего не слышала. Его имя открылось несколько лет назад. О нем напечатал «Огонек», поместив и несколько его иллюстраций. Меня поразило, когда я получила этот номер «Огонька», что я не могла смотреть на эти картины больше минуты. Я пыталась разглядеть, понять идею, содержание, формы, но меня просто ломало от них. Моя кровь начисто отказалась его принимать, хотя я догадывалась, что, например, его «Пир королей» - это, должно быть, шедевр. В его картинах я почувствовала лрмку канонов не только в способах изображения, но в гармонии мира; мне чудился хаос. В его картине «Мужчина и женщина» ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|