Здавалка
Главная | Обратная связь

Требования к современному уроку



С.С. ПИЧУГИН,

зав. кафедрой ИРО РБ, кандидат педагогических наук,

доцент, член-корреспондент МАНПО,

почетный работник общего образования РФ

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИНСТРУМЕНТ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НАЧАЛЬНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме «Знаний-Умений-Навыков» приходит федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения (далее – ФГОС НОО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий (далее – УУД).

Реализация нового ФГОС НОО означает глубинные изменения целей и задач школьного образования, а главное – предполагает получение нового образовательного результата, соответствующего требованиям современной жизни. Особое место в реализации идей ФГОС НОО принадлежит учителям начальных классов, перед которыми стоит задача освоения новых компетенций и внедрения инновационных методов и форм работы с тем, чтобы приблизить отечественное образование к уровню мировых стандартов.

На современном этапе учитель начальной общеобразовательной школы должен быть готов к организации образовательного процесса, соответствующего новым требованиям:

- Знание и глубокое понимание детской психологии. Учитель должен научиться выстраивать взаимодействие с обучающимися и обучающихся между собой как совместную учебную деятельность, уметь управлять этой сложной коллективно распределенной формой организации учебной работы. Он должен уметь диагностировать уровень развития ученика и уметь оптимизировать учебную деятельность так, чтобы в ее процессе были сформированы УУД на максимально возможном для каждого уровня.

- Владение глубокими предметными знаниями, широкой палитрой методических приемов, социальных форм (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная и др.) и современных информационно-коммуникационных средств обучения.

- Умение организовать в классе обучение, построенное по типу учебной деятельности. Учебная деятельность строится в процессе решения обучающимися (совместно и под руководством учителя) учебных задач и выполнения младшими школьниками особых учебных действий (преобразование условий задачи с целью обнаружения в предмете некоторого исходного («всеобщего») отношения, моделирования, преобразования модели, контроля и оценки).

Такой способ организации обучения предполагает широкое учебное сотрудничество обучающихся и сложный процесс управления коллективно-распределенной формой организации деятельности со стороны учителя.

Таким образом, учителям начальных классов важно освоить новые формы планирования и организации образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО и отказаться от сложившейся за предыдущие годы устойчивой методики проведения урока, от поурочных разработок, накопившихся за многие годы.

В свою очередь руководителям общеобразовательных учреждений (далее –ОУ) и их заместителям, курирующим начальное общее образование, необходимо принципиально пересмотреть традиционные подходы к анализу урока и оценке деятельности учителя начальных классов.В условиях интенсификации и оптимизации управления начальной общеобразовательной школой следует повышать научный уровень анализа и самоанализа урока.

Урок является ведущей организационной формой работы с обучающимися в ОУ, где осуществляется решение конкретных практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач, обеспечивающих формирование и развитие УУД обучающихся, освоение компетенций. Целостность урока обеспечивается совокупностью его частей, звеньев, этапов, которые обязательно связаны «единой осью», «общей канвой» и местом в системе уроков, также обладающей смысловым, тематическим стержнем, развивающимся сюжетом, в контексте которых учебный материал усваивается и применяется обучающимися на практике.

Среди многочисленных проблем модернизации образовательного процесса начальной общеобразовательной школы и приведения его в соответствие с требованиями ФГОС НОО одна из важнейших – совершенствование урока как формы организации образовательного процесса. В современном уроке в сложной дидактической взаимосвязи аккумулируются цель, задачи, содержание, формы, методы и средства обучения.

Для современного урока характерны ясность цели и содержания, неразрывность образовательных, развивающих и воспитательных задач, выбор наиболее целесообразных методов обучения на каждом этапе, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся, организационная четкость, координирующая роль учителя.

Требования к современному уроку

1. Дидактические требования к современному уроку:

- формулирование триединой дидактической цели;

- определение оптимального объема содержания урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО, рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и целями урока с учетом уровня подготовленности обучающихся;

- прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности компетенций как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств и подходов к обучению, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

- выбор различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке, обеспечивающих познавательную активность и максимальную самостоятельность обучающихся в образовательном процессе;

- реализация на уроке дидактических принципов;

- создание условий успешной деятельности обучающихся.

2. Психологические требования к уроку:

- проектирование развития обучающихся в пределах изучения конкретного предмета учебного плана и конкретного урока;

- учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

- применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие обучающихся.

3. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

- соотношение нагрузки на память обучающихся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности обучающихся;

- применение проблемно-эвристического обучения (постановка проблемы,

ее формулировка и решение);

- учет контроля, анализа и оценки деятельности младших школьников, осуществляемых учителем, взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа (рефлексии) обучающихся;

- побуждение обучающихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.);

- особенности самоорганизации младших школьников:

- подготовленность к уроку, и главное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

4. Организация познавательной деятельности обучающихся:

1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения младших школьников:

- планирование путей восприятия обучающимися изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

- использование установок в форме убеждения, внушения;

- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности обучающихся;

- использование различных форм работы для актуализации в памяти обучающихся ранее усвоенных компетенций, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

2) Организация деятельности обучающихся в процессе формирования новых компетенций и развития УУД:

- определение уровня сформированности УУД у обучающихся;

- опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении обучающихся;

- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления обучающихся (система проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы обучающихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельной работы, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности обучающихся);

- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ обучающихся (постановка цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

3) Закрепление результатов работы:

- формирование навыков путем упражнений;

- обучение переносу ранее усвоенных компетенций в новые измененные условия, предупреждение механического неосознанного переноса.

5. Организованность обучающихся:

- отношение обучающихся к процессу обучения, их самоорганизация и уровень умственного развития;

- возможные группы обучающихся по степени обученности, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой, парной и фронтальной форм работы обучающихся на уроке.

6. Учет возрастных особенностей обучающихся:

- планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся;

- реализация урока с учетом степени обученности младших школьников;

- дифференцированный подход к сильным и слабым обучающимся.

Большое внимание современная теория урока уделяет его структуре. Структура урока – это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах.

Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития обучающихся, места урока в образовательном процессе.

Уроки имеют самую разнообразную структуру, их нельзя планировать и проводить шаблонно по единой, раз и навсегда установленной, схеме.

Целевой блок

Тема Задача ЦельФормировать УУД:

- Личностные:

- Регулятивные:

- Коммуникативные:

- Познавательные:

Планируемые результаты

Предметные:

Личностные: Метапредметные:

- Регулятивные УУД:

- Коммуникативные УУД:

- Познавательные УУД:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.