Требования к современному урокуСтр 1 из 3Следующая ⇒
С.С. ПИЧУГИН, зав. кафедрой ИРО РБ, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, почетный работник общего образования РФ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме «Знаний-Умений-Навыков» приходит федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения (далее – ФГОС НОО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий (далее – УУД). Реализация нового ФГОС НОО означает глубинные изменения целей и задач школьного образования, а главное – предполагает получение нового образовательного результата, соответствующего требованиям современной жизни. Особое место в реализации идей ФГОС НОО принадлежит учителям начальных классов, перед которыми стоит задача освоения новых компетенций и внедрения инновационных методов и форм работы с тем, чтобы приблизить отечественное образование к уровню мировых стандартов. На современном этапе учитель начальной общеобразовательной школы должен быть готов к организации образовательного процесса, соответствующего новым требованиям: - Знание и глубокое понимание детской психологии. Учитель должен научиться выстраивать взаимодействие с обучающимися и обучающихся между собой как совместную учебную деятельность, уметь управлять этой сложной коллективно распределенной формой организации учебной работы. Он должен уметь диагностировать уровень развития ученика и уметь оптимизировать учебную деятельность так, чтобы в ее процессе были сформированы УУД на максимально возможном для каждого уровня. - Владение глубокими предметными знаниями, широкой палитрой методических приемов, социальных форм (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная и др.) и современных информационно-коммуникационных средств обучения. - Умение организовать в классе обучение, построенное по типу учебной деятельности. Учебная деятельность строится в процессе решения обучающимися (совместно и под руководством учителя) учебных задач и выполнения младшими школьниками особых учебных действий (преобразование условий задачи с целью обнаружения в предмете некоторого исходного («всеобщего») отношения, моделирования, преобразования модели, контроля и оценки). Такой способ организации обучения предполагает широкое учебное сотрудничество обучающихся и сложный процесс управления коллективно-распределенной формой организации деятельности со стороны учителя. Таким образом, учителям начальных классов важно освоить новые формы планирования и организации образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО и отказаться от сложившейся за предыдущие годы устойчивой методики проведения урока, от поурочных разработок, накопившихся за многие годы. В свою очередь руководителям общеобразовательных учреждений (далее –ОУ) и их заместителям, курирующим начальное общее образование, необходимо принципиально пересмотреть традиционные подходы к анализу урока и оценке деятельности учителя начальных классов.В условиях интенсификации и оптимизации управления начальной общеобразовательной школой следует повышать научный уровень анализа и самоанализа урока. Урок является ведущей организационной формой работы с обучающимися в ОУ, где осуществляется решение конкретных практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач, обеспечивающих формирование и развитие УУД обучающихся, освоение компетенций. Целостность урока обеспечивается совокупностью его частей, звеньев, этапов, которые обязательно связаны «единой осью», «общей канвой» и местом в системе уроков, также обладающей смысловым, тематическим стержнем, развивающимся сюжетом, в контексте которых учебный материал усваивается и применяется обучающимися на практике. Среди многочисленных проблем модернизации образовательного процесса начальной общеобразовательной школы и приведения его в соответствие с требованиями ФГОС НОО одна из важнейших – совершенствование урока как формы организации образовательного процесса. В современном уроке в сложной дидактической взаимосвязи аккумулируются цель, задачи, содержание, формы, методы и средства обучения. Для современного урока характерны ясность цели и содержания, неразрывность образовательных, развивающих и воспитательных задач, выбор наиболее целесообразных методов обучения на каждом этапе, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся, организационная четкость, координирующая роль учителя. Требования к современному уроку 1. Дидактические требования к современному уроку: - формулирование триединой дидактической цели; - определение оптимального объема содержания урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО, рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и целями урока с учетом уровня подготовленности обучающихся; - прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности компетенций как на уроке, так и на отдельных его этапах; - выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств и подходов к обучению, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока; - выбор различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке, обеспечивающих познавательную активность и максимальную самостоятельность обучающихся в образовательном процессе; - реализация на уроке дидактических принципов; - создание условий успешной деятельности обучающихся. 2. Психологические требования к уроку: - проектирование развития обучающихся в пределах изучения конкретного предмета учебного плана и конкретного урока; - учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; - применение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие обучающихся. 3. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения: - соотношение нагрузки на память обучающихся и их мышление; - определение объема воспроизводящей и творческой деятельности обучающихся; - применение проблемно-эвристического обучения (постановка проблемы, ее формулировка и решение); - учет контроля, анализа и оценки деятельности младших школьников, осуществляемых учителем, взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа (рефлексии) обучающихся; - побуждение обучающихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.); - особенности самоорганизации младших школьников: - подготовленность к уроку, и главное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению; - психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.). 4. Организация познавательной деятельности обучающихся: 1) Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения младших школьников: - планирование путей восприятия обучающимися изучаемых объектов и явлений, их осмысления; - использование установок в форме убеждения, внушения; - планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности обучающихся; - использование различных форм работы для актуализации в памяти обучающихся ранее усвоенных компетенций, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению). 2) Организация деятельности обучающихся в процессе формирования новых компетенций и развития УУД: - определение уровня сформированности УУД у обучающихся; - опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении обучающихся; - планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления обучающихся (система проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы обучающихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельной работы, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности обучающихся); - руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать; - использование различных видов творческих работ обучающихся (постановка цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы). 3) Закрепление результатов работы: - формирование навыков путем упражнений; - обучение переносу ранее усвоенных компетенций в новые измененные условия, предупреждение механического неосознанного переноса. 5. Организованность обучающихся: - отношение обучающихся к процессу обучения, их самоорганизация и уровень умственного развития; - возможные группы обучающихся по степени обученности, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой, парной и фронтальной форм работы обучающихся на уроке. 6. Учет возрастных особенностей обучающихся: - планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся; - реализация урока с учетом степени обученности младших школьников; - дифференцированный подход к сильным и слабым обучающимся. Большое внимание современная теория урока уделяет его структуре. Структура урока – это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития обучающихся, места урока в образовательном процессе. Уроки имеют самую разнообразную структуру, их нельзя планировать и проводить шаблонно по единой, раз и навсегда установленной, схеме. Целевой блок Тема Задача ЦельФормировать УУД: - Личностные: - Регулятивные: - Коммуникативные: - Познавательные: Планируемые результаты Предметные: Личностные: Метапредметные: - Регулятивные УУД: - Коммуникативные УУД: - Познавательные УУД: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|