Здавалка
Главная | Обратная связь

Литье в оболочковые формы



Появилось, как попытка автоматизировать изготовление разрушаемой формы ( рис. 37).

 

 

 

(рис.37)

Литье в оболочковые формы

 

На нагретую модель, выполненную из металла насыпаем смеси из кварцевого песка с частицами неполимеризованного термореактивного материала. Выдержав эту смесь на поверхности нагретой заготовки, получают слой, в котором частицы пластмассы расплавились, образовав твердую корку.

При переворачивании резервуара, лишняя смесь ссыпается, а корка снимается с модели. Далее полученные оболочки соединяют склеиванием, устанавливают в опоку и заливают песком.

Литье по газифицируемым (выжигаемым) моделям

 

Литьё по газифицируемым моделям из пенопласта по качеству фасонных отливок, экономичности, экологичности и высокой культуре производства наиболее выгодно. Мировая практика свидетельствует о постоянном росте производства отливок этим способом (рис.38).

 

 

(рис.38)

Литье по газифицируемым (выжигаемым) моделям

 

В песчаной форме модель из пенопласта при заливке замещается расплавленным металлом, так получается высокоточная отливка. Чаще всего форма из сухого песка вакуумируется на уровне 50 кПа, но также применяют формовку в наливные и легкоуплотняемые песчаные смеси со связующим.

Область применения - отливки массой 0,1 - 2000 кг и более, тенденция расширения применения в серийном и массовом производстве отливок с габаритными размерами 40 - 1000 мм, в частности, в двигателестроении для литья блоков и головок блоков цилиндров и др.

Отсутствие традиционных форм и стержней исключает применение формовочных и стержневых смесей, формовка состоит из засыпки модели песком с повторным его использованием на 95-97 %.

 

Эмалирование.

Эмалирование -вид декоративной отделки, связанный с покрытием участков изделия легкоплавкой стекловидной массой.

Эмаль (от франц.-email; древнерус.-финифть) - прочное стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками на основе стекла с добавлением различных окислов металлов, с последующим обжигом при температуре 780-900˚ С. Кроме декоративных качеств эмаль обладает прекрасными защитными свойствами благодаря стойкости против химических реагентов.

В Россию эмаль пришла из Византии одновременно с принятием христианства и уже в XII веке упоминается в летописях.

Современная художественная эмаль пришла в Россию из Европы в конце XX века. Сегодня в России признаны северная и южная эмальерные школы. Центром традиционной русской эмали остается Ростов Великий.

Виды художественных эмалей:

По составу:

· прозрачные

· полупрозрачные (опаловые)

· непрозрачные (глухие)

По технологии изготовления:

· горячие

· холодные

· светоотверждающие

· эпоксид

· композитные

Художественная или "горячая" эмаль признана большинством ведущих искусствоведов как живопись нового, ХХI века.

По изготовлению:

1. Выемчатые эмали.

Это наиболее древний вид художественной обработки. Они были известны еще египтянам, ассирийцам и финикийцам. Особого расцвета выемчатая эмаль (рис.39) достигла в Византии. Искусные образцы этой техники сохранились в Грузии и в курганах до монгольской Руси.

 

(рис.39)

Выемчатая эмаль

 

Для выполнения эмали этого вида на изделии предусматриваются специальные углубления - выемки, которые затем заполняют эмалью. Глубина выемки влияет на эффект прозрачной эмали: чем глубже выемка, тем темнее краска, и делают их в основном от 0.3 до 0.5 в глубину. Дно углубления гладко зачищают, и оно служит рефлектором.

Для непрозрачных эмалей металлическая основа должна оставаться шероховатой при помощи штихелей, так как этот способствует лучшему сцеплению эмали с металлом.

Выемчатую эмаль можно применять для декорирования литых или обронных изделий. В первом случае углубления под эмаль предусматривают на модели и осуществляют непосредственно в процессе отливки, во втором- режут штихелем или вырубают зубилом.

Выемчатую эмаль применяют и для изделий из листового металла, выполненных чеканкой. Тогда эмалью покрывают углубленный фон или отдельные участки узора.

В современной практике при серийном и массовом производстве изделий необходимые углубления под эмаль осуществляют техникой штампа, например, значки и ювелирные изделия. Заполнение углублений эмалью может быть различным. В одних случаях эмаль покрывает только дно углублений и нижние части стенок, образуя своеобразный цветной вогнутый мениск. В других в результате многократного заполнения и обжига эмаль уравнивают с краями выемки заподлицо, и она образует одну ровную поверхность с выступающими частями металла.

2.Перегородчатые эмали.

Перегородчатые эмали- заполняют углубления между перегородками, сделанными из вальцованной проволоки или филиграни, припаянных к основанию.

Высота перегородок от 0.3 до 1.0 мм. Пайка перегородок производится высокотемпературными припоями, имеющими температуру плавления выше температуры плавления эмали.

 

Различают несколько вариантов этой техники, большинство из которых также относится к древним приемам обработки художественных изделий из металла:

а) Перегородчатая эмаль с листовыми (ленточными) перегородками.

Эта разновидность перегородчатых эмалей (рис.40) особого расцвета достигала в Византии и до монгольской Руси. Технологический процесс в основном сводится к следующему: на тонком металлическом листе при помощи стальной прорезной матрицы (а иногда вручную) продавливается углубление, соответствующее контуру рисунка.

 

 

(рис.40)

Перегородчатая эмаль с ленточными перегородками

 

Углубление имеет плоское дно и вертикальные стенки. Иногда углубление делается не путем продавливания, а подпаивается в форме неглубокой коробочки (лоточка) с плоским дном. Затем от тонкого золотого листа толщиной в несколько десятых (а иногда и сотых) долей миллиметра нарезаются узкие полоски (ленточки). Из этих полосок при помощи специального пинцета выгибаются перегородки, соответствующие контурам рисунка, и при помощи клея приклеиваются ко дну углубления. После установок всех перегородок по рисунку на клей они припаиваются.

Припой в размельченном виде насыпается в небольшом количестве между перегородками на дно углубления, и изделие нагревается. Клей выгорает, а перегородки припаиваются. Затем каждую ячейку, образованную перегородками, заполняют цветной эмалью и после просушки обжигают. Операция повторяется несколько раз, пока слой эмали не достигнет уровня верха перегородки. Этот вид эмалевой техники применяется для небольших ювелирных изделий — как орнаментальных, так и с лицевыми изображениями.

 

б) Перегородчатые эмали с перегородками из проволоки.

Перегородки изготовляют не из листового металла, а из волоченной и затем вальцованной (плющеной) проволоки (0,15 мм - 0,6 мм) (рис.41).

 

 

(рис.41)

Перегородчатые эмали с перегородками из проволоки

 

На дифованные из листового металла изделия, выколоченные целиком или по частям по рисунку, устанавливаются перегородки из вальцованной проволоки. После наклейки они не припаиваются ( можно и припаять), а пространства между ними сразу же заполняются эмалью. В процессе обжига клей выгорает, а эмаль сплавляется, и перегородки хорошо удерживаются массой эмали.

Затем все изделие шлифуют, и выступающие части перегородок спиливают. После шлифовки изделие вновь обжигают для придания эмали блеска.

Именно этот вид использовался в нашей работе. После пайки перегородок и стачивания их заподлицо, до образования единого целого, решением было сделать гильош, так как эмали будут прозрачные, для лучшего сцепления и придания ещё большей красоты.

Гильоше (от фр. guilloché - узор из волнистых линий) - орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой.

Появился давно и наиболее активно использовался для лепных украшений в классической архитектуре.

Смысл гильошировки заключается в нанесении на поверхность тонкого гравированного узора из волнообразных, параллельных или пересекающихся штрихов в правильной геометрической последовательности (рис.42).

 

 

(рис.42)

Гильош под эмаль

 

в) Филигранные перегородчатые эмали.

Они характерны для древнерусского ювелирного искусства XVI и особенно XVII вв.

Филигранной перегородчатой эмалью (рис.43) украшают самые различные предметы: посуду, ювелирные украшения, ларцы, коробочки, церковную утварь, оклады икон и др.

 

 

 

(рис.43)

Филигранные перегородчатые эмали

 

Перегородки делаются из филиграни сученой и вальцованной проволоки, которые набираются по рисунку и напаиваются на изделие.

Затем ячейки, образованные филигранными перегородками, заполняются цветными эмалями и изделие обжигают.

3.Оконная (витражная) эмаль.

Возникновение этой разновидности эмалевой техники относится к XIX в. Она представляет собой как бы миниатюрный цветной витраж, работающий на просвет.

Оконная эмаль ( рис.44) применяется в ювелирных украшениях (серьги, кулоны, подвески), а также для абажуров, фонарей и лампад.

 

 

(рис.44)

Оконная (витражная) эмаль

 

Основой служит ажурная филигрань ( можно и чисто металл), просветы в которой заполняются мокрой молотой эмалевой массой. Затем изделие осторожно просушивают и немедленно обжигают. Эмаль сплавляется и превращается в стекло, вправленное в просветы металлического кружева.

Такие изделия очень эффектны, если они смотрятся в проходящем свете.

 

Сплошные эмали.

В эту группу объединены эмали, сходные в технологическом отношении, но обладающие совершенно различными художественными качествами. Первой технологической особенностью, позволяющей объединить все эмали, входящие в эту группу, является то, что эмаль сплошь покрывает металлическую основу, имеющую лишь конструктивное значение. Второй особенностью, непосредственно обусловленной первой, является использование черных и цветных металлов для основы изделий, поскольку металл сплошь закрывается эмалью и декоративного значения не имеет.

Поэтому драгоценные металлы (золото, серебро) здесь не применяются. Исключение составляют ювелирные изделия с просвечивающей эмалью по золоту и серебру ( рис.45).

(рис.45)

Сплошные эмали

Живописная эмаль.

Требует от художника большого профессионального мастерства.

Ее основные особенности заключаются, во-первых, в том, что это - миниатюрная живопись - размеры ее небольшие и измеряются обычно всего лишь сантиметрами. Во-вторых, краски при обжиге изменяют свой первоначальный цвет и интенсивность, и живописец работает по воображению (рис.46).

 

 

(рис.46)

Живописная эмаль

 

Работа облегчается с использованием так называемой палитры, т. е. пластинки, на которой нанесены уже обожженные краски всех цветов с указанием номера и температуры обжига для каждой из них. Пользуясь такой палитрой, художник пишет сначала более тугоплавкими красками и после их обжига использует легкоплавкие; это необходимо потому, что легкоплавкие краски при более высоких температурах выгорают и теряют цвет.

Законченную живопись после обжига для прочности покрывают сверху легкоплавкой прозрачной эмалью - фондоном, которая защищает краски от механических повреждений и придает всему изделию блеск.

Закрепка.

Закрепкой в ювелирной технике называют процесс закрепления камней в оправу или гнездо готового изделия.

Сущность закрепки заключается в том, чтобы подготовить (обработать) гнездо по форме и размерам камня, надежно закрепить камень в изделии и обработать оправу или гнездо так, чтобы изделие было не только красиво, но и удобно в эксплуатации.

Нетрудно себе представить последствия некачественно закрепленного камня - потеря камня, раздражение участков тела, соприкасающихся с шипом камня, постоянное зацепление оправой за одежду и другие предметы, находящиеся в соприкосновении с изделием и т. д.

 

Прежде чем, изучать виды закрепки камней, нужно помнить что перед самой закрепкой существует насмолка изделия на китшток (рис.47).

 

 

 

(рис.47)

Китшток

 

Пасту китт размягчают различными способами на электронагревателях, спиртовках, газовых горелках или паяльной горелкой. Прогревают китт равномерно на всю глубину и со всех сторон, не давая загореться и стекать. На такое пастообразное состояние и насмаливают изделие в удобном для закрепки положении.

Пока китт не затвердел, его выравнивают пинцетом, так чтобы уровень его был ниже поверхности изделия: в местах, не под лежащих разделке, уровень китта оставляют вровень, а то и выше поверхности изделия.

Внутри кастов и отверстий под камнем китт продавливают глубже, чтобы шип камня мог свободно опуститься на нужную глубину.

Оставшийся на внутренних стенках китт удаляют. После насмаливания китшток откладывают до полного затвердения.

Существуют четыре основных вида закрепки камней:

1. Глухая

2. Крапановая

3. Корнеровая

4. Клеевая







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.