Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика малого бизнеса



Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, малые предприятия формируют здоровую рыночную конкурентную среду, средний класс, являющийся опорой общественной системы, быстро и эффективно решают многие социальные проблемы государства [1].

Под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство употребляется английский аналог - бизнес) в понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

Малое предприятие - это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. №685-XIII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:

Ø в промышленности и на транспорте - до 100 человек;Ø в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские)хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;Ø в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;Ø в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30Ø человек;Ø в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек).

Особое значение малый бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в переходный период. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. [3]

Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:

v сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;

v массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;

v ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;

v мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;

v быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;

v способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;

v коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;

v быструю адаптацию на внешнем рынке;

v углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;

v значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду. [3]

Наряду с достоинствами малому бизнесу присущи и некоторые недостатки. Это:

· более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

· высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

· сосредоточенность малого бизнеса в крупных городах (Практически невозможно создать и развивать малый бизнес в небольшом населенном пункте или городе, где работает только одно крупное предприятие. Если мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техники в крупном населенном пункте может приносить заметную прибыль, то в небольшом городе, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным);

· повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

· трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

· неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Некоторые недостатки малого бизнеса могут иногда становиться его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации.

Следует отметить, что Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.