Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Малые предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. В странах ЕС на их долю приходится 63 - 67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно. При этом каждое государство выработало свои собственные подходы и критерии определения субъектов малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, - обеспечение со стороны государства выгодности функционирования малых хозяйственных структур в условиях динамичной внешней среды. Как правило, в качестве критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к числу малых и средних используются такие показатели, как численность наемных работников, размер уставного капитала, активов, объем оборота (прибыли, дохода). В разных странах применяются различные комбинации данных показателей (обычно не менее двух). В Европейском союзе были приняты следующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой: v средние предприятия - до 250 человек работающих, годовой оборот до 4 млн. евро, баланс - до 27 млн. евро; v малые предприятия - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн. евро, баланс - до 5 млн. евро; v микропредприятия - до 10 человек работающих. В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость работоспособного населения на уровне 37 %. Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятии — строительство, торговля, гостиничные и другие бизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота стран ЕС. [9] Около 1 млн. малых предприятий (10 - 49 человек работающих) предоставляют около 19 млн. рабочих мест (11 % общего количества занятых). В среднем на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55 %) также заняты в торговле и услугах. Остальные 45 % работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают около 25 % общего оборота сообщества. Средние предприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 % общего числа хозяйствующих субъектов Западной Европы (около 11 % всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек. Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общее количество - 0,2 % числа всех предприятий Западной Европы. На них работает примерно 40 % запятых в странах - членах ЕС, они производят треть общего оборота. Существуют некоторые различия между странами - членами ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия намного меньше по размерам, чем в среднем по ЕС (6 служащих). В остальных странах в среднем предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия). При этом следует иметь в виду, что сектор малого предпринимательства в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50 %, через 3 года - 7 - 8, через 5 лет - не более 3 %. Но, тем не менее, общее число малых предприятий в развитых странах мира, как правило, растет или остается неизменным именно благодаря искусству государственного управления. В странах ЕС реализация политики в отношении малых и средних предприятий распределена, как правило, между несколькими министерствами или между специальными отраслями внутри министерств. Обычно это входит в задачи министерств экономики, промышленности, торговли или занятости. Так, в Германии и Нидерландах отделы малого и среднего бизнеса находятся в структуре Министерства экономики, во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности, а в Великобритании имеется специальное Министерство малого предпринимательства. [10] При наличии определенной специфики в большинстве стран ЕС имеются похожие частные институты поддержки: Ø торговые палаты, действующие, главным образом, в области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями; Ø финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу к капиталу и финансированию; Ø частные консультационные и юридические фирмы, осуществляющие консультирование менеджмента и администрации, технологическое, маркетинговое консультирование и др. Характерной чертой политики стран Евросоюза в отношении малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран: -страны, где формирование политики осуществляется главным образом на уровне правительства, как, например, в Дании, Греции, Ирландии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии и Великобритании. В этих странах только правительство имеет законодательную власть в области выработки стратегии и мер поддержки малого бизнеса; -страны, где регионы обладают властными полномочиями при формировании независимой политики в отношении МСБ. Это имеет место в Бельгии, Франции, Германии, Италии и Испании, где и центральные, и региональные власти могут вырабатывать правовые условия деятельности предпринимателей. Хотя такие вопросы, как налоговая политика, регулирование занятости, защита окружающей среды, остаются в сфере полномочий центрального правительства. Однако, несмотря на различия в деталях, в странах ЕС выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого и среднего бизнеса: § административная и регулирующая бизнес-среда - упрощение системы налогообложения, сокращение статистической и налоговой отчетности, упрощение порядка получения лицензий и др. Большинство стран создали комитеты по анализу ситуации в этой области и выработке мер по снижению административного бремени. В результате во Франции, например, были упрощены финансовые декларации и сокращено их количество. В Греции сокращено количество лицензий на осуществление инвестиций и их выдача сосредоточена в одном учреждении (вместо 14). В Италии количество лицензируемых видов деятельности сокращено с 88 до 8. В Великобритании отменено требование ежегодной ревизии малых предприятий; § финансовые условия - в основном применяются такие меры государственной поддержки, как предоставление гарантий займов, используемых для модернизации оборудования, либо расширения производства с увеличением численности занятых; § формирование специальных резервов поддержки малого и среднего бизнеса, а также применение фискальных льгот и дотаций. Такие страны, как Великобритания, Нидерланды, основное внимание уделяют обеспечению гарантий займа. В Германии в соответствии с региональной программой «Возрождение Европы» сформирован специальный бюджетный фонд, средства которого перечисляются частным специализированным банкам и затем используются на долгосрочное инвестиционное кредитование мелких фирм по льготным процентным ставкам. [10] В Бельгии, Франции, Нидерландах применяется практика предоставления малому и среднему бизнесу статуса рискового капитала. В частности, правительства гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов. Кроме этого, особо стимулируется вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства. Европейский союз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 90-х гг. XX в. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций, региональную систему поощрений, систему поощрений малых инвестиционных проектов и инноваций в информационных технологиях. Эти меры способствовали преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии по сравнению с общеевропейским уровнем. [25] С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий применяется практика субсидированных тренингов (Германия, Ирландия) или предоставления льгот при осуществлении программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания). Активная поддержка малого и среднего бизнеса западными государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира. [5] Малому бизнесу принадлежит ведущее место и в американской экономике. Малый бизнес США – это почти 23 млн. малых предприятий и 9 млн. индивидуальных предпринимателей, которые создают от 60 до 80 % новых рабочих мест, трудоустраивают половину работоспособного населения США и производят 52 % ВВП страны. [26] Таких успехов малый бизнес США достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях. Государственным органом, осуществляющим администрирование и координацию всех направлений поддержки и развития малого предпринимательства, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ) - Small Business Administration (SBА), созданное в 1953 г. как самостоятельное агентство федерального правительства. [26] В распоряжении SBА находятся крупные бюджетные средства (ежегодный бюджет организации составляет от 400 до 600 млрд. $), направляемые как на прямое субсидирование некоторых видов предпринимательской деятельности, так и на косвенное стимулирование развития малого бизнеса. Деятельность SBA предусматривает немедленное обслуживание клиента (по телефону, письменно и лично); снижение издержек обслуживания; консультацию предпринимателей при их контактах с партнерами; техническую помощь предпринимателям путем реализации; программ местного масштаба; поддержку рабочих контактов между предпринимателями и заказчиками - федеральными агентствами. В настоящее время SBA курирует реализацию свыше 20 специализированных программ (краткосрочных – для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др., долгосрочных – для приобретения недвижимости, оборудования, модернизации и расширения деятельности, проведения НИОКР и др. Характерно, что помощь малому бизнесу имеет социальную направленность. Так во всем объеме средств кредитования малого бизнеса, контролируемом АМБ, выделены специальные статьи на помощь «проблемным» сегментам малого бизнеса, которые нуждаются в ней в большей степени. К ним относятся: · предприятия, в которых женщины составляют не менее 51 % руководства или всего состава работающих данного предприятия (таких в МСП в США около 40 %); · предприятия, управляемые ветеранами и/или инвалидами; · малый бизнес в среде коренного населения; · предприятия «зон с исторически недостаточно развитым бизнесом». Финансируется SBA из федерального бюджета: 72% средств направляется на кредитование традиционных программ развития малого бизнеса; 19,6% - на их дальнейшее развитие и модернизацию; 7,2% - на финансирование предприятий, создаваемых совместно двумя и более компаниями; 0,5% приходится на микрокредиты, которые, как правило, заведомо невозвратны. Тем не менее, из общего числа клиентов, обслуживаемых Администрацией, 85% разоряются через год. Считается, однако, что деятельность выживших с лихвой возмещает эти потери. SBА разработала стандарты и методику определения оптимальных размеров малых предприятий. Стандарты касаются среднегодовою дохода на определенное время (в зависимости от отрасли на 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях - средней занятости, среднего числа клиентов и др. Не менее значительна в развитии малого бизнеса роль муниципальных структур. К примеру, муниципалитет Сиэтла, который благодаря продуманной политике в отношении малого бизнеса превратил этот провинциальный городок в один из развитых центров. За последние два года цены на недвижимость в городе увеличились в 1,5-2 раза благодаря росту желающих жить здесь. [17] Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные элементы этой сети таковы: Ø финансовый (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала); Ø материально-технический (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе, на льготных условиях, средств производства - зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.); Ø информационный (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.); Ø консультативный (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчётности, оформления патентов). Таким образом, опыт развития предпринимательства в ряде зарубежных стран свидетельствует, что обеспеченность финансовыми средствами, а также доступ к кредитным ресурсам является весьма сложной проблемой (в особенности, относительно сегмента микропредпринимательства и вновь образующихся малых предприятий). Это обусловлено особенностями данного сектора экономики (масштаб бизнеса, недостаток опыта в условиях конкурентной среды, недостаточная обеспеченность ресурсами и др.) и, как следствие, рисками, которых лишены крупные предприятия. В мировой практике для решения проблемы ограниченности доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам применяются различные варианты его финансовой поддержки, основными среди которых являются: · прямое финансирование; · гарантирование кредитов; · субсидирование процентных ставок по кредитам; · стимулирование развития отдельных сегментов финансового рынка (лизинг, венчурное финансирование); · стимулирование развития микрофинансирования.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|