Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовые основы и система органов управления в области бюджета.



Неотъемлемой частью управления экономикой является деятельность государственных органов в области бюджета, финансов, кредита и налогов.

Бюджетная политика — ключевое звено экономической политики государства. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

Бюджетный процесс включает в себя действия различных государственных органов. Составление проектов бюджета — исключительная прерогатива Правительства, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований. Рассмотрение и утверждение проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год производится законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления. Бюджетным кодексом установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Органы федерального казначейства (главное управление и территориальные органы) являются кассирами всех распоряжений и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Исполнение бюджета исключительно через казначейскую систему призвано устранить существовавшую порочную практику нецелевого использования бюджетных средств.

Осуществляя исполнение федерального бюджета, федеральное казначейство является своеобразным каналом, по которому денежные средства должны поступать в государственную казну, и после их распределения на основе закона о федеральном бюджете на соответствующий год и корректировок, вносимых Правительством, доводятся до адресатов.

Министерства и ведомства отдают свои распоряжения по передаче сумм на то или другое мероприятие, но непосредственно не участвуют в движении денежных потоков.

По централизованной системе казначейства средства должны доводиться до самого нижнего уровня. Например, каким образом заработная плата работникам некоей бюджетной организации дойдет по назначению и не будет задержана администрацией любого уровня, желающей получать с этих денег некоторый процент, подержав их в коммерческом банке? Наличие отделения казначейства в данном конкретном поселке, городе или районе фактически устраняет администрацию от распоряжения казенными средствами. Это позволяет контролировать движение средств вплоть до выплаты на руки.

Кодексом определены также формы финансового контроля за использованием бюджетных средств, осуществляемого законодательными (представительными) органами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.

Прозрачность бюджетных статей и процедур, правильность и законность расходования средств должны обеспечиваться системой жесткого контроля и аудита исполнения бюджета. Следует исходить из того, что обеспечение бесперебойного и полноценного исполнения бюджета по расходам должно производиться прежде всего по защищенным статьям — заработной плате и другим. Бюджет должен исполняться равномерно и неукоснительно. Это гарантия того, что экономическая политика реализуется на деле, а не превращается в набор пустых деклараций.

Правительство, отвечая за своевременное и полное исполнение бюджета, должно регулярно отчитываться перед палатами Федерального Собрания о ходе его исполнения, теснее работать со Счетной палатой. Для обеспечения своевременного и целевого использования средств предусматриваются квартальные отчеты министерств, ведомств, учреждений, финансируемых непосредственно из федерального бюджета.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.