Здавалка
Главная | Обратная связь

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЕВГЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ



Англосаксонские страны

Англия явилась страной зарождения научной евгеники. Научная разработка вопросов человеческой наследственности здесь тесно связана с именем Ф. Гальтона, который с 60-х гг. начал печатать свои работы «О наследственности таланта и гения» (1865) и «О наследовании гениальности» (1869), в которых в зародыше уже содержалось последующее научное построение евгеники. В 1874 г. появилась книга Гальтона о наследственности 180 выдающихся английских ученых и писателей, в 1883 г. – «Исследования о развитии человеческих способностей» и в 1889 г. – «Естественная наследственность», в которой были подведены итоги предшествующих работ по наследованию способностей человека.

Взгляды Гальтона встретили значительную критику, которая побудила его в 1901 г. выступить в Антропологическом обществе с докладом «о возможности улучшения человеческой расы при современных условиях при помощи законодательства и чувствований». Три года спустя свои практические предложения он формулировал в другом докладе Лондонскому социологическому обществу, озаглавленном «Евгеника, ее определение и ее задачи». Здесь была выдвинута следующая программа исследовательской работы: 1) распространение сведений об известных уже законах наследственности и способствование дальнейшему исследованию их, 2) изучение рождаемости в различных социальных слоях у древних и современных народов, 3) собирание доступных данных, из которых можно было бы заключить, с какою частотой рождаются выдающиеся члены семьи, 4) исследование факторов, влияющих на брак, 5) постоянная пропаганда важного для народа значения евгеники. Для достижения этих целей он основал в 1904 г. при Лондонском университете Общество евгенических изысканий, а в 1905 г. сделал крупное пожертвование для учреждения первой евгенической лаборатории, которая ныне носит его имя (Galton’s Laboratory of national eugenics). При создании ее сотрудниками Гальтона были д-р Э. Шустер и мисс Э. Эльдертон. Со смертью Гальтона (17 января 1911 г.) на завещанные им суммы была создана при Лондонском университете кафедра по евгенике, на которую был приглашен проф. К. Пирсон.

Для распространения евгенических сведений в 1908 г. в Англии было учреждено новое общество Eugenics Education Society, во главе которого стал сын Ч. Дарвина, Л. Дарвин, а Гальтон был избран его почетным президентом. Общество это вскоре стало издавать свой трехмесячник «The Eugenics Review». Лондонское общество евгенического воспитания имеет свои разветвления во многих городах Великобритании и 4 отделении в Новой Зеландии. Параллельно с ним в Ливерпуле создалось Liverpool Heredity Society, преследующее цели научного изучения евгеники.

Из Англии евгеническое движение перебросилось в другие англосаксонские страны. В Новой Зеландии энергичным проводником его явилась мисс Л. Мак-Грегор, которой удалось в 1921 г. организовать здесь New Zealand Society for promoting Eugenics. В Австралии евгеническое движение представлено Race Preservation League, имеющей местом пребывания Мельбурн и Eugenics Education Society в Новом Южном Уэльсе, с местопребыванием в Сиднее.

Наиболее широкий отклик, однако, нашло себе новое движение в соединенных Штатах Северной Америки. Быстрый интеллектуальный прогресс этой страны, интерес к новейшим научным достижениям, соединенный с готовностью быстрого использования научных выводов для практических целей, политический интерес, связанный с разноплеменностью состава населения, значительный рост психической дефективности за последние годы – все это явилось причиной повышенного интереса к новой науке.

Первая попытка введения евгеники в Соед. Штаты относится еще к 1880 г., когда, усилиями Л. Муди, поэта Лонгфелло, О. Манна др., в Бостоне был создан институт по изучению наследственности (Institut for Heredity). Это было эпохой, когда Гальтон в своем докладе Лондонскому социологическому обществу стал впервые развивать принципы искусственного подбора среди людей. Институт просуществовал недолго, но на смену его в Вашингтоне, по инициативе Г. Белла, было организовано Бюро генеалогических данных (Genealogical Record Office). Из работ Г. Белла особенно известны исследования о наследственной глухонемоте и о передаче ее при браках между близкими родственниками. До своей смерти (2 августа 1922 г.) Г. Белл стоял во главе другого бюро (Eugenics Record Office) и особого отделения Генеалогического бюро, посвященного изучению наследственности физических дефектов (так называемое Volta Bureau). Первые работы по евгеники привлекли к себе внимание Ассоциации американских скотоводов (American Breeders Association, позднее переименованной в American Genetic Association). Ассоциация выделила особую секцию для изучения вопросов евгеники. Из нее вышли первые работы, под редакцией Иордана и Дэвенпорта, посвященные исследованию наследственности физических качеств людей, подведшие прочный фундамент под новое движение и снискавшие ему широкую известность. Через некоторое время секция стала издавать «Journal of Heredity» под редакцией П. Попеноэ.

В 1910 г., по инициативе Дэвенпорта, на средства, пожертвованные г-жей Гарриман, неподалеку от Нью-Йорка, на Лонг-Айленде, было создано новое исследовательское учреждение – Eugenics Record Office; институт, предназначенный для изучения влияния наследственности и окружающих условий на поведение человека. Несколько позднее при Институте им. Карнеги в Вашингтоне была создана секция генетики, которая позднее слилась с евгенической секцией Американской генетической ассоциации.

Из лабораторий Eug. Record Office вышли значительные работы, среди которых отметим работы Дэвенпорта о наследственности насильственных черт характера, о наследственной хрупкости костей, о наследственности пеллагры, хореи, болезни Реклингаузена, о наследственности у рыб и пр., работы Годдарда (директора Bureau of Juvenile Research в Огайо) о наследственности умственной дефективности, Стантона – о наследственности музыкальных способностей, Литтля – о наследственности рака, Истбрука – о некоторых какогенических семьях, Риддля – о физиологии пола, Стокарда – об алкоголизме и пр. Институт опубликовал «Сборник отличительный черт» (Traits book).

Record office сообщает по запросам сведения и разъяснения относительно своих методов исследования наследственности, рассылает формуляры для регистрации характерных наследственных черт, собирает данные о наследственности у человека и оказывает помощь исследованиям, ведущимся в этом направлении. При нем имеется и консультация для тех, кто пожелал бы осведомиться о своей евгенической пригодности перед заключением брака. Для производства необходимых исследований Евгеническое бюро содержит штат обследователей (field workers), которых оно рассылает по разным местам для собирания справок и данных о дефективных, невропатических и др. семьях, генеалогии которых исследуются; обследователи эти проводят поголовные обследования душевнобольных пациентов и заключенных. При помощи их ныне в Нью-Йорке начата перепись дефективных (State Eugenics Survey), которая должна постепенно охватить всю страну. Евгеническое бюро издает ежемесячный журнал «The Eugenical News», в редакционной коллегии которого принимают участие Дэвенпорт, Лафлин и Джонсон. Этот журнал уже насчитывает десять лет существования и является органом трех крупных американских евгенических обществ: Eugenical Research Association, Eugenies Society of USA и Galton Society.

Первое из них было организовано в июне 1913 г. В 1915 г. оно примкнуло в качестве секции к American Association for Advancement of Science. Общество преследует чисто научные цели, способствуя организации самостоятельных исследований и объединяя вокруг себя лиц, интересующихся научной разработкой евгеники. В настоящее время оно насчитывает 366 членов. Председателем его является Джонсон, профессор Питтсбургского университета.

Научную же цель преследует и Общество им Гальтона, председателем которого является ныне Дэвенпорт и которое собирается в Американском музее естественной истории.

Евгеническое общество Соед. Штатов Америки возникло в 1921 г. в качестве отпрыска Eugenics Committee of U.S. of America, образованного по случаю 2 Международного евгенического конгресса, заседавшего в Нью-Йорке. Оно преследует практические цели, заключающиеся в популяризации евгенических знаний, в проведении в жизнь, мероприятий евгенического характера и, в частности, евгенического воспитания. В составе его образовано десять подкомиссий, каждой из которой передана определенная практическая функция. Председателем общества состоит проф. И. Фишер из Уэльского университета.

Eugenics Committee является органом преимущественно совещательного характера, услугами которого нередко пользуется и правительство. Оно включает в себя «консультационный совет», составленный примерно из 100 специалистов по различным отраслям биологии.

Другим учреждением, преследующим евгенические цели, является Race Betterment Foundation (фонд для улучшения расы), которое имеет Eugenics Registry, институт, помещающийся в Баттль Крик и предназначенный для выявления среди молодежи лиц, более одаренных в умственном отношении.

В отдельных крупных городах США существуют местные евгенические общества. Так в 1922 г. в Колорадо было создано Genetic Foundation под руководством д-ра Жилет, стоящего во главе экспериментальной станции Агрономического колледжа. Это учреждение ставит себе целью собирание данных и пропаганду сведений, имеющих непосредственное отношение к улучшению человеческой породы. В Миннесоте имеется свое евгеническое общество, председателем которого состоит д-р Дайт. Все эти институты пользуются однородными методами и действуют согласованно. Эта однородность организации труда имела своим результатом собрание весьма обширных данных о санитарном и физическом состоянии населения различных частей страны, которые служат ценным подспорьем для законодательства.

Евгеника является предметом преподавания в весьма многочисленных университетах и колледжах Сев. Америки. Представителями этой кафедры являются крупные научные авторитеты, как, напр., Конклин в Принсестоне, Кастоль в Бостоне, Холмс в университете Стендфорда и т. д. При университете Пренсестона публикуется особый журнал «Genetics». Существующая в Балтиморе «Школа Гигиены и Общественного Здоровья» имеет евгеническую секцию, руководимую проф. Пирл, в которой собираются данные по статистике населения с евгенической точки зрения. В Бостоне имеется лаборатория д-ра Вудса, специализировавшегося на вопросах о родственных браках и о подборе среди людей. Имеется и ряд других лабораторий (Стокарда, Гейера и др.). Практическое значение евгеники в Соед. Штатах иллюстрируется тем, что один из первых социально-профилактических институтов Life Extension Institute недавно создал особый евгенический отдел под руководством д-ра Гарриса. Евгеническое движение пользуется поддержкой интеллектуальных сил страны и государственных деятелей, которые видят в нем одно из ценных завоеваний науки о человеке.

Скандинавские страны

Швеция является одной из стран, которая не только высоко поставила у себя изучение евгеники, но и организовала практически борьбу за улучшение человеческой расы. Корни практических мероприятий в этой области были заложены еще в XVIII веке; уже в 1757 г. здесь был опубликован закон, воспрещавший браки эпилептиков. Действующий закон 1915 г. запрещает браки и допускает свободный развод не только между эпилептиками, но и между слабоумными и дефективными, а также между лицами, больными венерическими болезнями в период их заразительности. Тот же закон, по евгеническим соображениям, устанавливает минимальный брачный возраст в 21 года для мужчин и в 18 лет для девушек. Общественное мнение сильно настроено в пользу принудительной стерилизации дегенератов. Проект такой стерилизации был внесен в 1922 г. в ригсдаг. Кроме того, в Швеции организовалось движение, стремящееся в евгенических целях ограничить эмиграцию более производительных и здоровых элементов и воспретить иммиграцию элементов, нежелательных в евгеническом отношении. В 1907 г. с этой целью было образовано Национальное общество борьбы с эмиграцией. Принят ряд мер для противодействия вредному действию на потомство индустриализма и урбанизма. Энергично проводится борьба и с расовыми ядами.

Для разработки евгенических вопросов в Швеции существуют две общественных организации и два государственных института. В 1910 г. в Стокгольме образовалось шведское общество расовой гигиены (Svenska Sallskapet for Rashygien), которое оказывает поддержку евгеническим исследованиям, распространяет сведения, относящиеся к расовой гигиене и принимает участие в борьбе за улучшение и поднятие качества будущих поколений. Общество выдает премии за лучшие работы по евгенике. В том же 1910 г., под председательством Нильсона-Эйле, в Лунде возникло Общество им. Менделя (Mendelska Sallskapet), при котором публикуется журнал Heredinas (Genetiskt Archiv) на английском, французском и немецком языках, посвященный исследованию наследственности у скандинавских народов. Журнал этот издается уже пятый год, редактором его состоит Руборет Ларссон.

В 1918 г. при Лундском университете был учрежден на государственные средства Шведский институт генетики, изучающий вопросы экспериментальной биологии (преимущественно на материале растений), руководителем института является проф. Нильсон-Эйле. В 1921 г. ригсдаг ассигновал 100.000 крон на создание при Упсальском университете Исследовательского института по расовой гигиене (Statens Institut for Rasbiologi), явившегося первым государственным институтом по изучению евгеники в Европе. Руководителем института состоит проф. Герман Лундборг, явившийся его инициатором. История возникновения института изложена д-ром Хальмаром Андерсоном в книге, опубликованной Лундборгом и Рунстромом (The Swedish Nation in wird and picture. 1921). Институт посвящен главным образом биологическим исследованиям с точки зрения расы и изучает особенности шведского населения, углубляя тем самым работу, уже в течение многих лет проводившуюся Лундборгом. К 1925 г. собранный материал, содержащий антропологические сведения о юношах, охватывал 75.845 лиц. Институт собирает обильный статистический, генеалогический и фотографический материалы. Руководители его читают также лекции по биологии в Упсальском университете. Он публикует ряд небольших работ под общим заглавием «Reporys of the State Institute of Race-Biology». В 1923-24 гг. государство отпустило на содержание института 55.000 шведских крон.

Лекции по евгенике читаются в университетах Лунда, Упсалы, Готеборга и в некоторых школах второй степени. Среди лекторов имеется ряд видных научных работников (Лакман, Гетлин, Хофстен, Норденштренг, Бамстрем, Фюрст, Халлквист, Нильсон-Эйле, Брат, Розенберг и др.).

В Финляндии, в особенности в шведской ее части, также ведутся исследования по евгенике. В Гельсингфорсе при университете имеется кафедра генетики, замещенная ныне проф. Г. Федерли. Проф. О. Шауман, умерший в 1922 г., завещал все свое состояние, достигавшее 4 миллиона марок, Евгеническому обществу шведской Финляндии для постройки особого института генетики и евгеники. Часть его была передана другому финляндскому обществу «улучшения общественного здоровья Шведской Финляндии» (Sampundet Folkshalsan i Sovenska Finland), которое имеет две секции: научную и практическую.

Норвегия. В Осло имеется исследовательский институт по вопросам биологии (Winderen laboratorium), который с 1908 г. публикует шестимесячники «Den Nirdiske Race» («Северная Раса») под редакцией д-ра Мьоен, который разработал программу практической евгеники, получившую известность и за границей. Там же при университете существует институт по изучению наследственности под руководством проф. Х. Бонневи. Среди представителей евгеники в Норвегии, кроме указанных выше, можно назвать проф. Фогта, Мора, Кейлхей, Коллина, Гульдберга, Хегстада. В 1908 г. в Норвегии был организован «Консультационный евгенический комитет» (Consultative eugenics Committee of Norway), председателем которого состоит упомянутый уже проф. Мьоен.

Дания также является страной, достигшей большого прогресса в области евгенического законодательства. До 1893 г. здесь производились расово-биологические исследования проф. Г. Вестерграадом и д-ром С. Панзеном, изучившими материал, полученный от обследования 300.000 детей. В 1903 г. в Копенгагене был создан Антропологический комитет (Antropologiske Komite), который стал продолжать эти исследования и организовал ряд других относительно физического состояния населения, в частности, относительно сравнительного качества детей-первенцев, о генеалогии дефективных (слепых, эпилептиков, душевнобольных, глухонемых). Этими исследованиями до сих пор занимается статистическая лаборатория Копенгагенского университета. Правительство выдает на эту работу ежегодную субсидию. В 1922 г. образовалась Датская евгеническая комиссия (Eugeniska Komite), в работах которой приняли участие, кроме проф. Ганзена, известный биолог Иоганнсен и психиатр А. Виммец – оба из Копенгагенского университета.

Страны немецкой культуры

В Германии евгенические работы получили первый толчок со стороны двух биологов А. Плетц и В. Шалльмейера. Плетц окрестил юную науку, созданную Гальтоном, именем расовой гигиены; это название, невзирая на критику в самой Германии, до сих пор удерживается большинством немецких исследователей. Тот же Плетц основал видный журнал «Archiv fur Rassen und Gesellschaftsbiologie». Шальмейеру (умер в 1919 г.) Германия обязана первым крупным трудом по евгенике «О наследственности и отборе». До войны немецкие евгенисты (в числе которых следует особо упомянуть проф. Баура и Христиана в Берлине, проф. Грубера, Рюдина, Ленца, Леманна в Мюнхене, Фишера во Фрейбурге и Вейнберга в Штуттгарте) делали мало попыток к популяризации евгенической науки и к ее практическому применению. В 1905 г. Плетц основал в Мюнхене «Германское общество расовой гигиены», которое явилось проводником евгенического движения, но параллельно с этим движением возникло другое, которое стремилось лишь к простому увеличению числа населения, не обращая внимания на улучшение его качеств. Это популяционное направление приобрело значительное развитие, особенно в годы войны, и его лозунгом было быстрое восстановление убыли в человеческом материале, вызванной войной.

Популяционное движение имело демократический характер, и его представители боролись с евгеническими доводами, ссылаясь на их антидемократичность. Вся дискуссия сосредоточилась вокруг вопроса о средствах поднятия уровня рождаемости и о помощи многодетным семьям, без всякого внимания к качеству потомков.

Общество расовой гигиены, имеющее несколько ответвлений в главных городах Германии, приложило во время войны много усилий для распространения биологических сведений и для смягчения односторонних увлечений популяционистов. Под влиянием этого общества в Мюнхене Врачебной ассоциацией была назначена особая комиссия для всестороннего изучения вопроса о народонаселении, и результаты этой работы, опубликованные спустя два года, представляют собою основные вехи практической программы немецких евгенистов.

К Обществу расовой гигиены примыкают и другие социальные организации. Так в 1915 г. Zentralstelle für Volkswhlfahrt организовало в Берлине конгресс, в котором приняло участие свыше 1000 делегатов, для обсуждения вопросов о народонаселении как с количественной, так и с качественной точки зрения. В 1916 г. аналогичный конгресс был созван в Дармштадте Немецким обществом для изучения народонаселения. Германская комиссия по увеличению рождаемости (Aesschuss für Volksvermehrung), под руководством пастора Вебера, развила широкую пропаганду среди религиозных организацией по вопросам расовой гигиены. В феврале 1918 г. в Берлине образовалось Общество дружбы по оружию (Wassenbrüderliche Vereinigung), которое, пригласив представителей Австрии, Венгрии и Болгарии, подвергло обсуждению на особом съезде вопрос о населении. Обсуждение носило бурный характер вследствие антагонизма между консервативной и радикальной частью съезда.

После войны вопросы евгеники отошли на второй план в виду других проблем, волновавших лучшие умы немецкого народа. Сторонники популяционного направления смолкли и стали стремиться к слиянию своего общества с Обществом расовой гигиены. Последнее же по-прежнему продолжало свою исследовательскую работу по вопросам евгеники. Среди этих исследований укажем на работу Рюдина о наследственности, на коллективную работу Баура, Ленца и Фишера «Grundriss der menschlichen Erbichkeitslehre u. Rassenhygiene», являющуюся капитальным трудом, полезным для каждого интересующегося вопросами евгеники и генетики. Баур является также автором известного «Введения в экспериментальное изучение наследственности» (Einführung in die expermentelle Vererbungslehre), а перу Фишера принадлежат интересные работы о скрещивании европейцев с некоторыми южно-африканскими расами. Ленц позже написал интересную работу о расовой гигиене с историко-философской точки зрения. Наряду с этими более крупными трудами, отметим работы меньшего значения, но все же Значительные, принадлежащие Гротьяну, Сименсу, Мукерману, Шейдту, Гюнтеру. Лучшие популярные труды по евгенике издаются Немецким гигиеническим музеем в Дрездене.

В Германии не существует государственных институтов по изучению евгеники, как то имеется в Швеции, нет и самостоятельных институтов типа нью-йоркского Евгенического бюро. При Мюнхенском университете в Психологическом институте имеется секция генеалогических исследований, руководимая Рюдином. Недавно при антропологическом институте того же университета образован консультационный отдел для исследований по семейной наследственности. При Институте гигиены с 1923 г. имеется секция по расовой гигиене, во главе которой стоит проф. Ленц. В Берлине с 1922 г. открыта при университете кафедра людской генетики (menschkiche Erblichkeitslehre), находящаяся в связи с анатомо-биологическим институтом университета. Кафедру эту занимает проф. Поль, являющийся единственным ординарным профессором по этому предмету. Впрочем, небольшие курсы по расовой гигиене и родственным предметам читаются периодически почти во всех германских университетах; укажем в виде примера курсы проф. Гротьяна и Макса Христиана в Берлине.

В Австрии имеется мало интересного в области евгеники. Группа ученых, созванная д-ром Рудольфом Гольдшейд, проф. Павлом Каммерер и Юбилем Тандлером, пыталось создать в Вене евгенический центр, но до сих пор им не удалось объединить вокруг себя достаточного числа интересующихся. В 1917 г. бывший министр Матайя образовал в Вене Австрийское общество для изучения науки о народонаселении, преследующее те же цели, как и германское. На заседаниях этого общества обсуждались социальные и статистические вопросы, но без освещения их с точки зрения наследственности и биологии. В 1916 г. в Вене был создан организацией Deutschoesterreichische Zentrale für Volkswohlfahrt съезд, обсуждавший вопросы народонаселения, но он должен был прерваться вследствие политических волнений.

Венгрия. Венгерский народ всегда проявлял живой интерес к евгенике. Вначале проводились положения, принятые английскими и американскими евгенистами. Позднее была положена в основание работы немецкая концепция расовой гигиены, и в 1914 г. была избрана комиссия для организации этого движения. Правительство в принципе относилось сочувственно к этому начинанию и послало в комиссию своего представителя. Война приостановила работу комиссии, и только в 1917 г. было образовано Венгерское общество для изучения расовой гигиены и вопросов народонаселения. Председателем его был избран П. Телеки, бывший министр и видный ученый. Как показывает само название общества, оно преследует двойную цель: популяционную и евгеническую; представители социальных и биологических наук работают здесь в тесном контакте друг с другом.

Венгрия явилась первой страной континентальной Европы, которая приняла евгенику, как основу для правительственных мероприятий. Телеки, назначенный в 1917 г. министром по обеспечению пострадавших от войны, заявил в своей декларации о намерении следовать в практике указаниям евгеники. Он поручил проф. Г. Гофманну из Будапешта наладить эту работу. В 1917 г. были изменены постановления относительно подоходного налога в целях покровительства отцам многочисленных семей. С 1920 г. в Венгрии приняло широкие размеры движение по возрождению расы, которое затронуло не только вопросы евгеники, но и вопросы морали, законодательства и пр.

Чехословакия. Первые шаги в области евгеники здесь относятся к 1900 г. Движение здесь возникло независимо от англичан и американцев и обязано преимущественно невропатологу, проф. Гасковичу из Праги. Позднее проводниками евгенического движения явились врачи Вальтер, Брожек, Герфорт, Куенский. В 1908 г. в Богемии образовалась Чешская комиссия по охране детства, проводившая в жизнь идеи евгеники. В 1914 г. Гаскович и Ружичка стали выпускать особое приложение к «Архиву Невропатологии», посвященное вопросам наследственности и евгеники. В 1915 г. было основано, частью на пожертвованные средства. «Евгеническое Общество при институте экспериментальной генетики и биологии Пражского университета». Общество это выработало довольно обширную программу, охватывающую всю область социальной гигиены. В 1919 г. правительство, по совету этого общества, внесло в парламент проект о представлении свидетельств о здоровье брачующимися. Недавно директор Пражского педологического института д-р Герфорт создал три евгенических центра: при институтах педологическом, психотехническом и дефектологическом Пражского университета.

В Голландии несколько обществ сотрудничают в практическом проведении евгенических мероприятий. Ими являются: 1) национальное антропологическое бюро в Амстердаме, учрежденное в 1922 г. проф. Клейвегом; оно объединяет ныне свыше 200 членов и распадается на несколько секций, из которых секция наследственности и евгеники возглавляется женщиной – д-ром ванн Херверден. 2) Общество генетики, учрежденное в 1915 г. под именем «Общества научного содействия», но затем в 1924 г. изменившее свое название на указанное выше. Председателем его является д-р П. Мейес. 3) Общество освидетельствования брачующихся, учрежденное в 1912 г. и ныне насчитывающее сотню членов, среди которых имеются различные социальные и гигиеническое организации; председателем его является проф. Слисвик, профессор гигиены Дельфтского университета. Под руководством этого общества функционируют бесплатные консультации для брачующихся в Айе и Амстердаме. 4) Общество Het Nederlandsche Volk, учрежденное в 1914 г., имеющее особую комиссию для изучения человеческой наследственности, образованную с 1920 г.; секретарем комиссии является психолог д-р ванн дер Шпек. Все эти общества образовали в 1924 г. центральный комитет, председателем которого является проф. Фретс. Комитет имеет целью координировать работу этих обществ.

В Голландии еще не имеется особых евгенических институтов. Косвенно этими работами интересуется государственное бюро статистики, являющееся вместе с тем центром Международного бюро статистики. В университете Гронинген существует единственная официальная кафедра генетики, которую занимает проф. Таммес. В Утрехтском университете д-р ванн Герверден с 1912 г. читает курс общей генетики, а с 1920 г. – курс евгеники для студентов медицинского факультета.

Среди последователей евгеники следует назвать д-ра Варденбурга, издающего журнал «Генетика», недавно умершего д-ра Руджерса, специально интересовавшегося вопросами ограничения рождаемости в связи с евгеникой (Rassenverbesserung und bewusste Anzahlbeschränkung). Книга эта переведена на ряд языков и содержит описание голландской практики консультаций по контролю за рождаемостью.

Швейцария. Главным сторонником и популяризатором евгенического движения в Швейцарии в течение ряда лет является видный невролог и психиатр А. Форель, ныне достигший весьма преклонного возраста. В Цюрихе существует институт расовой биологии, директором которого состоит О. Шлагинхауфен, профессор антропологии Цюрихского университета. Он вместе с Форелем был делегатом Международной евгенической комиссии. Значительная поддержка работам по расовой гигиене в Швейцарии была оказана умершим Ю. Клаусом, завещавшим в 1920 г. 100 тыс. франков на такие работы. С 1923 г. в Берне издается журнал «Natur und Mensch», разрабатывающий вопросы наследственности и расовой гигиены. В 1922 г. в заседаниях Общества гигиены в Цюрихе, под председательством проф. Гонценбаха, подверглись всестороннему обсуждению вопросы евгеники в их практическом применении.

Латинские и другие страны

Франция. В 1912 г., по случаю первого международного конгресса по евгенике, происходившего в Лондоне, при поддержке правительства и ряда видных ученых. В Париже было основано Societe Francaise d’Eugenique. Первым действительным президентом общества был избран Перрье, член Академии Наук. Ближайшими его сотрудниками были профессора Ландузи, Гуссе, Люсьен Марш, Рише и Пинар. Первым секретарем Общества был д-р Аперт. Со времени своего учреждения общество стало издавать бюллетень «Eugenique», содержащий оригинальные статьи, отчеты о заседаниях, заметки и пр. Во время войны общество должно было прервать свою деятельность. В настоящее время оно насчитывает около 60 членов. Секретарем его является д-р Шрейбер.

Незадолго до войны общество опубликовало сборник статей под заглавием «Евгеника и селекция»; некоторые из этих работ подверглись обсуждению на конференциях Межсоюзной школы социальных наук. Этот труд явился первой работой по евгенике на французском языке.

Кроме Евгенического Общества, существует евгеническая секция при Международном антропологическом обществе. Преподавание евгеники еще отсутствует во Франции; не существует вовсе и евгенического законодательства. Широкие круги общества заняты лишь вопросом уменьшения рождаемости, интересуясь лишь количественной стороной и оставаясь равнодушными к практическим задачам евгеники.

Бельгия. В 1912 г. по инициативе директора Социологического института им. Сольвей, Э. Ваксвейлер, начаты были первые работы по евгенике. Они послужили основой для создания Societe belge d’Eugenique, которое возникло в 1919 г. в Брюсселе, благодаря усилиям д-ра Буланже, явившегося его первым председателем, Иенша и Рюло. Общество образовало в своем составе ряд секций и комиссий при участии специалистов различных наук, смежных с евгеникой. Целью общества является преимущественно пропаганда и распространение сведений по евгенике в широких общественных кругах. С января 1921 г. общество публикует журнал «Revue d’Eugenique», выходивший раньше 2 раза в год, а с 1924 г. переименованный в ежегодник «Annales d’Eugenique». В числе наиболее активных членов Бельгийского евгенического общества имеются: Говэртс, являющийся его секретарем, Шренен, Рене Занд. Де Моор, судья для малолетних Ветс и др. В 1922 г. в Антверпене было открыто отделение общества.

В настоящее время бельгийское евгеническое движение разделено между указанным обществом в Бюро евгеники (Office Belge d’Eugenique»), созданным в 1922 г. в Брюсселе во время Journees Internationales d’Eugenique. Оно существует при Социологическом институте А. Сольвей и на средства института. В 1923 г. это бюро открыло отделение при клинике для дефективных детей Гинтон в Брюсселе, в котором регистрируются семейные истории больных детей. В стране имеются и некоторые самостоятельные группы ученых, ведущих евгенические исследования.

Италия. 21 марта 1913 г. в Риме. В составе Римского антропологического общества, был образован Comitato Italiano per gli studi di Eugenica, в котором приняли участие профессора Джини, Серджи, де-Санктис, Манджагали, Артом, Ничефоро и Саффиотти. В 1919 г., по инициативе проф. Джини, Песталоцца и Артом, было учреждено «Societa Italiana di genetic ed eugenica». Председателями этого общества последовательно были Песталоцца, Ахилл Лориа и К. Джини. Общество имеет целью «способствовать всем тем исследованиям, которые стремятся к развитию знаний о законах наследственности и об улучшении расы, уделяя особое внимание вопросам человеческой расы». Деятельность общества находится в сотрудничестве с другими ветвями Международной евгенической комиссии. Оно заседает в Риме при Институте социальной гигиены, профилактики и помощи. Оно имеет два органа: «Сборник работ по вопросам пола» и ежемесячный журнал «Difesa Sociale». По инициативе общества, в октябре 1924 г. в Милане был собран первый итальянский конгресс социальной евгеники с участием представителей Международной евгенической комиссии. Имеется в виду издание международной библиотеки по евгеническим вопросам.

Румыния. В этой стране еще не имеется ни евгенических обществ, ни бюро, но все же ведутся некоторые работы по евгенике. При Институте гигиены университета Клюи образована небольшая секция евгеники, где выполняются экспериментальные и статистические работы, печатаемые в издании Биологического общества. В университете студентам читается постоянный курс евгеники.

Португалия. В 1923 г. в Лиссабоне, по инициативе Б. да-Рокка-Кабраль, образован Институт биологических исследований.

В Испании с недавнего времени стал выходить журнал «Eugenia».

В Бразилии имеются три евгенических общества: одно в Сан-Паоло, основанное в 1918 г. по инициативе д-ра Р. Келл; оно публикует «Евгенические Анналы». Другое общество находится в Манасе (Амазона) и председателем его состоит д-р М. Лео. Наконец, третье общество находится в Рио-де-Жанейро; оно было организовано бразильским Обществом неврологии и психиатрии и председателем его является проф. Ю. Морейра. В ноябре 1922 г. на американско-латинском конгрессе врачей было внесено предложение об образовании Всеамериканской ассоциации евгеники и гомокультуры. В 1923 г. для этой цели была созвана конференция, на которой постановлено образовать международное всеамериканское бюро по евгенике с местопребыванием в Вашингтоне.

Эстония. В 1924 г. в Тарту (Дерпте) образовалось Эстонское евгеническое общество, председателем которого был избран профессор гигиены Дерптского университета д-р А. Раммуль. Общество организовало серию конференция по всей стране и предполагает издавать небольшой евгенический журнал под заглавием «Tulev Eesti» (Эстония завтрашнего дня).

В Граце (Югославия) также в 1924 г. образовалось общество расовой гигиены. Его первым председателем явился проф. Полланд, по специальности дерматолог.

Евгеническое движение начинает пускать корни и в странах азиатского Востока.

В Индии в г. Лагоре возникло в 1921 г. первое евгеническое общество (Hindusthan Ieitisudhar Sabha) благодаря усилиям д-ра Алувалиа. Оно насчитывает свыше 150 членов и имеет отделения в Дальфи. Симле и Бангалоре.

В Китае некоторые из студентов, побывавших в американских университетах, явились распространителями сведений по евгенике. Терон Илик открыл курс евгеники при университете в Нанкине.

В Японии имеется свое евгеническое общество, организованное бар. Гото, которое публикует ежемесячный журнал «Евгеника», печатающийся частью на английском языке.

Международная деятельность

Международных конгрессов по евгенике состоялось всего два. Первый происходил в 1912 г. в Лондоне, по приглашению Общества евгенического воспитания. В нем участвовало свыше 7600 делегатов, представлявших почти все страны. За год до того в Дрездене, по инициативе Немецкого общества расовой гигиены, основанного Плетцом, состоялся Международный Конгресс Расовой Гигиены. Второй Международный евгенический конгресс происходил в Нью-Йорке в 1921 г. В 1922 г. в Брюсселе происходило Международное совещание по евгенике (Journees Internationales d’Eugenique).

Постоянные международные учреждения. По инициативе Германии, Австрии, Швеции и Швейцарии еще до войны было организовано Международное евгеническое общество. Во время войны это общество, имевшее в своем составе преимущественно немцев, не проявляло активности, хотя оно не прервало своих международных отношений.

Другим постоянным международным учреждением является Международная евгеническая комиссия, образовавшаяся в 1913 г. после Лондонского международного конгресса. После войны она собиралась на сессии в 1919 г. в Лондоне, в 1921 г. – в Нью-Йорке, по случаю 2 международного конгресса, в 1922 г. – в Брюсселе, в 1923 г. в Лунде, в октябре 1924 г. – в Милане, в августе 1925 г. – в Лондоне, в июле 1926 г. – в Париже. В комиссии представлены 22 страны. Председателем ее является Л. Дарвин. Представителем от СССР – проф. Н. К. Кольцов. Сама комиссия устанавливает место и время созыва международных конгрессов и занимается всем тем, что имеет интернациональный интерес в области евгеники. Ею проводятся различные анкеты по различным странам.

Является небесполезным сопоставить между собою некоторые основные тенденции практическо-программного характера, преследуемые отдельными более влиятельными евгеническими организациями.

Так английское Общество евгенического воспитания стремится к распространению сведений о законах наследственности с тою целью, чтобы английский народ, зная такие законы, а также учитывая влияние отдельных дефектов на потомство, смог сознательно относиться к браку и деторождению; оно имеет в виду поощрение браков индивидов, наследственно лучше одаренных, и ограничение браков лиц с отягченной наследственностью.

Программа Парижского евгенического общества имеет в виду устранить или, по крайней мере, ослабить дегенеративные черты, тяготеющие над населением, и стремится к распознанию законов причинности в области поведения. Деятельность общества направлена главным образом на лиц, уже наследственно отягощенных, которых оно стремится или излечить, или обособить.

Шведское общество ставит своей задачей работу над усовершенствованием скандинавской расы, оно проводит кампанию за принудительную стерилизацию дегенератов, способствовало проведению в жизнь законов об ограничении браков между имбецилликами, эпилептиками и пр.

Норвежский институт расовой гигиены рекомендует: а) обособление дефективных, эпилептиков, привычных алкоголиков и преступников, б) стерилизацию (но не обязательную) таких лиц, в) изменение программ преподавания в школах с подчеркиванием важности биологических и гигиенических наук, г) реформу налог7овой системы, состоящую в введении мер в пользу материнства и многодетных семей; д) борьбу против расовых ядов (алкоголя, сифилиса и пр.), е) воспрещение браков между лицами, принадлежащими к резко отличным друг от друга расам.

Чехословацкое евгеническое общество имеет весьма обширную программу, которая необычайно расширяет пределы евгеники, включая в нее борьбу против всех социальных болезней и за улучшение окружающей обстановки.

Итальянская ассоциация имеет в виду улучшение человеческого рода вообще, независимо от национальности и расы. Она тесно увязывает программу практической евгеники с вопросами социальной гигиены и профилактики.

Немецкое общество расовой гигиены стремится достигнуть, помимо качественного улучшения немецкого народа, также и его численного роста; оно ведет борьбу против уменьшения рождений и выдвигает меры поощрительного характера.

Наиболее развитой является евгеническая программа американских обществ: они стоят за принудительную стерилизацию дефективных, ограничения при вступлении в брак и освидетельствование брачующихся, утверждают право на евгенический контроль над деторождением (birth control), требуют раннего учета и обособления дефективных элементов и пр. Порою к этим программам примешиваются и мероприятия по сохранению здоровья и жизненных качеств белого населения, которое размножается менее быстро, чем цветнокожее население Америки.

В общем практические программы евгенических организаций находятся еще в стадии выработки, и многие вопросы еще не в достаточной мере освещены в каждой стране.

 

П. И. Люблинский







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.