Здавалка
Главная | Обратная связь

Эталоны ответов к задаче №3

СРС

«Энтеровирусные инфекции»

Ситуационные задачи

Выполнила: Дасербай Ж.Б.

О.М.

Проверила: Оналбаева Г.Ж.

Алматы 2015

Ситуационные задачи по детской инфекции «Энтеровирусные инфекции»

Задача №1

У ребенка 3х лет повысилась температура тела до 39.0 С, появилась головная боль, повторная рвота, выялены менингеальные знаки. Анализ периферической крови: эр- 3.7*10, гб-136 г/л, Лей- 5.1*10, э-0, п-2, с-60, л-31, СОЭ-5 мм/час. Анализ спинномозговой жидкости : давление 300 мм вод.ст., прозрачная, белок 0.33 г/л, реакция Панди +, лейкоцитов -277 сахар -47 мг %

Вопросы:

1. Поставьте клинический диагноз.

2. С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз?

3. Назначьте лечение.

4. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия следует проводить?

 

Задача №2

В группе детского сада в течение 3х дней заболело несколько детей. У двух из них установлен диагноз « Серозный менингит», у одного «Аппендицит» , у трех- «Острое респираторное заболевание», у двух «Острая кишечная инфекция»

 

Вопросы:

1. Какую этиологию вспышки можно предположить?

2. Как отдифференцировать энтеровирусный менингит от паратитного?

3. Как отдифференцировать аппендицит от энтеровирусной миалгии?

4. Как провести дифференциальную диагностику при энтеровирусном поражении верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта от заболеваний иной этиология?

 

 

Задача №3

Мальчик 8 лет. Преморбидный фон не отягощен, рос и развивался соответственно возрасту. Из инфекционных заболеваний перенес в 3 года корь и в пять лет - паротитную инфекцию.Госпитализирован на второй день болезни в состоянии средней степени тяжести с диагнозом «Грипп». Заболевание началось остро с повышения температуры тела до 39,20, сильной головной боли, повторной рвоты, болей в груди. При поступлении в стационар обращали на себя внимание: мальчик вялый, в контакт вступает неохотно. Кожные покровы гиперемированы, склеры инъецированы. При осмотре зева отмечалась гиперемия дужек, мягкого неба, зернистость задней стенки глотки, на небных дужках обнаружены единичные везикулы, окруженные венчиком гиперемии. Пульс 100 ударов в минуту, ритмичен, удовлетворительного наполнения и напряжения. Носовое дыхание сохранено. Дыхание поверхностное, учащено, аритмичное. Перкуторно над легкими ясный легочный звук, дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца звучные, ритмичные; границы сердца не расширены. Живот мягкий, безболезненный. Отмечалась ригидность затылочных мышц, симптом Кернига положительный, сухожильные рефлексы повышены. Кроме того, в первые часы пребывания ребенка в стационаре наблюдалось два приступа острейших болей в груди, во время которых ребенок покрывался холодным потом. Каждый приступ длился 10 – 12 минут.

При люмбальной пункции в день поступления ликвор вытекал под высоким давлением, был прозрачный; реакция Панди слабо положительная, цитоз 277 клеток в 1 мкл (преобладали нейтрофилы), белок 0,33 г/л, сахар 2,7 ммоль/л.

После пункции состояние мальчика стало значительно лучше – уменьшилась головная боль, рвота прекратилась. На третий день болезни температура нормализовалась, приступы болей в груди не повторялись, менингиальные симптомы стали отрицательными, на небных дужках на месте везикул образовались поверхностные эрозии с венчиком гиперемии.

Общий анализ крови на третий день болезни:

Эр – 3,7 х 1012/л, Hb – 136 г/л, ц.п – 1,0, Лейк – 10,1 х 109/л, э – 2%, п – 2 %, с – 65 %, лимф – 16%, м – 5%, СОЭ - 21 мм/ч.

Общий анализ крови на 8 – ой день болезни:

Эр – 3,7 х 1012/л, Hb – 132 г/л, ц.п – 1,0, Лейк – 9,5 х 109/л, э – 3%, п – 2 %, с – 60 %, лимф – 21%, м – 5%, СОЭ 18 мм/ч.

Задание:

1. Поставьте клинический диагноз с указанием формы, тяжести и течения заболевания.

2. Какие данные анамнеза и клинические симптомы позволили поставить диагноз?

3. Какие лабораторные данные помогли в постановке диагноза?

4. Какие эпидемиологические данные могут помочь в постановке диагноза?

5. Какие исследования следует провести для подтверждения диагноза?

6. С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз?

7. Какие еще клинические формы могут быть при данном заболевании?

8. Показания к госпитализации. Принципы лечение.

9. Критерии выписки больного?

10. Какие профилактические и противоэпидемические меры следует провести в очаге инфекции?

 

Эталоны ответов к задаче №3

 

1. Энтеровирусная инфекция, комбинированная, тяжелая форма, гладкое течение. Герпетическая ангина, серозный менингит, эпидемическая миалгия.

2. Острое начало: повышение температуры тела, головная боль, рвота, боли в груди; гиперемия кожных покровов, инъецированные склеры.

В пользу герпангины: вялость ребенка, катаральные явления с везикулами на небных дужках с последующим образованием поверхностных эрозий.

В пользу менингита: головная боль, рвота, наличие менингиальных симптомов, улучшение общего состояния после пункции.

В пользу эпидемической миалгии: умеренная тахикардия, учащенное, аритмичное дыхание, приступы болей в груди, длящиеся 10 – 12 минут, во время которых ребенок покрывается холодным потом.

3.Ликворограмма (ликвор вытекает под давлением, прозрачный, слабо положительная реакция Панди, цитоз 277 кл в 1 мкл, нейтрофильный (учитывая второй день заболевания), белок на верхней границе нормы, незначительное повышение сахара.

В ОАК на второй день болезни: незначительный лейкоцитоз, ускоренное СОЭ.

На восьмой день болезни в ОАК нет нарастания нейтрофильной лейкоцитоза.

4.Выделение вируса из смывов из носоглотки и суспензии фекалий, из ликвора. Непрямой и прямой метод иммунофлюоресценции. Парные сыворотки крови для РН и РСК, нарастание титра специфических антител в 4 и более раз.

5.Организован ли ребенок (в ДДУ чаще вспышки заболевания), был ли контакт с инфекционным больным, сезонность (весеннее – летняя).

6.Герпангина: афтозный стоматит бактериальной этиологии, герпетический стоматит

Серозный менингит: серозные менингиты другой этиологии (при паротитной инфекции), туберкулезный менингит.

Эпидемическая миалгия: пневмония (плеврит), аппендицит, холецистит, панкреатит.

7.Экзантема, кишечная, паралитическая форма, энцефаломиокардит, мезаденит, гепатит, увеит, орхит.

8.Госпитализируются дети с тяжелыми формами заболевания (серозный менингит, миокардит, увеит). Дети с легкими и среднетяжелыми формами лечатся в домашних условиях.

Этиотропной терапии нет. Постельный режим на период острых проявлений заболевания. Щадящая диета. Жаропонижающие. Обильное питье. Диуретики. Полоскание зева антисептиками. Антигистаминные

9.Больного изолируют сроком на 10 дней – до клинического выздоровления. Больные серозным менингитом выписываются из стационара не ранее 21 дня болезни, после исчезновения клинических симптомов и нормализации ликвора.

10.Изоляция больного, применение человеческого лейкоцитарного интерферона в очаге инфекции (закапывать или распылять в носовые ходы по 5 капель 3 – 4 раза в день, в течение 10 – 15 дней), текущая дезинфекция. Специфическая профилактика не разработана.

 

Задача №4

 

Больной Д., 5 лет, поступил в клинику на 5-й день от начала заболевания с жалобами на сильную головную боль, повторную рвоту, повышение температуры.

АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Заболел 4 дня назад, когда поднялась температура до 38,20С, появились головные боли, а также боли в горле, спустя 3 дня боли в мышцах и животе. Принимал бисептол, аспирин, полоскал горло настоем ромашки. Все дни температура в пределах 38-390С, накануне поступления в инфекционный стационар 39,50С, усилилась головная боль, несколько раз отмечалась рвота.

ЭПИДАНАМНЕЗ. Посещает детский сад, где в течение месяца (июля) регистрируются различные заболевания: краснуха, грипп, энтерит.

АНАМНЕЗ ЖИЗНИ. Растет и развивается соответственно возрасту. В анамнезе частые ОРВИ; перенес ветряную оспу, эпидемический паротит.

ОБЪЕКТИВНО:Температура 39,50С, пульс 124 в мин., ЧД 26 в мин.

Состояние тяжелое, возбужден, жалуется на сильную головную боль, имеются позывы на рвоту. Кожа сухая, чистая, лицо гиперемировано, инъекция сосудов склер. В зеве умеренная гиперемия дужек, миндалин, зернистость мягкого неба, задней стенки глотки. Тоны сердца громкие, ритм правильный. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет.

Сухожильные рефлексы оживлены. Зрачки равномерные. Ригидность затылочных мышц на 1,5 поперечных пальца, симптом Кернига сомнительный. Стул и диурез не изменены.

При люмбальной пункции ликвор прозрачный, бесцветный, вытекает частыми каплями, содержание белка – 0,6 г/л, лейкоцитов 300 в 1 мкл, нейтрофилов 30%, лимфоцитов 70%.

Задание:

1. Сформулируйте и обоснуйте диагноз.

2. Механизмы развития гипертензионно-гидроцефального синдрома.

3. Назначьте необходимое обследование.

4. Как оценить результат исследования спинномозговой жидкости?

5. Какие изменения в общем анализе крови характерны?

6. Дифференциальный диагноз с менингитами другой этиологии.

7. Лечебная тактика.

8. Профилактические мероприятия в очаге.

9. Диспансерное наблюдение.

10. Длительность медотвода от прививок.


 

Задача №5

Ребенку 10 мес. Госпитализирован с диагнозом ОРВИ. Состояние тяжелое, температура тела 39,5 °С, беспокойный, вздрагивает. Заболевание началось 4 часа назад. При осмотре кожа чистая, бледная. Слизистая оболочка ротоглотки, конъюнктив гиперемирована. Тоны сердца ритмичны, ослаблены, ЧСС - 176 за 1 мин. Дыхание пуэрильное, частота дыхания - 62 за 1 мин. Живот мягкий. Через 2 часа после госпитализации у ребенка появилась плотная на ощупь геморрагическая сыпь на ягодицах, задней поверхности бедер, голенях.

1. Какой диагноз можно поставить ребенку?

2. Назначьте дополнительные методы обследования.

3. Что угрожает жизни ребенка в этой ситуации?

 

Задача №6

Ребенку 6 мес. Мать жалуется на повышение температуры тела до 40° С, беспокойство, повторную рвоту, отказ от еды. Заболевание началось внезапно около 10 часов назад с повышения температуры тела до 38 °С, рвоты, беспокойства, которое усиливалось, когда ребенка брали на руки.

При осмотре состояние тяжелое: температура тела 39,8 °С. Младенец беспокоен. Беспокойство усиливается при прикосновении к телу ребенка, малыш вздрагивает. Наблюдалась рвота. Кожа чиста, бледна, большой родничок напряжен. Ригидность мышц затылка. Дыхание пуэрильное, 58 дыхательных движений за 1 мин. Тона сердца ритмичны, ослаблены, ЧСС - 168 за 1 мин. Живот мягкий. Испражнения 2 раза в сутки, кашицеобразные, без патологических примесей. Старший брат лечится в стационаре от менингококцемии.

1. Поставьте диагноз согласно классификации, укажите его критерии.

2. Где следует обследовать и лечить ребенка?

3. Назначьте лечение больному.

 

 

Задача №7

Ребенок 3,5 лет. Заболел остро: 3 дня назад появилась лихорадка 38,8 °С, была многоразовая рвота, снизился аппетит, жаловался на першение в горле, на вторые сутки температура снизилась к 37,2 °С. На третьи - температура 38,4 °С, появились высыпания по всему телу. Отец ребенка реконвалесцент ОРВИ. При осмотре выявлено пятнисто-папулезную сыпь по всему телу, гиперемированные конъюнктивы, гиперемию мягкого неба, задней стенки глотки, миндалин. На слизистой мягкого неба и миндалин мелкие папулы и волдырьки с прозрачным содержимым. Тоны сердца ритмичные, громкие, ЧСС - 132 в мин. В легких жесткое дыхание, ЧД - 30. Живот мягкий, доступный пальпации. Испражнения 1 раз, сформированные.

1. Поставьте предварительный диагноз.

2. Какие вспомогательные обследования позволят его подтвердить?

3. Где лечить ребенка?

4. Какие противоэпидемические мероприятия следует провести, если ребенок посещал детсад?

 

 

Задача №8

Девочка 12 лет, заболела остро, повысилась температура к 39 °С, жалуется головную боль, приступы выраженных болей в боковых отделах грудной клетки, вверху живота, мышцах шеи. При глубоком дыхании боль усиливается. При осмотре кожа бледная, горячая, одутлость лица, гиперемия конъюнктив, инъекция сосудов склер, умеренная гиперемия мягкого неба и задней стенки глотки. Тоны сердца громкие, ЧСС 100 в мин. Перкуторно над легкими ясный легочный звук, аускультативно - везикулярное дыхание, при приступах - поверхностное, ЧД - 20 в мин. Живот доступен пальпации, умеренная мышечная защита в верхних отделах, симптомы раздражения брюшины отрицательны.

1. Поставить клинический диагноз, назовите вероятного возбудителя инфекции.

2. С какими заболеваниями следует дифференцировать?

3. Какое лечение назначите этой больной?

 

Задача №9

Ребенок 3,5 лет. Поступил в инфекционное отделение на 5-е сутки заболевания с жалобами на повышение температуры до 37,9 оС, выраженную слабость, першение в горле, насморк, отсутствие активных движений в ногах, невозможность стоять, ходить, головную боль, раздражимость. Заболел остро: лихорадка 38,7 оС, насморк, першение в горле, выраженная слабость, гиперестезия. При осмотре: кожа бледная, нижние конечности холодны, гиперемия зева, гиперестезия, позитивные симптомы натяжения, сидит в позе "треноги", пассивные движения в ногах в полном объеме, чувствительность сохранена. В легких везикулярное дыхание, ЧД - 26 в 1 мин. Тоны сердца ослаблены, ЧСС - 115 в мин. Живот мягкий, безболезнен, испражнения 3 раза за сутки,неперетравленные, кашицеобразные.

1. Поставьте диагноз согласно классификации.

2. Какие лабораторные исследования следует провести больному, ожидаемые результаты?

3. Какие анамнестические данные следует уточнить?

 

Задача №10

Мальчик 7 лет заболел остро: повысилась температура до 39,6 оС, была повторная рвота, головокружение, мышечная слабость. На 3-и сутки родители заметили несмыкание век справа, при разговоре - перекошенное лицо. Профилактические прививки не получал. Вызывали участкового врача.

1. Какая тактика врача?

2. Какой диагноз у ребенка?

3. С какими заболеваниями следует провести дифференциальную диагностику?

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.