Здавалка
Главная | Обратная связь

официальный деловой письменный речь



На сегодняшний день существует несколько классификаций официально-деловых документов. Однако в рамках настоящего реферата мы считаем наиболее полной классификацию, в основу которой положен принцип отношений в разных сферах общественной, политической и коммерческой жизни общества.

По сфере деловых отношений можно выделить следующие виды официально-деловых документов: дипломатические документы, регламентирующие отношения между странами; официальные документы и издания, обеспечивающие отношения между государственной властью и населением, предприятиями и организациями; деловая документация, обеспечивающая деловые отношения между предприятиями, организациями, учреждениями, фирмами, а также между организациями и частными лицами.

Дипломатические документы:

- дипломатическая переписка;

- верительные грамоты;

- договоры;

- ноты;

- меморандумы;

- ультиматумы;

Официальные документы (издания):

- нормативно-правовые или юридические (закон, постановления Правительства, указы Президента и т.п.);

- нормативные производственно-практические (стандарты, прейскуранты, каталоги).

Деловая документация:

- организационно-правовая (уставы, положения, должностные инструкции и др.);

- плановая (планы, графики);

- распорядительная (постановления, решения, приказы, распоряжения и др.);

- справочно-информационная (заявления, протоколы, докладные, объяснительные записки и др.);

- справочно-аналитическая (акты, справки, сводки, заключения, отзывы и др.);

- отчетная (отчеты).

Для всех сфер вышеперечисленных взаимоотношений весьма важным является наличие юридической силы каждого документа. Обеспечение правомерности того или иного официально-делового документа достигается посредством использования определенных элементов и реквизитов. Ввиду этого все деловые документы составляются в соответствии с требованиями, зафиксированными в ГОСТах. Так, требования, предъявляемые к оформлению организационно распорядительных документов регламентируются в ГОСТе 6.30-2003. В подобных требованиях четко прописаны структура и расположение необходимых реквизитов, а также приведены образцы.

Далее мы немного подробнее остановимся на правилах составления некоторых официально-деловых документов. Прежде всего, обратимся к документу, приведенному в Приложении А. Это образец дипломатического документа - меморандума. Данный документ начинается с заголовка, напечатанного жирным курсивом и заглавными буквами, и расположенного по центру. Далее в семи пунктах основного текста меморандума четко и лаконично описывается между какими организациями он заключен, а также определяется его цель и сроки действия. Заключительным элементом данного документа является указание реквизитов двух сторон, их подписи и печати.

Для анализа нормативно-правового официального документа нами было выбрано Постановление Правительства РФ (см. Приложение Б). как мы видим, приведенный документ напечатан на бланке Правительства РФ, о чем свидетельствует наличие герба Российской Федерации в верхней центральной части документа. Следующим элементом документа является заголовок «Правительства Российской Федерации Постановление», напечатанный заглавными буквами и выделенный жирным курсивом. Далее следует дата постановления, его номер и город подписания, также расположенные по центру. Затем следует подзаголовок «Об утверждении…», также выделенный жирным курсивом. В основной части постановления указывается его содержание и правомерность его принятия ссылкой на статью Гражданского кодекса РФ. Заключительным элементом документа является указание должности, фамилии и инициалов лица, подписавшего документ, а также печать Правительства РФ.

В приложении В мы привели образец оформления справочно-информационного делового документа. Даны протокол начинается с полного названия организации, расположенной по центру. Под названием организации заглавными буквами, выделенными жирным курсивом, мы видим название документа - Протокол. Ниже указана дата, место составления документа и его порядковый номер. Далее перечислены члены заседания педагогического совета, председатель и секретарь. Также в отдельные пункты выделены следующие элементы «Повестка дня», «Слушали», «Выступали», а также «Постановили». Заключительным элементом протокола является указание фамилии и инициалов председателя и секретаря и их подписи.

Считаем важным отметить, что в настоящий момент нормы построения текста деловых документов и использования языковых средств также находятся в состоянии небольшого изменения. Это связано с тем, что все шире в делопроизводстве используется компьютерная техника и как для составления документов, так и для их хранения. Результатом вовлечения современных технологий в делопроизводство и документирование явилось то, что и распорядительные документы, обслуживающие внутреннюю сторону деятельности организации, стали регулярно включать в схему всех жанров документа дополнительный заголовок, выполняющий функцию аннотации к документу. Так, дополнительный заголовок О рекламации будет служить своего рода идентификатором именно этого документа в компьютерной базе данных предприятия.

Еще одна новая тенденция в составлении делового письма - это использование запятой после обращения вместо восклицательного знака. Это заимствование из традиционного английского официально-делового письма.

Заключение

Официально-деловая письменная речь появилась одной из первых. Это было связано, прежде всего, с общественными потребностями древнего общество, в котором была большая потребность урегулирования как политических, общественных, так и торговых отношений. На Руси возникновение первого памятника официально-деловой письменности связывают в изданием первого свода законов «Русская правда». Каждый последующий век привносил свои изменения в правила оформления и написания официально-деловых документов. Этот долгий процесс завершается в ХХ в., когда создаются первые бланки делового письма и формируются новые стандарты оформления письма, договора, а также используются трафаретные тексты.

Характерными чертами официально-деловой письменной речи являются стандартизированность, замкнутость и стабильность употребления языковых единиц и синтаксических конструкций. Кроме того, для официально-деловой письменной речи также свойственны логичность и структурированность изложения, соответствие правовым нормам оформления официально-деловых документов, что является гарантом их юридической правомочности. Ещё одним важным атрибутом официально-деловой письменной речи является ее обязательное соответствие нормам литературного языка на всех его уровнях. Напротив, в документах официально-делового стиля не допускается употребление фразеологических оборотов и синтаксических конструкций, присущих разговорному стилю, а также использование эмоционально-экспрессивной лексики.

Однако и сегодня нормы составления официально-деловых документов не статичны, а, напротив, подвержены изменению. Это, прежде всего, связанно с внедрением компьютерных технологий в процесс составления и хранения документов, а также расширением международного сотрудничества, вследствие которого происходит заимствование норм оформления деловых документов в других странах.

Список использованной литературы

1. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс. - М.: Изд. Центр, 2008. - 219 с.

2. Кирсанова М.В. Современное делопроизводство: Учебное пособие. -- 3-е изд. -- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2008. -- 304 с.

3. Культура русской речи: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. -- М.: Издательская группа НОРМА--ИНФРА М, 2009. -- 560 с.

4. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. О.Я. Гщйхмана. - М.: ИНФРА, 2009. - 240 с.

5. Стилистика русского языка. / Под ред. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовского В.А. - М.: Просвещение, 2008. - 464 с.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.