Здавалка
Главная | Обратная связь

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ – 7 НОЯБРЯ 1917 ГОДА



СОДЕРЖАНИЕ

1. Легенда кыргызского искусства;

2. Биография;

3. Основные даты и события жизни и творчества С.К.Кийзбаевой.

 

Сайра Киизбаева (кирг. Сайра Кийизбаева; 1917—1988) — советская киргизская оперная певица (лирико-драматическое сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1958).

ЛЕГЕНДА КЫРГЫЗСКОГО ИСКУССТВА

Чем дальше уносит время факты исторических событий, деятельность выдающихся личностей в политической, экономическое и культурной жизни общества, тем они ярче и значимее в памяти народа. К таим выдающимся явлениям ХХ века относится имя народной артистки СССР, профессора Сайры Кийзбаевой.

Сайра – Киизбаева – личность с легендарной судьбой. В истории кыргызского профессионального искусства она занимает особое место среди первопроходцев, самоотверженных энтузиастов, которые открыли дорогу для новых поколений деятелей национальной профессиональной культуры и искусства. Творческая жизнь Сайры Киизбаевой – это путь становления и развития профессионального музыкального театра, вокального искусства и вокальной педагогики.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ – 7 НОЯБРЯ 1917 ГОДА

Из рассказа Владимира ВЛАСОВА

Композитора

Народного артиста Киргизской ССР

Лауреата Государственной премии КР им. Токтогула

Заслуженного деятеля искусств РСФСР

Решено было провести Всекыргызскую олимпиаду народного творчества для выявления молодых талантов из всех районов республики. В октябре в центре утопающего в зелени города Фрунзе, в летнем театре так называемого Дубового пара состоялась олимпиада. На сцене, сменяя друг друга, выступали исполнители на комузе, кыяке, чооре, сказители эпоса «Манас», импровизаторы, веселые рассказчики. Слушатели горячо принимали всех. Однако где же были певцы и певицы, которых можно будет «сделать» оперными артистами?

Но вот на сцену с широкими шагами вышла рослая, статная, крепко сложенная девушка. На голове девичья шапочка с перышком, из-под которой спускаются на плечи две тяжелые косы. Оглядев огромный зал, девушка запела звучным, сочным сопрано. Её вокальные данные, музыкальность сразу привлекли внимание. И публика, и жюри высоко оценили выразительность исполнения ею народных песен, теплоту и красоту звучания её голоса.

Девушку эту звали Сайра Киизбаева. Родилась она 7 ноября 1917 года. Ей посчастливилось стать ровесником Великой революции. И судьба Сайры Киизбаевой, прошедшей путь от простой крестьянки до народной артистки Советского Союза, один из многочисленных и красноречивых примеров тому, как Октябрь разбудил таившиеся в народе великие творческие силы, дарования и таланты.

…Было решено собрать людей, для обучения их хоровому пению. Наиболее способные занимались в специальном вокальном классе. Киизбаеву приняли в студию при только что организованном Кыргызском музыкально-драматическом театре. Занятия вели приглашенные вокалисты-педагоги, дирижеры и композиторы.

Сайра приступила к занятиям со всем пылом юности, с жаждой скорее все узнать, овладеть всеми тайнами профессии оперной артистки. Занималась она на редкость упорно, целеустремленно и настойчиво. В феврале 1937 года на концерте, посвященном 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина, молодая певица исполнила песню Земфиры «Старый муж, грозный муж» А. Верстовского, снова заставив всех поразиться красоте её сильного голоса.

Весной 1937 года состоялась премьера первой кыргызской музыкальной драмы «Алтын кыз» («Золотая девушка»). Сайра играла в спектакле роль Ажар, молодой кыргызки, которая с радостью встретила то новое, что пришло в жизнь народа после победы Советской власти. Но скромная вокальная партия этой роли ещё не давала Киизбаевой возможности широко развернуться как певице.

В 1938 году они приступили к созданию большой эпической оперы – «Айчурек» («Лунная красавица»). Вся труппа, весь коллектив театра с огромным усердием и вдохновением работали над первой кыргызской оперой. Сайре Киизбаевой, исполнившей заглавную партию, удалось создать в этой постановке удивительно поэтичный и многогранный образ «лунной красавицы». Она передала и нежную мечтательность, и лирическую теплоту своей героини, и ее величавое спокойствие перед лицом врага, и лукавую женскую хитрость. Спектакль «Айчурек» прошел в Москве со столь большим успехом, что был перенесен из филиала Большого театра, где проходили спектакли декады кыргызского искусства, на основную сцену ГАБТа.

Накапливая все больше артистический опыт, обретая зрелость творческого мышления, Киизбаева за сорок лет сценической деятельности исполнила десятки партий как в кыргызских операх, так и в произведениях русской и мировой классики. В 1952 году Большой театр СССР пригласил Сайру Киизбаеву выступить в партии «Чио-Чио-сан». Началась упорная работа с режиссером и дирижером спектакля ГАБТа. 1 марта 1953 года Сайра Киизбаева выдержала на сцене крупнейшего театра страны серьёзнейший творческий экзамен. Выдержала блестяще, покорив своим талантом и мастерством московского зрителя.

Я забыл упомянуть, что в 1947 году Киизбаева с большим успехом выступила на Первом всемирном фестивале демократической молодежи в Праге. Она первая кыргызская артистка, певшая пред зарубежной аудиторией.

…В последние годы С. Киизбаева начала заниматься педагогической деятельностью. Она воспитывает в театре кадры молодых певцов, а также ведет вокальный класс во Фрунзенском институте искусств. Нельзя также не упомянуть о большой общественной деятельности артистки. Коммунистка Сайра Киизбаева неоднократно избиралась депутатом Верховного совета Киргизской ССР, членом Фрунзенского городского комитета КП Киргизии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.