Здавалка
Главная | Обратная связь

Спят усталые игрушки



Сл. З.Петровой

Спят усталые игрушки, книжки спят,

Выполняется стоя.

Одеяла и подушки ждут ребят.

Сомкнутые прямые ладони подкладываем под щеку;

Даже сказка спать ложится,

...под другую щеку;

Чтобы ночью нам присниться,

поднимаем руки вверх, раскачиваем ими из стороны в сторону;

Ты ей пожелай баю-бай.

движения укачивания;

Баю-бай, должны все люди ночью спать.

сомкнутые прямые ладони подкладываем под щеку;

Баю-баю, завтра будет день опять.За день мы устали очень,

...под другую щеку;

Скажем всем: «Спокойной ночи».

поднимаем руки вверх, раскачиваем ими из стороны в сторону;

Глазки закрывай, баю-бай...

движения укачивания.

Рифмованные загадки

Принципы отбора загадок:

краткость– загадки должны содержать не больше 2–4 строк;

доступность содержания– смысл загадок должен быть доступен для понимания детей раннего возраста;

наличие рифмы– отгадкой является последнее слово-рифма;

Итак, подбирая загадки, старайтесь, чтобы их содержание было доступно для детей. Если содержание загадки незнакомо малышам из опыта, необходимо предварительное объяснение с показом игрушки, предмета или картинки с изображением отгадки (такую работу можно проводить на занятиях по знакомству с окружающим миром). Из опыта работы были отобраны в основном загадки про животных.

Чтобы малышам легче было отгадывать загадки, вначале можно предъявлять игрушки-отгадки. На следующем этапе дети могут выбрать отгадку из набора игрушек и предметов. Помимо развития речи, ставится задача развития мышления малышей. Завершается работа отгадыванием уже знакомых загадок. Дети любят узнавать их и стараются быстро дать ответ (используется принцип повторяемости).

Серый волк в густом лесуВстретил рыжую... (лису) «Как бы мне пошла кор-рона»,Важно каркает... (ворона) В лесу живёт,Малину жуёт.Весёлый топтыжка —Кто же это?.. (мишка) Прыгает далёко,Плавает глубоко.Весёлая квакушка —Кто это?.. (лягушка) В норке живёт.Корку грызёт.Серая малышка —Кто же это?.. (мышка) В небе кружит,Весело жужжит.Приземлился на сукКто же это?.. (жук) Очень тоненько поёт,Маму-курочку зовёт.Жёлтенький ребёнок —Кто это?.. (цыплёнок) На небе живёт.Садится и встаёт.Светит в оконце —Что же это?.. (солнце) Громко лает,Дом охраняет,Большая забияка —Кто это?.. (собака) Встает на заре,Поёт во дворе,На голове гребешок.Кто же это?.. (петушок) Птица черная кружится,«Кар», – кричит она и злится.Всем известная персона,А зовут ее... (ворона) Свернулся в клубочекПушистый комочек,Розовый ротик —Кто же это?.. (котик) «И-го-го», – кричит ребёнок.Значит, это... (жеребёнок) Вяжет мамаДлинный шарф,Потому что сын... (жираф) Пусть крыша течётИ сломалась калитка,Свой дом ни за чтоНе покинет... (улитка) Быстро прячется от страхаВ панцирь твердый... (черепаха) Куда ведёт подземный ход?Об этом знает только... (крот) Он соло пел среди ветвей.Певца назвали... (соловей) Почему-то не до игр,Если рядом бродит... (тигр) Жарким летом по горамВ шубе бегает... (баран) Я весь день ловлю жучков,Уплетаю червячков,Чик-чирик, не робей!Я бывалый... (воробей) Вместо носа – пятачок,Вместо хвостика – крючок,Голосок визглив и звонок,Кто же это?.. (поросёнок) Только вышел из пелёнок —Петушиться стал... (цыплёнок) По реке плывет бревно —Ох и злющее оно!Тем, кто в реку угодил,Нос откусит... (крокодил) «Ухвачу-ка! Проглочу-ка!», —Щёлкает зубами... (щука) Прячьтесь, куры!В небе ясномЧёрной теньюКружит... (ястреб) Апельсины и бананыОчень любят... (обезьяны) Как гора огромен он —Очень добрый, добрый... (слон)

Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром

Наша книга посвящена начальному этапу развития речи ребенка, а именно – пробуждению у детей речевой активности на основе потребности в общении.

Чтобы у ребенка появилась потребность в обращении к взрослому, необходимо пробудить у него интерес к общению с этим взрослым. Это достигается с помощью установления эмоционального контакта с ребенком, организации специальных игр, использования игровых приемов в ходе организации специальных занятий. Параллельно с развитием общения создаются предпосылки для дальнейшего развития речи: развитие слухового восприятия и дыхания, развитие подражания и моторики рук, накопление пассивного словаря. Во всех перечисленных занятиях и играх педагог максимально использует возникшую у детей потребность в общении, демонстрирует детям образцы речи – подсказывает нужные слова и выражения, учит выражать просьбы, сообщения, извинения и т. д.

Этот этап общения с неговорящим ребенком, когда он только начинает использовать активную речь, является очень непростым, весьма своеобразным, требует особого подхода к организации занятий, использования специфических приемов. Но вот, наконец, ребенок заговорил! Он делает первые попытки использовать активную речь в повседневном общении, во время игры, на занятии. Начинается следующий этап общения и развития. Что же следует делать дальше?

Цель данного раздела – обозначить дальнейшие направления работы с ребенком по развитию речи:

развитие активного и пассивного словаря;

формирование словообразования;

формирование словоизменения;

развитие фонематического слуха;

работа над звукопроизношением;

работа над слоговой структурой слов;

знакомство с составом предложения и пр.

Перечисленные направления работы по развитию речи касаются всех детей, как нормально развивающихся, так и малышей с нарушениями в речевом развитии. Как указывалось в самом начале книги, зачастую сложно сразу выяснить характер и степень нарушения речи у маленьких детей, так как разные по сложности проблемы выглядят одинаково – ребенок молчит. Тем не менее в ходе логопедической работы (а иногда и просто в ходе развития ребенка) одни дети быстро наверстывают упущенное и догоняют по речевому развитию сверстников, а у других трудности в развитии речи сохраняются на протяжении нескольких лет и требуют организации регулярных логопедических занятий. В этом случае работа по вышеперечисленным направлениям ведется с использованием специальных логопедических приемов. При этом развитию отдельных сторон речи приходится уделять особое внимание, посвящать каждой теме гораздо больше времени, чем в норме, разрабатывать специальные речевые игры и занятия.

Какими критериями мы пользуемся, подбирая для ребенка речевой материал? Конечно, это должны быть понятные и нужные слова и выражения, которые пригодятся ребенку в повседневной жизни, общении со взрослыми и сверстниками. Постепенно в речи ребенка появляются обобщающие слова, выражения с более условным, абстрактным значением, которые дают представления о мире, находящимся вне поля чувственного опыта ребенка.

Итак, материал для развития речи ребенка дает, прежде всего, знакомство с окружающим миром, причем в разных формах. Это, например:

наблюдение;

практическое знакомство с предметным миром и природой;

чтение и обыгрывание сказок, стихов, песен, доступных пониманию детей;

работа с картинками – рассматривание, называние предметных картинок, составление рассказов по сюжетным картинкам и сериям картинок;

просмотр мультфильмов, телепередач, слайдов и пр.;

беседа, сюжетно-ролевая игра – расширение и уточнение представлений о социальной действительности;

экскурсии, посещение цирка, театра, кино;

специальные занятия по развитию речи.

То, насколько разнообразной, интересной, познавательной, полной будет информация о мире, который окружает ребенка, во многом зависит от родителей и педагогов. В дошкольных учреждениях знакомство с окружающим миром проходит в форме специальных занятий по темам, перечисленным в программах. Вот основные из этих тем:

сезонные изменения в природе: признаки времен года, погода, наблюдение за объектами живой и неживой природы; овощи, фрукты, ягоды; растения: деревья, цветы, комнатные растения, полевые растения; грибы, орехи, семена; животные домашние и дикие; птицы домашние и дикие; насекомые; рыбы; дом, квартира, комната; улица, правила дорожного движения; город и деревня; одежда и обувь; мебель; посуда; транспорт; профессии и занятия людей; сведения о человеке: первоначальные сведения о себе и своей семье, и др.

Эти темы составляют фундамент представлений ребенка об окружающем мире, который можно постоянно надстраивать – расширять и дополнять. Насколько обширны и разнообразны познания ребенка, во многом зависит от воспитания и образования семьи: беседуют ли родители с ребенком; учат ли наблюдать за миром вокруг; организуют ли поездки и путешествия; походы в театр, кино, цирк; какие книги покупают ребенку, какие телепередачи разрешают смотреть. Деятельность по развитию речи и знакомству ребенка с окружающим миром тесно переплетаются между собой. Советуем объединить усилия родителей и специалистов, и желаем успехов!

Словарь терминов, использованных в книге

Автономная речь ребенка– детская речь, в которой могут присутствовать слова, совершенно не напоминающие слова родного языка или их фрагменты.

Активная речь ребенка– собственная устная речь ребенка, произнесение вслух слов, фраз.

Аморфные слова– это грамматически неизменяемые слова-корни, «аномальные слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова), слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).

Артикуляция– деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Вербальный– речевой.

Задержка речевого развития– замедленный темп развития речи.

Звукоподражания– это слова-слоги, несущие собственный смысл. Маленький ребенок может заменять звукоподражаниями любые слова (существительные, глаголы), которые еще не может произнести целиком.

Звукопроизношение– воспроизведение при помощи органов речи звуков родного языка.

Коммуникативная функция речи– функция общения.

Коррекция нарушений речи– исправление недостатков речи. Используются также термины «устранение», «преодоление речевых нарушений».

Логопедия– специальная педагогическая наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления, устранения средствами специального обучения и воспитания.

Мелкая моторика– движения и действия кистями и пальцами рук.

Мимика– движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека: радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.

Нарушения речевого развития– группа различных видов отклонений в развитии речи, имеющая различную этиологию, патогенез, степень выраженности. При Н.р.р. нарушается ход речевого развития, проявляются несоответствия нормальному онтогенезу, отставание в темпе.

Нарушения речи(синонимы – расстройства речи, речевые нарушения, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология) – отклонения речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории Н.р. есть нарушения вербальной коммуникации.

Неговорящий (безречевой) ребенок– ребенок, не пользующийся активной речью.

Неречевой (физический) слух– это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.

Общая моторика– движения и действия всем телом.

Общее недоразвитие речи– различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Общее подражание– повторение за другим человеком движений и действий, а также мимики, жестов, манеры поведения и проч. Общее подражание может быть неосознанным и осознанным.

Онтогенез речи– весь период формирования речи человека, от первых речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

Отраженная речь– повторенная за кем-либо.

Речевое подражание– воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание может быть немедленным и отсроченным, осознанным и неосознанным.

Словарь активный– активный запас слов отдельного носителя языка – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и др.

Словарь пассивный– пассивный запас слов отдельного носителя языка – часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и др.

Сопряженная речь– одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз.

Фонема– минимальная единица звукового строя языка.

Фонематический слух– тонкий систематизированный слух, позволяющий узнавать и различать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова.

Фонетико-фонематическое недоразвитие– нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Эмоциональная игра– игра взрослого с ребенком младенческого или раннего возраста, цель которой – положительное эмоциональное возбуждение, создание хорошего настроения у ребенка, установление эмоционального контакта с ребенком. Взрослый является ведущим в игре.

Язык– система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению и ее хранения.

Литература

Абрамова Л.П.Бушки-барашки. Пальчиковые игры. – М.: Карапуз, 2003.

Агаян Г.Г.У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. – М.: Карапуз, 2004.

Агаян Г.Г.Мы топали, мы топали... Пальчиковые игры. – М.: Карапуз, 2004.

Бардышева Т.Ю.Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. – М.: Карапуз, 1999.

Волкова Э.В.Не буду заикаться! – М.: Карапуз, 1996.

Выродова И.А.Музыка! Музыкальное развитие. – М.: Карапуз, 2004.

Выродова И.А.Ой, люли! Музыкальное развитие. – М.: Карапуз, 2004.

Громова О.Е.Топ-топ. Бух. Речь, первые глаголы. – М.: Карапуз, 2003.

Громова О.Е.Алло! Ляля? Речь, первые глаголы. – М.: Карапуз, 2003.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1990.

Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов/ Под ред. Стребелевой Е.А., Мишиной Г.А. – М.: Полиграф сервис, 2002.

Катаева А.А., Стребелева Е.А.Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М.: Бук-Мастер, 1993.

Козак О.Н.Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – СПб.: Союз, 1998.

Лыкова И.А.Театр на пальчиках. – М.: Карапуз, 1997.

Михайлова М.А., Горбина Е.В.Поем, играем, танцуем дома и в саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Петрова В.А.Мы танцуем и поём. – М.: Карапуз, 1998.

Песенки для детей.– М.: Елен и К, 1999.

Разенкова Ю.А., Одинокова Г.Ю.Эй, ладошка! Игры с пальчиками. – М.: Карапуз, 2004.

Развивающие игры с малышами до трех лет: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.

Цвынтарный В.В.Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Хардфорд, 1996.

Янушко Е.А.Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие понимания речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 5. – С. 12–19.

Янушко Е.А.Логопедические занятия с неговорящими детьми 2–3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 22–28.

Янушко Е.А.Пластилиновый снежок: Развитие мелкой моторики у детей от 1 до 2 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2004.

Янушко Е.А.Пластилиновые картинки: Развитие мелкой моторики у детей от 2 до 3 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2004.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.