Здавалка
Главная | Обратная связь

Истолковательная и конструктивная позиции



 

Онтологическая позиция — весьма необычное представление. Что это за позиция и что такое вообще позиция? Позиция это отношение некоторого структурного места к другому или другим структурным местам. Причем, обстоятельство, что мы имеем дело не с местом в пространстве, а со структурным местом, тоже необычно. Место в структуре не является ни пространственным, ни временны́м. Место в структуре это выделение некоторой части структуры по отношению к иной структуре.

Однако позиция это не только отношение структурного места к иному месту, а также способ занятия структурной позиции, где иное структурное место уже предстоит или еще только должно быть создано, выбрано или достигнуто. В зависимости от способа занятия позиции мы находимся либо в процессе истолкования наличной структуры, либо в процессе конструирования (создания, выбора или достижения) некоторой структуры.

Мы имеем два фундаментальных способа отнесения к структурному месту: 1) оно уже налично и мы его истолковываем; 2) оно еще не в наличии и мы его конструируем. При этом, когда говорится «мы истолковываем» или «мы конструируем», то это не значит, что это делаем именно мы, то есть в человеческом качестве. Наше «мы», во всяком случае, в конструктивной позиции, должно быть очищено от человеческой сущности, выступать как чистая работа мышления, не опирающегося на антропоцентристское содержание.

Таким образом, истолковательная позиция проявляется всякий раз, когда мы в мышлении привычно истолковываем окружающее нас сущее или когда наше воображение представляет нечто в привычных нам пространстве и времени, последовательной размерности (объектности) и последовательной связности (последовательном движении в структурной иерархии внутрь каждого объекта и в объекты высшего уровня). Конструктивная позиция проявляется лишь тогда, когда мы в мышлении осуществляем интеллектуальное усилие, чтобы выйти за пределы очевидности, а наше воображение выходит за пределы очевидных аналогий. Конструктивная позиция в мышлении связана с особой — онтологической рефлексией, когда мы умозрительно создаем новые, концептуально сконструированные структурные основания, которые лишь затем можем полагать в пространство-время, последовательные связность и размерность или полагать в какие-то иные измерения.

Представление об онтологической позиции появляется только тогда, когда появляется иная онтологическая позиция, а именно — конструктивная, по отношению к традиционно существующей до этого — истолковательной. До этого всей предшествующей философии казалось совершенно очевидным и естественным привязывать свое рассмотрение к антропоцентричным условиям человека.

Именно конструктивная позиция позволяет обнаружить, к чему именно осуществлялась эта привязка: телесность человека оказывается пространственна, сознание человека оказывается процессуализированным во времени, а интерсубъективность человека оказывается коммуникацией позиций с различным представлением о внешней сознанию реальности.

Конечно же, философия ХХ века весьма преуспела в удалении (удлинении) всяческих антропоцентричных привязок, но так и не смогла полностью их разорвать. Весьма «хитрые способы» удаления предложили: феноменология Гуссерля, фундаментальная онтология Хайдеггера, структурализм, системомыследеятельностная методология Щедровицкого.

Гуссерль считал, что рассматривая мышление пошагово мы можем постигнуть процесс получения содержания внешней реальности, истолковывая в том числе фундаментальные условие пространства и времени.

Хайдеггер считал, что именно язык, указывая в ближайшее подручное, которое в нем истолковывается, позволяет обнаружить не только пространственное сущее ближайшего, но, будучи рассмотренным как сущее во времени, позволяет обнаружить и то, что лежит в его основании — бытие.

Структуралисты считали, что, рассматривая различные структуры, способы структурирования и структурного замещения (означивания), можно не только истолковывать, но даже и порождать новые смысловые представления о структурах, даже если они являются симулякрами.

СМД-методология Щедровицкого предприняла самое пристальное и скрупулезное наблюдение за теми способами, которыми мышление и деятельность структурируют внешнее мышлению и подвластное деятельности существующее, организовав его различным образом в различные системы.

В структурализме и в СМД-методологии появляются конструктивные представления. В структурализме начала таких конструктивных представлений мы можем обнаружить в книгах Жиля Делеза «Различие и повтор» и «Логика смысла». В СМД-методологии, мы можем видеть повсеместно попытки выйти в предельную онтологию в следующих представлениях: «мыследеятельность развернута на коммуникации, ее прообраз можно обнаружить в нечеловеческой природе, она временно поддерживается материальными носителями в виде человеков, и может породить иных носителей»; «безопорное мышление», «конструктивность теоретической деятельности, в отличие от методологической деятельности» и др.

То есть до конца ХХ века в философии был известен лишь один способ онтологического обоснования — поиск фундаментальных оснований уже наличного. И хотя эти фундаментальные основания сильно различались от философии к философии, со времен древнегреческой философии они были неизменны в главном: для истолкования использовалось уже известное, наличное, ближайше подручное — опыт, логика, язык, мышление, речь-текст, деятельность.

Попытка отличить фундаментальные позиции на онтологическом уровне — как истолкование и конструирование — была предпринята автором в его книге «Теория виртуальности». Там было осуществлено четыре основных инновации. Первая инновация — поиску всяких фундаментальных оснований предшествует установление онтологической позиции. То есть до того, как мы станем искать основания, нам нужно определенным образом занять позицию, в которой мы будем осуществлять этот поиск — либо истолковывать уже наличное, либо конструировать не только наличное, но и нечто иное.

Вторая инновация состоит в подвижности конструктивной позиции. В истолковании занимаемая позиция истолкования (способ «привязывания» к среде истолкования — опыту, логике, языку, мышлению, речи-тексту, деятельности) была подвижной лишь в процессе перехода от философии к философии. Конструктивная позиция предполагает, что мы можем свободно двигаться между различными стандартными способами «привязывания». Более того, подвижность конструктивной позиции существует также в том, что она может «прикрепляться» к любой части или любому уровню структуры, чтобы из этого структурного места выразить отношение или содержание иной структуры.

Третья инновация, всякий раз в таком «привязывании» мы можем использовать не только стандартные способы, но и изобретать новые — умозрительные, концептуальные.

Четвертая инновация состоит в том, что конструктивная позиция может быть занимаема не единственным образом, а многими способами. То есть избираемый конструктивный подход может быть нормирован на многих уровнях.

Традиционно из онтологической позиции истолкования задают вопрос: «кто или что осуществляет нормирование?» Существуют разные традиции ответа на вопрос: теологическая — Бог, идеалистическая — Абсолютный Дух или «Я» человека, материалистическая — саморазвитие, феноменологическая — сознание, «хайдеггеровская онтологическая» — язык, структуралистская — структурирование, СМД-методологическая — мыследеятельность. Однако вопрос о том, «кто или что нормирует», задается из онтологической позиции истолкования, когда порождаемая норма суть истолковательная. В онтологической позиции конструирования — этого вопроса в таком виде не существует.

Каков источник нормирования? Противоречие в ответе на этот вопрос существовало всегда — просто его не замечали. Вопрос об источнике нормирования неизбежно порождает вопрос о первоисточнике нормирования. Однако, когда вопрос ставят так, в позиции ответа неизбежно должны покидать пространство-время и наличную структуру любой ситуации как структуру предстояния. При этом позиция ответа, где нет пространства-времени и структурного предстояния, сохраняет чуждый для нее вопрос — о «первопричине в пространстве-времени» и «первопричине как глубинной структуре по отношении к структуре предстояния». То есть в ответе на такой общий вопрос появляется онтологическое противоречие — онтологическая позиция ответа должна меняться, а онтологическая позиция вопроса оставаться неизменной.

Чтобы вместе с онтологической позицией ответа менялась и онтологическая позиция вопроса — нужно переформулировать вопрос: «как осуществляется нормирование конструктивно?», а саму позицию вопроса из содержания «первоисточника как структурного предстояния (кто или что)» преобразовать в содержание особой онтологической позиции — «конструирование до всякого структурного предстояния (кто или что)».

Конструктивная позиция где и когда? И эти наши «где» и «когда» это не пространственно-временны́е «где» и «когда», это структурное «как». Таким образом, конструктивная позиция может быть как «прикреплена» к определенному уровню структуры, так и быть вне многих уровней структуры.

Здесь проходит очень важный момент отличения позиции истолкования от позиции конструирования в структурном их понимании. В истолковании мы всегда вынуждены находить нашу позицию истолкования как наличную — «такой уровень структуры нашего тела», «такой охват уровней структуры нашими органами чувств», «такой охват уровней структуры нашими самыми современными приборами»: это мы называем предстоянием структуры или предстоянием наличной структуры. Наличность структуры обеспечена позицией нашего тела, восприятия чувствами и измерения приборами. А собственно само истолкование как таковое мы называем предстоянием, как наличием чего-то, что лишь затем доступно к истолкованию. Теория Виртуальности преодолевает и предстояние структуры и предстояние как позицию истолкования вообще.

В связи с таким преодолением предстояния сама «наша позиция конструирующего мышления-представления» оказывается более не связана ни с какой пространственно-временно́й точкой, ни с каким уровнем в последовательной связности структуры, ни с какой целостностью вещи или объекта. Наша позиция мышления оказывается структурно подвижной, и в процессе конструирования она движется: то присоединяется к какой-либо структурной единице: связи, дирекции, подобию; виртуальной структуре (реальности), актуальной структуре (реальности); континууму; элементу структуры: объекту, аспекту или атрибуту, — то оказывается вне любого из этих уровней: в функционализации извне континуума, в морфологии внутри реальности, в материале извне любой функционализирующей позиции. Эта «наша позиция» передвигается не от одного уровня структуры к другому, следующему за ним в иерархии сложности туда или обратно, а безотносительно к этой иерархии, «прыжками».

Конструктивная позиция занимается как бы за пределами любых естественных антропоцентричных условий: 1) пространственности и време́нности; 2) разделения выражаемого содержания на целостности, могущие являться вещами для их объектного выражения, то есть избегая последовательной размерности структуры (необходимости переходить от одной связной целостности к другой); 3) избегая последовательной связности, то есть необходимости двигаться в структурной иерархии внутри каждой связности от одного структурного места к соседнему другому, не делая структурных скачков.

Истолковательная и конструктивная позиции в их сопоставлении служат для онтологического обоснования. Конструктивная позиция это не просто конструирование ради конструирования — она предполагает последующее конструктивное же истолкование сконструированного. То есть конструктивная позиция это не просто произвольный отрыв от знакомого нам содержания, а такой отрыв, который позволяет нам на пределе воображения его содержательно постигнуть.

Конструирование следует отличать от сборки. Сборка — это конструирование с наперед известным результатом и в определенных заданных условиях, например, в условиях пространства и времени. Конструирование это комбинирование структурных единиц на некотором уровне, где самые базовые условия задаются произвольно, под те или иные цели.

Конструктивная онтологическая позиция обозначается знаком < (<X — X конструируется), истолковательная онтологическая позиция обозначается знаком > (>X — X истолковывается).

До того, как выражать какое-либо содержание конструктивно мы должны встать в конструктивную позицию. То есть в отличие от «герменевтического круга» Хайдеггера, где по его мысли в истолковании мы предварительно должны отказаться от всяческих предмнений и предрассудков, конструктивный подход предполагает отказаться от всех и всяческих антропоцентричных условий, которые привязывают нас к именно так воспринимаемой человеком реальности как единственной.

В связи с этим реальность оказывается не единственной. Привычная для нас реальность оказывается реальностью пространственного тела, времене́нного сознания, структурно ограниченной коммуникации. Иные способы нормирования порождают представления об иных реальностях. Реальность это многие реальности — таково главное представление конструктивизма о реальности.

Нормирование это конструктивное представление об устанавливаемой норме, в отличие от истолковательного понятия самой норме, которая обнаруживается в истолковательной позиции как обобщение разных случаев через их повторяемое или похожее содержание. Именно способы и уровни нормирования оказываются в зоне внимания автора в Теории Виртуальности. И именно разные способы нормирования позволяют обнаружить разные реальности.

Так возникшее представление о конструктивной позиции потребовало многих иных представлений — о выхождении за пределы любых антропоцентричных условий в выражении содержания, о нормировании, о различных способах нормирования, о множественности реальностей сообразно способам нормирования.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.