Здавалка
Главная | Обратная связь

Что такое структуралистика?



 

В ХХ веке так называемыми постпозитивистами были предприняты попытки концептуализировать существование известных теорий в исторической ретроспективе. Эти концептуализации касались: самих общих отношений теории и действительности (Поппер), общих подходов сравнения разных теорий (Кун, Фейерабенд), общих подходов для создания новых теорий (Лакатос, Фейерабенд, Полани), общих подходов обоснования и сохранения теорий (Лакатос, Фейерабенд, Тулмин), общих подходов конфликта и конкуренции разных теорий (Кун, Фейерабенд, Лакатос). Однако, несмотря на многие закономерности, установленные в ходе таких исследований, теории так и не были исследованы с точки зрения своей когнитологической структуры.

Что такое теория вообще? Постпозитивисты считали, что теория это приближение к истине. Это не так. Чем более сложными становятся теории в той или иной области знаний, тем меньше они похожи на истину в ее традиционном понимании — как соответствие рассудка (самой формы всеобщности и необходимости) и чувства (эмпирического многообразия ощущений, возникающих в априорных формах времени и пространства).

Из предпосылок теорий все больше исчезает многообразие чувственных ощущений по мере того, как наука углубляется в мир и начинает обнаруживать разные реальности, в том числе вообще невоспринимаемые чувствами. Теории все меньше оказываются подвластны рассудку, даже уже на уровне работы разума с противоречиями и парадоксами. Когда же за теоретизацию берется интеллект, то его конструктивная природа вообще не предполагает никакой необходимости и традиционно понимаемой всеобщности.

Традиционно теории связывают с концепциями. Однако не все теории являются концептуальными. Описательные теории могут просто теоретически представлять описываемую часть реальности, но не предлагать никакой концепции. В работе «Лимитология» мы уже проводили подобное различие. Частный принцип может являться основанием описательной (имманентной) теории, однако это еще не концепция, и даже не концепт. Концепция появляется тогда, когда некоторый частный принцип аргументируется еще одним частным принципом, то есть некоторая одна принципиальная частность объясняется другой принципиальной частностью.

Содержащаяся в таком отношении базового и аргументирующего принципов идея является концептом — единицей концепции и будущей возможной теории. Однако такой частный принцип, аргументированный иным частным принципом, — всего лишь концепция, но не теория. Теория появляется лишь тогда, когда находится общий принцип, вокруг которого можно выстроить несколько частных принципов, каждый из которых в связи с общим принципом будет представлять собой концепт, а теория, таким образом, будет являться набором концептов. Таков структуралистский взгляд на теорию, сформировать который нам позволила критика структурализма, произведенная в работе «Лимитология».

Теория это способ конструирования Мира (и Внемирности) в установлении структуры некоторой реальности или отношений реальностей в том или ином способе нормирования реальности или реальностей. Теория это общий принцип, а не просто частный концепт. Не всякий концепт является теорией, хотя очень часто считается таковым. Теорией является лишь такой концепт, который является: 1) универсальным; 2) основополагающим; 3) позволяющим внутри себя видеть и отличать другие концепты, принципы и даже теории.

Переход от одной теории к другой (от парадигмы к парадигме или от эпистемы к эпистеме) не является мистическим, как это считал Лакатос. Если понимать общие принципы создания и развития теорий, то вполне можно обнаружить развитие реальностного и нормативного содержания в любых изменениях теорий. Теории сравнимы и соизмеримы, вопреки тому, что считал Фейерабенд, опять же, по своему реальностному и нормативному содержанию — в структуре.

Структура — это не просто целостность связей и конфигурация связей, как это понимал Г.П.Щедровицкий. Структура это различие из некоторого представления о реальности, где есть нормативный и конфигуративный уровень этого различия. Разграничение нормативного и конфигуративного уровня различия происходит из представления Теории Виртуальности о том, что структура связана с определенным «структурным видением» в процессе «структурного движения» на определенной «структурной дистанции»: «структурного подобия», «структурного направления» (дирекции) и «структурной связи».

Определенное «структурное направление» позволяет установить «структурную связь» со «структурно удаленным» «местом структуры» и установить «структурное подобие» между разными «структурными местами». Однако всякий раз это оказывается допустимым лишь в том случае, когда такие «структурное движение» или «структурная дистанция» уже отнормированы для какого-либо различия, то есть когда установлена реальность этой структуры. Вне реальности мы имеем дело с делезовской аструктурностью или внеструктурностью.

Когда происходит нормирование структуры как реальности, тем самым устанавливаются два структурно разные способы «структурного ви́дения»: позиция, из которой нормируется реальность структуры, оказывается конфигуративной позицией, а позиция внутри отнормированной структуры оказывается нормативной позицией.

Чтобы понять, как структурированы сами теории, необходимо рассматривать не существование теорий в их завершенном виде, пусть даже в исторической ретроспективе их обновления, смены и развития, но сам процесс создания теорий. Только конструктивный структурный подход позволяет сравнивать и соизмерять теории, а также понимать суть перехода от одной теории к другой.

Далее будет предпринята попытка не излагать содержание тех или иных теорий, а рассматривать структуру этих теорий в процессе их создания и преобразования. Мы утверждаем, что научные теории имеют разную структуризацию, а конструктивные теории имеют разное структурирование, которые можно весьма строго разграничивать и строго же внутренне различать — как для науки, так и для конструктивизма. Мы не будем детально обозревать каждую из наук в этих процессах, но мы покажем, наиболее интересные научные теории, которые позволяют различить этапы реалистики и нормативистики. То есть мы попытаемся исследовать сам конструктивный процесс создания и преобразования теорий с точки зрения их отношения к реальности (реальностям), и с точки зрения нормативных онтологий, сообразно которым строятся эти теории.

На наш взгляд, принцип несоизмеримости теорий Фейерабенда действует исключительно в истолковательной онтологической позиции. В конструктивной же онтологической позиции, теории не только соизмеримы, но и типологизируемы на когнитемы сообразно конструктивным структурным актам. Иначе говоря, вопреки утверждению Фейерабенда о том, что не существует никаких правил построения теорий, мы попытаемся создать структурное теориеведение.

На каком содержательном уровне происходит конструктивный процесс создания теории? Мы различаем следующие содержательные уровни знания-постижения: гносеология — теория познания; эпистемология — теория структур знания; когнитология — теория представлений, лежащих в основании знаний. В гносеологии есть парадигмы, в эпистемологии есть эпистемы, в когнитологии есть когнитемы.

Парадигма — совокупность знаниевых подходов, методов и ценностей, принятых в некотором научном сообществе в рамках некоторой устоявшейся научной традиции в определенное историческое время.

Эпистема — выражение структур знания в некотором научно-языковом дискурсе, который является общим для разных наук в определенное историческое время.

Когнитема — способ фундаментального нормирования реальности (реальностей) посредством специально разработанных неязыковых (недискурсивных) средств выражения, в своем развитом виде — семиозисов.

Нас будет интересовать постижение теорий на уровне когнитологии. Здесь мы будем иметь дело не только с научными, но и с конструктивными теориями, которые будут рассматриваться с точки зрения их внутреннего структурного содержания. Когнитологический уровень работы с теориями предполагает работу с реальностью (реальностями) и разграничение различных нормативных онтологий.

Теория в таком понимании это принципиально-концептное выражение так или иначе постигаемой реальности. Теория есть не истолковательный подход к реальности, а конструктивное выражение реальности так, что реальность создается в теории, а не существует до нее. Теория есть попытка выразить реальность во всей ее полноте, а разные уровни развития теории это разные уровни полноты выражения реальности. Всякая теория предполагает развитие и усложнение, в процессе которого каждая реальность предполагает различные способы и уровни нормирования, где каждый способ и каждый уровень могут быть превращены в отдельные реальности. Так появляется первое онтологическое измерение теорииреалистика — способ конструктивной работы теории с реальностью и/или реальностями.

Прежде всего, существует разное позиционное отношение теории к очевидной пространственно-временной реальности. Теории, истолковывающие исключительно пространственно-временную реальность, являются имманентными теориями. Теории, устанавливающие некоторые реальности, среди которых в том числе устанавливается и пространственно-временная реальность, являются концептуальными теориями. Это так называемая общая реалистика теорий.

Что такое реальность теории? Существует ли реальность до теории, и она лишь описывает ее, или же реальность создается теорией? В каком отношении к реальности проявляется теория — вне ее и вне всяких реальностей или внутри реальности?

Все эти вопросы можно было бы считать чисто философскими. Такими они и есть в научной реалистике. Однако в конструктивной реалистике, которая проявляется в теоретической физике уже сегодня, это самые что ни на есть вопросы научного теоретизирования. Мы покажем это далее более подробно.

Все имманентные теории являются научными теориями, но они занимают лишь часть научных теорий, хотя и бо́льшую часть. В то же время меньшая часть научных теорий является концептуальными теориями. Сами концептуальные теории незначительно принадлежат науке, в значительной своей части они являются выходящими за пределы науки и принадлежат конструктивизму. При этом все конструктивные теории являются концептуальными теориями[56].

Традиционно наука предполагала исключительно объектное нормирование реальности, считая при этом реальность единственной: для науки существует лишь пространственно-временная реальность как пространственно-временной континуум. Здесь мы будем предполагать, что в конструктивных теориях реальность множественна (реальность есть многие реальности) и способы нормирования различны — как в отношении каждой реальности, так и в их сравнении одна с другой.

Нормативная онтология это одна из теорий-концептов в рамках существующей фундаментальной метаонтологии, которая позволяет отличить себя от других на основе того или иного концептуального онтологического представления. Иначе говоря, нормативная онтология это уникальный способ нормирования, в основу которого положено некоторое онтологическое представление. Основным онтологическим представлением, доминирующим в науке до настоящего времени, является объект.

В авторских работах «Теория виртуальности» и «Онтологизация науки и выхода за ее пределы» произведено разграничение трех разных нормативных онтологий — объектной, процессной и структурно-континуумной. Сообразно этому различаются и теории — объектные теории, процессные теории и структурно-континуумные теории. В связи с этим появляется второе онтологическое измерение теориинормативистика — способ конструктивной работы теории с различными нормативными онтологиями.

Структуралистика это попытка воссоздать общие схемы сборки, положенные внутрь той или иной теории в процессе ее создания и преобразования. Прежде всего, это онтологические схемы сборки, то есть онтология. Однако теория не сводится к онтологии, иначе говоря, — теория это не только онтология. Теория, кроме онтологии, имеет еще содержание работы с пределами (отношений онтологии и онтики, отношений разных онтологий, переходов от одной онтологии к другой) — лимитологию. Теория кроме онтологии также имеет содержание смотрения на структуру из конструктивной позиции — что, с чем и как направленно достигалось, уподоблялось и связывалось, то есть онтическую структуралистику. В этом смысле развитие некоторой теории связано с приращениями — онтологическим приращением, лимитологическим приращением и структуралистским приращением.

Структуралистика — это конструктивная теория, изучающая различные способы структуризации (в истолковательной позиции) и структурирования (в конструктивной позиции) как с точки зрения реальности (реальностей), которые применяются при создании теорий, так и с точки зрения применяемых нормативных онтологий. Структуралистика состоит из реалистики и нормативистики.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.