Здавалка
Главная | Обратная связь

Как возникает медиареальность?



 

Медиареальность появляется в процессах развития знаковых и смысловых систем в коммуникационных средах. Взаимосвязанное развитие этих систем и среды мы кратко опишем.

В лингвоцентричном и антропоцентричном подходе[74] знак является порождением человеческого языка, где человек замещает некоторые структуры протоязыковой структурой и порождает тем самым знак, а, проецируя протоязыковый знак на замещенные структуры, производит смысл. В этом же подходе коммуникация является языковой и межсубъектной, то есть тоже человеческой.

В нелингвоцентричном подходе знак порождается всяким структурным замещением. Например, геном — типичная знаковая структура, осуществляющая сохранение, передачу и воспроизводство более сложных структур — биологических организмов. Этот же процесс можно рассматривать как биологическую коммуникацию. Далее будет изложен нелингвоцентричный и неантропоцентричный подход к знакам и коммуникации.

Посредством знаковой структуры генома природа осуществляет коммуникацию внутри процесса воспроизводства биологического организма. Смысл работы природной эволюции посредством генома состоит в сохранении и развитии биологических организмов растений и животных. Хотя до возникновения человеческого разума осознать смысл как проекцию биологического организма на геном было некому.

Функционирование геномов как знаковых систем внутри природной коммуникации между организмами в процессе их воспроизводства есть первая природная знаковая система коммуникации. Таким образом, знаки и коммуникация являются фундаментальнее человека, существуют до него и независимо от него, и человек с момента появления вторгается в уже наличные природные знаковые структуры и природные процессы коммуникации. Смысл при этом все-таки связан с человеком.

Смысл появляется уже внутри волевой деятельности человека, которая приводит к созданию первого орудия труда. Именно тогда, когда возникает структурное отношение «искусственное орудие труда — природа», возникает не только знаковое замещение природного содержания искусственным, но и отношение смысла. Это первое смысловое отношение орудия труда к природе состояло в таком изменении природы на основе деятельности, которое улучшает жизнь человека. Поэтому первичная осмысленность возникает как коммуникация человека с природой посредством создания орудий труда. Таким образом, знак появляется внутри природного процесса, а смысл появляется в первичном деятельностно-волевом отношении человека к природе.

Техника является первым человеческим искусственным знаковым семиозисом, где происходит замещение природных вещей, их свойств, связей и отношений посредством технических приспособлений. Техника со временем также порождает искусственные вещи, их свойства, связи и отношения, в природе не встречающиеся и основывающиеся на специальных технологиях, то есть на коммуникационных процессах создания техники. Технология как семиозис коммуникации человека и природы порождает со временем вторичные семиозисы — технические схемы и описания технологических процессов, являющиеся замещением техники и технологии в виде нарисованных знаков для передачи знаний о технике и технологиях в процессе коммуникации уже между людьми.

Человек разумный возникает в двух взаимосвязанных процессах: 1) в процессе искусственной и все более усложняемой ради улучшения жизни коммуникации с природой через создание орудий труда — знаков, замещающих вещи и силы природы, становящихся техникой; 2) в процессе искусственной коммуникации между людьми через знаки жестов, мимики и телодвижения, замещающие структуры коллективной человеческой деятельности и позволяющие целеполагать и организовывать такую деятельность.

Первичная смысловая коммуникация между людьми появляется благодаря символам, которые древнее любого языка, и которые появились в человеческой культуре в виде различных искусств (танца, живописи, музыки, скульптуры, литературы и т.д.) Символы являются знаковым замещением не только природы, ее сил и отношений, но и отношений человека к самой природе, отношения между людьми, которые в замещенном виде, то есть как символы, впервые осмысливаются человеком как значимые.

Именно символическая коммуникация в процессе совершенствования знаков приводит к появлению языка. Язык это усложненные символы — синтез живописи и музыки, когда слово стало не просто набором смысловых единиц, а комбинацией записанных звуков, которая сама обладает некоторым фиксированным смыслом и отлична от другого слова, обладающего другим смыслом.

Цепочка знаковых замещений в процесс появления письменного языка была довольно длинной. Мы можем отследить ее у древних шумеров. Для описи передаваемого имущества из разных вещей использовались маленькие фигурки из глины, изображающие сами вещи. Когда вещей было много, обозначающие их фигурки закатывались в глиняную оболочку, на которой делались оттиски фигурок, которые внутри нее. Затем придумали, как упрощать обозначения оттисков фигурок, выделяя некоторые общие символические единицы смысла.

И только затем происходит качественный скачек к фонетической буквенной записи слов, имеющих фиксированный смысл. Этот качественный скачек от знаковых замещений посредством аналоговой вещам письменности к фонетическим знаковым замещениям произошел посредством влияния речи на письменность. Здесь мы видим несколько этапов структурных замещений: вещи — фигурки вещей — обозначение фигурок вещей — обозначение через общие символические характеристики фигурок вещей — фонетически структурированное письмо во взаимосвязи с речью.

Язык возникает как преобразование простейших ситуаций структурных замещений в сложные, которые представляют собой уже смысловые структуры слов. Сложные ситуации структурных замещений удерживаются более сложными средствами — лексификацией, дискурсификацией и лингвификацией[75], которые приводят к появлению лингвистических знаков, действующих уже не на основе непосредственных структурных замещений, а на основе опосредованных структурных замещений, то есть на основе правил языка. Тем не менее, язык содержит и простые семиозисы — например, алфавит, знаки препинания для речи и знаки организации письменности (разбивка на абзацы, заглавия и т.д.).

Так появляются технологическая, символическая и языковая коммуникации. Тем не менее, все эти типы коммуникации первоначально осуществлялись во взаимосвязи с природой и на основе природы. Параллельно с технико-технологическими, символическими и языковыми процессами коммуникации появляются способы коммуникативного получения и представления знаний, которые отрывают человека от природы и делают его мир в значительной степени искусственным. Они порождают специальные искусственные семиозисы: математический семиозис (алгебраический и геометрический), химический семиозис (обозначение химических элементов и их химических реакций, топологически организованный семиозис органической химии). Музыка как вид искусства разрабатывает свой особый нотный семиозис. Именно возникающая из получения и передачи знаний наука приводит к тому, что в человеческой коммуникации знаковое, символическое и языковое содержания начинают разделяться.

При этом появляется четвертый процесс: товарного обмена и обмена знаковых заместителей товаров — денег. Производство продуктов потребления и техники сверх необходимого некоторому племени порождает товарный обмен. Коммуникационная среда товарно-денежного обмена — рынок. Товарный обмен порождает деньги как знаковое замещение товаров. Деньги — первичный экономический нелингвистический семиозис. Развитие товарно-денежного обмена порождает вторичный нелингвистический семиозис — баланс, первое знаковое экономическое исчисление в виде вертикальной линии и соотносимого по горизонтали денежного подсчета «расходы–доходы», изобретателем которого является Лука Пачоли.

Именно экономика становится основой социальной, мало связанной с природой, городской жизни человека. Товарно-денежная коммуникация (рынок) между людьми становится основой содержательного отрыва технико-технологической, вербальной и символической коммуникации от природы. Продолжая оставаться поставщиком ресурсов, природа в содержании коммуникации все больше отдаляется от человека. Экономическая деятельность меняет не только содержание коммуникации, но ее характер: возникает необходимость оперативного и массового информирования, прежде всего о социальной жизни — так появляются средства массовой информации (СМИ или массмедиа).

Таким образом, мы видим природные знаковые структуры (геном) и человеческие искусственные знаковые структуры (техника, символы, слова языка, способы фиксации знаний, товары-деньги); смысловые и коммуникационные среды (технология, искусство, язык, наука, рынок, массмедиа), лингвистические семиозисы (естественных и искусственных языков) и нелингвистические семиозисы науки и искусства.

Три технологических изобретения качественно изменяют человеческую коммуникацию: массмедиа (в частности, телевидение), компьютер и Интернет. Эти изменения собственно и приводят к появлению медиареальности.

1) массмедиа, то есть общественные учреждения, использующие множительные средства (Луман), в частности, телевидение как наиболее мощное из них, начинают замещать посредством текстовых и динамических видео- и аудио- знаков ощущаемый непосредственно природный и социальный мир на мир, воспринимаемый через массмедиа; 2) компьютерная техника не просто замещает природу, но, во-первых, виртуализирует ее, то есть преобразует ее базовые пространственно-временные актуальные характеристики и, во-вторых, создает многосредье коммуникации (мультимедиа); 3) Интернет как всемирная сеть коммуникации, во-первых, создает знаковые связи содержательной коммуникации посредством не всегда зависимой от самого содержания структуры ссылок (линков), во-вторых, делает коммуникацию на пространственном расстоянии ее участников интерактивной для них.

Массмедиа, компьютер и Интернет, возникнув взаимосвязано, интегрируются в некоторую единую реальность. Так возникает оторванная от природы и частично от социума медиареальность, которая начинает функционировать по каким-то иным, нежели природные или даже социальные, законам. Технико-технологическая, вербальная, символическая и экономическая коммуникация оказываются включены вовнутрь медиареальности так, что медиареальность оказывается в состоянии заменять эмпирическую реальность в ее природном и социальном измерениях. Медиареальность противостоит уже внешней ей, так называемой у Лумана, константной реальности.

Именно это принципиальное изменение качества коммуникации посредством медиареальности порождает пристальное внимание к ней, и именно оно требует медиатеории и медиафилософии, которые позволили бы понять происходящий процесс.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.