Здавалка
Главная | Обратная связь

Как функционирует знаковый слой медиареальности?



 

Мы рассмотрим знаковый слой медиареальности как специфически отличающийся от смыслового слоя. Что же представляет собой медиареальность с точки зрения нормированного знакового содержания? В знаковом слое медиареальности происходят, по крайней мере, три процесса: 1) реальностные структурные сопряжения (управление инореференцией), порождающие базовые структуры реальности, которые используются в смысловом слое для самореференции медиареальности; 2) управление отношениями базовых реальностей в смысловом слое (управление самореференцией); 3) управление коммуникацией смыслообразования, смыслоконкуренции и смыслоразрушения в смысловом слое посредством референтных ситуаций и форматов коммуникации.

Морфология этих процессов в средствах коммуникации весьма различна. Разные средства коммуникации (бумажные, телевидение, компьютер без Интернет, Интернет) по-разному представляют эти три процесса в знаковом слое.

Появление медиареальности можно связывать с газетами, которые начитают вещать ежедневно и массово. Такое ежедневное и массовое вещание рождает новости и рекламу. Новость — сложный знак, замещающий событие. Смысл новости формируется в смысловом слое, который в газете подается в виде отдельной структуры информации — статьи. Реклама — сложный знак, замещающий товар. Газетная и журнальная реклама связывает знаковый слой медиареальности с экономикой. Тем самым газеты осуществляют первичное разделение первого и второго процесса, хотя второй процесс менее развит, чем первый.

С приходом телевидения новости и реклама видоизменяются. В теленовостях смысловой слой новости может сращиваться со знаковым ее слоем[83]. Телереклама создает на телевидении сложный многоуровневый знаковый слой. То есть первый процесс на телевидении становится очень сложным. Политическое, экспертное и интеллектуальное содержание, помещенное в актуальный контекст настоящего, создают на телевидении мощный смысловой слой, то есть развивают также и второй процесс. Кроме того, телевидение в отличие от газет, порождает управляющий знаковый слой — телепрограмму, где вне медиареальности осуществляется круглосуточное привязанное ко времени константной реальности жанровое планирование (новости/сообщения, реклама, развлечения) и тем самым целевая аудитория телевидения структурируется по жанрам и по времени: и формат (коммуникации) — конструктивно-структурный способ представления константной и/или собственной реальности в медиареальности.

Компьютер без Интернет весьма полно осуществляет оба процесса — и знаковое и смысловое нормирование. Причем, первый процесс (базы данных) жестко отделен от второго процесса (программ, которые работают с базами данных). Компьютер позволяет выделить свое технологическое дополнение — Интернет, представляющий третий процесс, — в отдельную среду коммуникации.

Интернет за счет компьютера и своих пользователей весьма полно выполняет все три процесса. Причем связи между процессами весьма сложны и осуществляются за счет различения и взаимодействия программ, протоколов, скриптов, структуры информации в языке-html, поисковых систем и т.д.

Давайте теперь рассмотрим подробнее каждый процесс структурно.

Первый процесс — реальностные структурные сопряжения (инореференция), порождающие базовые структуры реальности внутри медиареальности, которые используются в смысловом слое как самореференция медиареальности.

Пользуясь различением референции медиареальности, сделанным Никласом Луманом в книге «Реальность массмедиа», на инореференцию (взаимодействие медиа с реальной реальностью или константной реальностью) и самореференцию (взаимодействие медиа между собой), можно сказать, что из-за представленности в медиареальности всех базовых реальностей человеческой культуры самореференция медиарельности вполне способна заменять инореференцию. Именно знаковый слой медиареальности осуществляет репрезентацию (знаковую инореференцию) шести базовых реальности внутри медиареальности и является основанием ее самореференции.

То есть знаковый слой медиареальности это слой, где происходят так называемые Луманом структурные сопряжения — реальностные структурные сопряжения. Луман выделяет новости/сообщения, рекламу и развлечения как те содержания, которые обеспечивают структурные сопряжения медиареальности с константной реальностью. Говоря в нашем понимании — новости, реклама и развлечения осуществляют репрезентацию шести базовых реальностей внутри медиареальности так, что медиареальность оказывается в состоянии достаточно адекватно осуществлять самореференцию.

То, что Луман называет реальной реальностью, другие исследователи константной реальностью, на самом деле представляет собой, как минимум, шесть базовых реальностей. Именно благодаря вхождению в медиареальность всех шести базовых реальностей мы получаем возможность производить внутри нее все то, что мы обычно производим вне ее, то есть осуществлять реальностное комбинирование, порождающее бывающие ситуации науки, искусства, социальной коммуникации и деятельности.

Давайте продемонстрируем реальностные структурные сопряжения, возникающие внутри медиареальности при помощи «АВ»-моделирования. Символизация «АВ»-моделей производится в открытом алфавите. Формализация «АВ»-моделей производится относительно той или иной теории или концепции. Всякая актуальная и виртуальная реальности могут быть функционализированы в соответствующей базовой структуре реальности: M (мысль — реальность мышления), S (высказывание — реальность речи-текста), A (акт — деятельностная реальность), N (номен — языковая реальность), T (термин — логическая реальность), F (феномен — эмпирическая реальность). Интерпретативная референтность (i) это перенесение содержания от актуальности к виртуальности, реализующая референтность (r) это перенесение содержания от виртуальности к актуальности, сущностная референтность (e) это интерпретативная и реализующая референтность одномоментно, (n) это отсутствие референтности. Актуальная реальность заключается в квадратные скобки. Виртуальная реальность может не заключаться в скобки или заключаться в круглые скобки. Общий вид актуальной реальности — R, общий вид виртуальной реальности — V. Обозначим медиареальность как виртуальную реальность (V).

[R]n(V) — симулякры, нереферирующая виртуальная медиареальность с условной актуальностью.

[F]i(V) — медиареальность, интерпретирующая эмпирическую реальность (так или иначе описанный опыт);

[N]i(V) — медиареальность, интерпретирующая язык;

[T]i(V) — медиареальность, интерпретирующая логику;

[M]i(V) — медиареальность, интерпретирующая мышление;

(A)i[V] — медиареальность, интерпретирующая деятельность;

[S]i(V) — медиареальность, интерпретирующая речь-текст.

Таким образом, медиареальность содержит все базовые структуры реальности, которые были глубоко и детально разработаны человечеством до настоящего времени: эмпирическую реальность, логическую реальность, языковую реальность, реальность мысли, рече-текстовую реальность и деятельностную реальность. Различие базовых реальностей происходит в знаковом слое медиареальности и оно является основанием процесса кодирования и тематизации, которые происходят в смысловом слое.

Здесь же создаются и особые знаковые структуры — симулякры. По Бодрийяру создание образа как симулякра имеет четыре этапа:

1) он является отражением глубокой реальности;

2) он маскирует и искажает глубокую реальность;

3) он маскирует отсутствие глубокой реальности;

4) он не связан с какой бы то ни было реальностью: он является чистым симулякром самого себя[84].

Однако симулякры или нереферирующие виртуальные реальности, являясь особым пространством знакового слоя, остаются и сохраняются в знаковом слое лишь тогда, когда они обретают хоть какой-нибудь смысл в смысловом слое. Не приобретающие смысл симулякры, разрушаются.

Второй процесс — управление из знакового слоя отношениями реальностей в смысловом слое (управление самореференцией) — осуществляется посредством отношений истинности, адекватности, актуальности и соответствия. Истинность это интерпретативное реферирование репрезентируемого в коммуникации содержания знака и содержания, которое знак представляет. Адекватность (дирекционально обратное отношение истинности) это реализующее реферирование представляемого содержания знаком и содержания самого знака. Актуальность это интерпретативное реферирование к реальностной среде, в которую указывает знак. Соответствие это сущностное реферирование содержания знака и представляемого им в актуальном указывании содержания, в которое указывает знак.

В «Теории виртуальности» отношения истинности, адекватности, актуальности и соответствия выражаются через «АВ»-моделирование следующим образом (здесь (V) это содержание знака, а […] это реферируемое содержание:

Истинность:

1. Аксиома достоверности. [F]i(V) [F]i=1S(V) [F]n(V) или так: [F]i(V) [F]i=1(V) [F]i=0(V)

2. Аксиома логичности: [T]i(V) [T]i=1(V) [T]i=0(V)

3. Аксиома грамматичности: [N]i(V) [N]i=1(V) [N]i=0(V)

4. Аксиома искренности: [M]i(V) [M]i=1(V) [M]i=0(V)

5. Аксиома ясности: [S]i(V) [S]i=1(V) [S]i=0(V)

6.Аксиома прагматичности: [A]i(V) [A]i=1(V) [A]i=0(V)

Адекватность:

8. Аксиома эмпирической адекватности имени Ван Фраассена: (V)r[F] (V)r=1[F] (V)r=0[F]

9. Аксиома мыслительной адекватности:

(V)r[M] (V)r=1[M] (V)r=0[M]

10. Аксиома дискурсивной адекватности:

(V)r[S] (V)r=1[S] (V)r=0[S]

11. Аксиома лингвистической адекватности:

(V)r[N] (V)r=1[N] (V)r=0[N]

12. Аксиома логической адекватности:

(V)r[T] (V)r=1[T] (V)r=0[T]

Актуальность:

[R]i(V) или (V)r[R] — актуальность выражения, в зависимости от R={M, S, A, F, N, T} — выражение актуально для мышления (M), речи-текста (S), деятельности (A), опыта (F), языка (N), логики (T) или в той или иной спецификации: например, реальность деятельностная, социальная область, этика (ASE — act (A) social (S) ethic (E)) или реальность деятельностная, социальная область, право (right (R) — [ASR]i(V) или [ASE]r(V) или [ASE]e(V)) и т.п. Актуальность суть только указание на актуальную реальность в детальной спецификации базовой структуры реальности.

Соответствие:

[M]e(V) — эпистемологическое соответствие.

[S]e(V) — дискурсивное соответствие.

[F]e(V) — феноменологическое соответствие.

[N]e(V) — лингвистическое соответствие.

[T]e(V) — теоретическое соответствие.

[A]e(V) — практическое соответствие

Третий процесс — управление смыслообразованием и коммуникацией смыслового слоя посредством референтных ситуаций и форматов коммуникации в знаковом слое. Сами по себе референтные отношения могут быть смоделированы в знаковом слое медиареальности, но адекватно поняты могут быть лишь в смысловом слое медиареальности.

Казалось бы, как можно оценивать знаковый или смысловой слой без учета их содержаний, без учета процесса коммуникации? Однако мы покажем, что, учитывая лишь референтность отношений знаковых или смысловых позиций (направления движения содержания по каналах коммуникации), можно различить основные ситуации коммуникации и задать их типологию.

Снова при помощи использования «АВ»-моделирования мы можем показать функционирование смыслового слоя медиареальности на уровне знакового слоя медиареальности через типические ситуации: порождение, разрушение, интеграция, ограничение, трансляция и ретрансляция. Вначале мы объясним эти ситуации непосредственно.

«Порождение» означает создание содержания внутри некоторой активной позиции, которое передается другим пассивным позициям коммуникации. «Интеграция» означает соединение содержаний других пассивных позиций, которое рождает некоторое новое содержание для коммуникации в активной позиции. «Ретрансляция» означает передачу содержания от пассивной позиции к активной позиции, видоизменение этого содержания внутри этой активной позиции и передачу его другой пассивной позиции. «Трансляция» означает передачу без изменения содержания пассивной позицией от одной активной позиции к другой активной позиции. «Ограничение» означает приведение в соответствие содержания двух активных позиций к содержанию некоторой пассивной позиции. «Разрушение» означает активность двух позиций, вынуждающих пассивную позицию соответствовать им одновременно, что ее разрушает.

Теперь мы покажем эти же ситуации исключительно за счет референтного отношения позиций коммуникации, то есть через референтные ситуации и соответствующие им позиции. Через эти типичные референтные ситуации мы можем выразить разные функциональные позиции знаковой коммуникации, которые могут быть понятны без какого бы то ни было содержания ситуаций первоначального структурного замещения шести базовых реальностей, породивших знаки.

Такие позиции мы будем задавать через различные способы отношения актуальных и виртуальных позиций в так называемых АВА- и ВАВ- моделях. Примем, что актуальная позиция (А) в знаковом слое медиареальности это всякая позиция, представляющая неизменное структурное замещение и являющаяся пассивной, в то время как виртуальная позиция (В) в знаковом слое медиареальности это всякая позиция, представляющая изменяющееся структурное замещение и являющаяся активной[85].

Итак, базовые референтные ситуации знакового слоя медиареальности.

1) Порождение. Порождающая (В) и порождаемые (А1, А2) — А1→В←А2 (то есть позиции постоянного структурного замещения реферируют на соответствие к позиции изменяющегося структурного замещения)[86].

2) Разрушение. Разрушающаяся (А) и разрушающие (В1, В2) — В1←А→В2 (то есть две позиции изменяющихся структурных замещений как бы «разрывают» изнутри позицию постоянного структурного замещения, которая реферирует к ним на соответствие).

3) Интеграция. Интегрирующая (В) и интегрируемые (А1, А2) — А1←В→А2 (то есть позиция изменяющегося структурного замещения в реферировании на соответствие к позициям постоянных структурных замещений интегрирует их структурные замещения в себя).

4) Ограничение. Ограничивающиеся (В1 и В2) и ограничивающая (А) — В1→А←В2 (то есть позиции изменяющихся структурных замещений ограничиваются в своей активности за счет референции на соответствие к позиции постоянного структурного замещения).

5) Трансляция. Передающееся содержание (В), транслирующееся содержание (А) и воспринятое передающееся содержание (В') — В→А→В' (то есть позиция изменяющегося структурного замещения через посредство реферирующей к ней на соответствие позиции постоянного структурного замещения передает содержание первоначальной позиции посредством референции к ней на соответствие другой позиции изменяющегося структурного замещения).

6) Ретрансляция. Начальное содержание (А1), ретранслируемое содержание (В), измененное содержание (А2) — А1→В→А2 (то есть содержание позиции постоянного структурного замещения воспринимается через референцию к ней на соответствие позиции изменяющегося структурного замещения и в преобразованном виде содержание передается другой позиции постоянного структурного замещения).

Эти шесть базовых референтных ситуаций имеют фундаментальное значение для функционирования медиареальности, поскольку ее структурная организация происходит на знаковом уровне. Как бы на смысловом уровне ни была организована коммуникация в медиареальности, на знаковом уровне она всегда будет сводиться к этим шести базовым референтным ситуациям.

Еще раз более точно сформулируем понимание места этих шести базовых референтных ситуации: все процессы — порождение, разрушение, интеграция, ограничение, трансляция и ретрансляция — происходят на смысловом уровне, но структурно они организовываются и управляются на знаковом уровне. Иначе говоря, знакоткань представляет собой подложку смыслоткани; знакоткань соткана грубо и рельефно, в то время как смыслоткань это сложная вязь тонкой работы.

А теперь давайте представим, что происходит, когда в третий процесс знакового слоя включается смысловой слой, то есть когда содержание и внешние условия коммуникации в смысловом слое начинают влиять на референтное управление коммуникацией в знаковом слое. Очевидно, происходит комбинирование этих референтных ситуаций и соответствующих им позиций. Некоторые из них также могут разрешаться, некоторые — запрещаться. Из комбинирования базовых референтных ситуаций, их разрешения и запрещения возникают форматы коммуникации.

Далее мы приведем выражение форматов коммуникации через комбинацию базовых референтных ситуаций. Однако в действительной коммуникации каждый ее формат может быть выражен через выполнение алгебраических операций над этими комбинациями на основе построенных в работе «Теория пореграфов» матриц алгебры позиционно-референциальных локусов. Причем для стандартных форматов коммуникации выполняется матрица позиционно-референциального слияния локусов.

Мы приведем стандартные форматы коммуникации, которые удобно представить в таблице, где «+» означает разрешено, а «—» означает запрещено.

Референтные ситуации Форматы Порождение Интеграция Ретрансляция Трансляция Ограничение Разрушение
Инновационный +
Консенсуальный +
Ретрансляционный +
Трансляционный +
Ограничительный +
Разрушительный +
Свободный + + + + + +
Креативный + +
Интеллектуальный + + +
Стимулирующий + + + +
Толерантный + + + + +
Подавляющий + +
Обывательский + + +
Ригидный + + + +
Консервативный + + + + +

Форматы коммуникации делятся на простые и комбинативные. Простые форматы — инновационный, консенсуальнный, ретрансляционный, трансляционный, ограничительный, разрушительный. Комбинативные форматы: свободный, креативный, интеллектуальный, стимулирующий, толерантный, подавляющий, обывательский, ригидный, консервативный, которые также могут быть статусными.

Кроме того, форматы по их функции в смысловом слое медиареальности делятся на смыслопорождающие (инновационный, консенсуальнный, ретрансляционный, трансляционный, свободный, креативный, интеллектуальный, стимулирующий, толерантный) и смыслоуничтожающие (ограничительный, разрушительный, подавляющий, обывательский, ригидный, консервативный, которые возможны также как статусные).

Прокомментируем различенные в таблице форматы коммуникации.

Простые форматы. «Инновационный» формат направлен исключительно на порождение содержания. «Консенсуальный» формат направлен исключительно на интеграцию содержательных позиций. «Ретрансляционный» формат направлен исключительно на трансляцию и преобразование транслируемого содержания. «Трансляционный» формат направлен исключительно на трансляцию без преобразования содержания. «Ограничительный» формат направлен исключительно на ограничение содержания некоторых позиций. «Разрушительный» формат направлен исключительно на разрушение содержания некоторой позиции.

Комбинативные форматы. «Свободный» формат означает, что все референтные ситуации разрешены. «Креативный» формат означает разрешение только двух референтных ситуаций — «порождение» и «интеграция». «Интеллектуальный» формат по отношению «креативному» имеет разрешение еще и на референтную ситуацию «ретрансляция». «Стимулирующий» формат разрешает все референтные ситуации, кроме «ограничения» и «разрушения». «Толерантный» формат не разрешает только референтную ситуацию «разрушение» (противоположен «разрушительному» формату). «Подавляющий» формат противоположен «стимулирующему», где, наоборот, только референтные ситуации «ограничение» и «разрушение» разрешены. «Обывательский» формат противоположен «интеллектуальному», где, наоборот, только референтные ситуации «порождения», «интеграции» и «ретрансляции» запрещены. «Ригидный» формат противоположен «креативному», где наоборот, только референтные ситуации «порождение» и «интеграция» запрещены. «Консервативный» формат противоположен «инновационному», где, наоборот, только референтная ситуация «порождение» запрещена.

Как видно, среди различных референтных ситуаций существует иерархия. Эта иерархия базовых референтных ситуаций задается в смысловом слое интенсивностью смыслообразования. Смысловой слой также искривляет стандартные форматы коммуникации, создавая особые — статусные форматы, о которых мы поговорим в следующей главе.

Конечно, на основе комбинаторного подхода к референтным ситуациям можно показать и другие возможные форматы, однако приведенные нами выше — это стандартные форматы коммуникации. Причем, очень важно то, что форматы коммуникации описаны нами не на основе абстрактного объяснения, а на основе очень конкретных знаковых ситуаций, которые в таком виде можно использовать в практическом подходе — в организации коммуникаций в социальной реальности посредством круглых столов, симпозиумов, конференций и т.д., в компьютерном программировании и Интернет-коммуникации, где необходимо четко простраивать каналы коммуникации между активными и пассивными позициями, а затем объединять эти базовые референтные ситуации в стандартные форматы коммуникации.

Насколько можно судить, Луман в теоретическое представление о медиареальности не включал среду Интернет. Тем не менее, именно Интернет, на наш взгляд, является основанием для медиареальности. Интернет, во-первых, интегрирует все иные массмедиа вовнутрь себя, во-вторых, представляет все шесть базовых реальностей в своем знаковом слое, в-третьих, демонстрирует четкое отделение знакового слоя от смыслового слоя, где структура информации (структура веб-страниц) организована в знаковом слое, а содержание самих веб-страниц организовано в смысловом слое.

В Интернет мы обнаруживаем шесть базовых референтных ситуаций как, во-первых, структуру организации протоколов коммуникации, во-вторых, как структуру каналов коммуникации, в-третьих, как четкое различие с точки зрения трафика. Если функционализировать А-позиции как позиции пользователей Интернет, а В-позиции как веб-страницы, или наоборот, то шесть базовых референтных ситуаций будут описывать шесть различных типов трафика в Интернет, который можно статистически измерить.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.