Михаил Петрович Погодин – 1800-1875
- противоречивая фигура и в свое время и сейчас. Соловьев отзывался отрицательно ("не ученый, а площадной оратор"), Кавелин – положительно. Некоторые считали его славянофилом – это не верно! - сын крепостного, управляющего имением, получившего вольную от гр. Салтыкова. - учился в - 1830 – преподает, переходит с кафедры Всеобщей истории на кафедру отечественной истории. - 1831 – становится академиком *Творчество Погодина: - сильное влияние творчества Карамзина и Каченовского - самое большое влияние – Шлецер - 30-50-е гг. Погодин разделяет взгляды Шеллинга (был членом философского кружка) – идеалист. - знакомство с западнославянскими учеными – Шафарик, Домбровский (австрослависты – выступали за развитие славянской культуры, языков в рамках великих империй – напр. Габсбургов) *Труды Погодина: - 1824 г. – "О происхождении Руси" - 1834 г. – "О летописи Нестора" – статья в "Журнале Министерства Народного Просвещения" - участвует в журнале "Москвитянин" – очерки по проблемам, позднее вышли в отдельной книге: "Исследования, замечания и лекции о Русской истории" (в 7-ми томах) - "Древняя русская история до монгольского завоевания" – статья, переработана à в 3,4 тт. книги "Исследования, заметки…" - собирал книги и др. научные древности à Фонд Погодина сейчас в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина. *"Исторические размышления об отношении Польши к России" – труд Погодина - Польское восстание1830-1831гг. – общественный резонанс в Европе (Франция) и в России. - Жесткое подавление восстания à необходимость выровнять, успокоить общественное мнение России и исторически обосновать действия России в Польше à Погодин написал историческую работу. - пишет о "пропасти" между Россией и Польшей: религиозный фактор (православные – католики) - пишет, что исторически, поляки часто выступали против России à Польша всегда, исторически, была враждебна к России. à подавление восстания 1830-1831 гг. было закономерно и необходимо. - работа Погодина понравилась М.Х. Бенкендорфу à Погодину заплатили и взяли на государственную службу в Министерство Народного Просвещения. *"Историко-политические письма и записки в продолжение Крымской войны" – сб.ст. о Крымской войне. - Погодин освещал события Крымской войны с историческими экскурсами – вышли отдельной книгой. - пишет, что необходимо улучшить снабжение армии и ликвидировать воровство интендантов. - умеренно критикует правительство (сильнее не имел права – сам государственный чиновник!) à Погодин превращается из ученого-историка в строгого публициста-чиновника. *"Нестор. Историко-критическое рассуждение о начале русских летописей" - путь народов мира начинался с одной точки, а все последующие социальные и государственные институты формируются под влиянием местных национально-геграфических факторов. - сопоставление процессов исторического развития Запада и России (поиск параллелей – варяжское завоевание / монголо-татарское завоевание и крестовые походы) à концепция (с Карамзина начинается разработка) – в русской исторической науке появляются первые мысли о несходстве Западного и Русского путей исторического развития:
Запад: Завоевание à 1. борьба, политическая напряженность, 2. борьба сословий, 3. борьба в парламентах, 4. противостояние власти и народа.
Россия: Призвание à 1. мирное сосуществование сословий, 2. нет порабощения и завоевания, 3. добровольная христианизация, 4. сходы, соборы, единение всего народа, нет поводов для борьбы власти и народа.
à Погодин не славянофил *Взгляды Погодина как гос. чиновника – геополитические идеи, опережающие свое время: 1. "План захвата проливов" 2. Предлагал отказ от Священного Союза – видел благо в славянском движении на Балканах за присоединение к России 3. Требовать широкой автономии славянских областей с последующим присоединением к России 4. Пропаганда и агитация в славянских землях. 5. За присоединение Галиции – где сильно "москвофильское движение" (венгерское восстание 1848 г. – проход армии Паскевича через Галицию à Галиция симпатизировала России – этот фактор и предлагал использовать Погодин) *Погодин указывает на разность исторических путей развития России и Запада - разница, по мнению Погодина, лежит в области характеров людей, ментальности. (эти идеи изложены у Данилевского) Черты русского человека: 1. созерцательность, 2. покорность, 3. равнодушие, 4. монархизм, 5. терпение. Черты западного человека: 1. народ более примитивен, 2. распространение машинного производства à"отупление"человека. *Сравнительная характеристика государств (по Погодину) - все Европейские государства имеют отличительные, специфические черты: Испания: жестокость (инквизиция, "испанский сапог") Италия: пьянство и лень Франция: разврат, извращения Англия: эгоизм Россия: "чудное явленье на позорище всего мира" (цит. Погодина) *Характеристика народных движений - русские народные движения отличаются от европейских – идеология толпы, нет сильных лидеров-теоретиков *"Варяжский вопрос" (Погодин) - утверждение мирного призвания, а не завоевания. - варяги-пришельцы стояли на более высоком уровне развития, чем славянские племена. (эта версия Погодина сомнительна – он опирался на сопоставление эпоса, но ведь в мировом фольклоре много сходных сюжетов à Погодин не совсем прав). *Мнение Погодина по поводу летописи Нестора: - считал, что это литературный, а не исторический памятник. - видел необходимость в поиске источников летописи Нестора, для доказательства ее исторической ценности. *Взгляды Погодина ~ - Считал Бориса Годунова невиновным в смерти царевича Дмитрия в Угличе. - Считал Петра I выдающимся реформатором. *Работа "Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права" - поиски некого "указа о закрепощении" – были безрезультатны à Погодин считает, что дело закрепощения шло естественным порядком. Т.О. Погодин придерживался популярной в XIX веке "безуказной теории закрепощения" *Погодин издал серию исторических памятников: - Иван Кириллов "Цветущее состояние Российского государства" - Иван Посошков - В.Н. Татищев "История…" – переиздание Погодина. Вопрос 12. Исторические взгляды славянофилов. Аксаков, Киреевский, Хомяков, Беляев. *Славянофильство - сф – это общественное течение, утверждающее особую роль крестьянской общины, особый путь развития России (в отличие от Европы). - Плеханов считал сф консервативным течением - 30-50-е гг. – сф – буржуазно-либеральная оппозиция - сф – движение среднего и мелкого дворянства. - сф искали ответы на насущные вопросы в прошлом. à Соловьев называл сф – "буддизмом в истории" - за склонность к исторической рефлексии - сф опирались на труды Шеллинга (а западники – на Гегеля) - сф идеализировали принципы традиционализма. - сф – сторонники панславизма и изучения истории славян в Европе. (в это время идет изучение истории славян в Европе – например, в Германии) - исторические концепции сф выражены в работе Киреевского Петра Вас. (брат Ив. Вас.) "О древней русской истории". Акцентируется фактор призвания, а не завоевания в России в отл. от Европы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|