Здавалка
Главная | Обратная связь

Михаил Петрович Погодин – 1800-1875



- противоречивая фигура и в свое время и сейчас. Соловьев отзывался отрицательно ("не ученый, а площадной оратор"), Кавелин – положительно. Некоторые считали его славянофилом – это не верно!

- сын крепостного, управляющего имением, получившего вольную от гр. Салтыкова.

- учился в

- 1830 – преподает, переходит с кафедры Всеобщей истории на кафедру отечественной истории.

- 1831 – становится академиком

*Творчество Погодина:

- сильное влияние творчества Карамзина и Каченовского

- самое большое влияние – Шлецер

- 30-50-е гг. Погодин разделяет взгляды Шеллинга (был членом философского кружка) – идеалист.

- знакомство с западнославянскими учеными – Шафарик, Домбровский (австрослависты – выступали за развитие славянской культуры, языков в рамках великих империй – напр. Габсбургов)

*Труды Погодина:

- 1824 г. – "О происхождении Руси"

- 1834 г. – "О летописи Нестора" – статья в "Журнале Министерства Народного Просвещения"

- участвует в журнале "Москвитянин" – очерки по проблемам, позднее вышли в отдельной книге: "Исследования, замечания и лекции о Русской истории" (в 7-ми томах)

- "Древняя русская история до монгольского завоевания" – статья, переработана à в 3,4 тт. книги "Исследования, заметки…"

- собирал книги и др. научные древности à Фонд Погодина сейчас в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина.

*"Исторические размышления об отношении Польши к России" – труд Погодина

- Польское восстание1830-1831гг. – общественный резонанс в Европе (Франция) и в России.

- Жесткое подавление восстания à необходимость выровнять, успокоить общественное мнение России и исторически обосновать действия России в Польше à Погодин написал историческую работу.

- пишет о "пропасти" между Россией и Польшей: религиозный фактор (православные – католики)

- пишет, что исторически, поляки часто выступали против России

à Польша всегда, исторически, была враждебна к России.

à подавление восстания 1830-1831 гг. было закономерно и необходимо.

- работа Погодина понравилась М.Х. Бенкендорфу

à Погодину заплатили и взяли на государственную службу в Министерство Народного Просвещения.

*"Историко-политические письма и записки в продолжение Крымской войны" – сб.ст. о Крымской войне.

- Погодин освещал события Крымской войны с историческими экскурсами – вышли отдельной книгой.

- пишет, что необходимо улучшить снабжение армии и ликвидировать воровство интендантов.

- умеренно критикует правительство (сильнее не имел права – сам государственный чиновник!)

à Погодин превращается из ученого-историка в строгого публициста-чиновника.

*"Нестор. Историко-критическое рассуждение о начале русских летописей"

- путь народов мира начинался с одной точки, а все последующие социальные и государственные институты формируются под влиянием местных национально-геграфических факторов.

- сопоставление процессов исторического развития Запада и России (поиск параллелей – варяжское завоевание / монголо-татарское завоевание и крестовые походы)

à концепция (с Карамзина начинается разработка) – в русской исторической науке появляются первые мысли о несходстве Западного и Русского путей исторического развития:

 

Запад: Завоевание à

1. борьба, политическая напряженность,

2. борьба сословий,

3. борьба в парламентах,

4. противостояние власти и народа.

 

Россия: Призвание à

1. мирное сосуществование сословий,

2. нет порабощения и завоевания,

3. добровольная христианизация,

4. сходы, соборы, единение всего народа,

нет поводов для борьбы власти и народа.

 

à Погодин не славянофил

*Взгляды Погодина как гос. чиновника – геополитические идеи, опережающие свое время:

1. "План захвата проливов"

2. Предлагал отказ от Священного Союза – видел благо в славянском движении на Балканах за присоединение к России

3. Требовать широкой автономии славянских областей с последующим присоединением к России

4. Пропаганда и агитация в славянских землях.

5. За присоединение Галиции – где сильно "москвофильское движение" (венгерское восстание 1848 г. – проход армии Паскевича через Галицию à Галиция симпатизировала России – этот фактор и предлагал использовать Погодин)

*Погодин указывает на разность исторических путей развития России и Запада

- разница, по мнению Погодина, лежит в области характеров людей, ментальности. (эти идеи изложены у Данилевского)

Черты русского человека:

1. созерцательность,

2. покорность,

3. равнодушие,

4. монархизм,

5. терпение.

Черты западного человека:

1. народ более примитивен,

2. распространение машинного производства

à"отупление"человека.

*Сравнительная характеристика государств (по Погодину)

- все Европейские государства имеют отличительные, специфические черты:

Испания: жестокость (инквизиция, "испанский сапог")

Италия: пьянство и лень

Франция: разврат, извращения

Англия: эгоизм

Россия: "чудное явленье на позорище всего мира" (цит. Погодина)

*Характеристика народных движений

- русские народные движения отличаются от европейских – идеология толпы, нет сильных лидеров-теоретиков

*"Варяжский вопрос" (Погодин)

- утверждение мирного призвания, а не завоевания.

- варяги-пришельцы стояли на более высоком уровне развития, чем славянские племена. (эта версия Погодина сомнительна – он опирался на сопоставление эпоса, но ведь в мировом фольклоре много сходных сюжетов à Погодин не совсем прав).

*Мнение Погодина по поводу летописи Нестора:

- считал, что это литературный, а не исторический памятник.

- видел необходимость в поиске источников летописи Нестора, для доказательства ее исторической ценности.

*Взгляды Погодина ~

- Считал Бориса Годунова невиновным в смерти царевича Дмитрия в Угличе.

- Считал Петра I выдающимся реформатором.

*Работа "Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права"

- поиски некого "указа о закрепощении" – были безрезультатны à Погодин считает, что дело закрепощения шло естественным порядком. Т.О. Погодин придерживался популярной в XIX веке "безуказной теории закрепощения"

*Погодин издал серию исторических памятников:

- Иван Кириллов "Цветущее состояние Российского государства"

- Иван Посошков

- В.Н. Татищев "История…" – переиздание Погодина.

Вопрос 12. Исторические взгляды славянофилов. Аксаков, Киреевский, Хомяков, Беляев.

*Славянофильство

- сф – это общественное течение, утверждающее особую роль крестьянской общины, особый путь развития России (в отличие от Европы).

- Плеханов считал сф консервативным течением

- 30-50-е гг. – сф – буржуазно-либеральная оппозиция

- сф – движение среднего и мелкого дворянства.

- сф искали ответы на насущные вопросы в прошлом.

à Соловьев называл сф – "буддизмом в истории" - за склонность к исторической рефлексии

- сф опирались на труды Шеллинга (а западники – на Гегеля)

- сф идеализировали принципы традиционализма.

- сф – сторонники панславизма и изучения истории славян в Европе. (в это время идет изучение истории славян в Европе – например, в Германии)

- исторические концепции сф выражены в работе Киреевского Петра Вас. (брат Ив. Вас.) "О древней русской истории". Акцентируется фактор призвания, а не завоевания в России в отл. от Европы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.