Афанасий Прокофьевич Щапов – 1830-1876
*Биография ~ - родился в Иркутской губернии в семье сельского священника - духовная семинария à Казанская духовная академия (в академию перевезли библиотеку Соловецкого монастыря – Щапов изучил ее) à1858 г. "Русский раскол старообрядчества" (в это время раскол только начинали изучать – актуальность работы Щапова) - Щапов находился в среде революционных демократов - Волнения в Казани по поводу реформы 1861 г. – отказ крестьян получать уставные грамоты – восстание в селе Бездна, крестьянин Антон Петров – речи о черном переделе земли, обмане крестьян – жестокое вооруженное подавление восстания властями. - Щапов произносит речь об А. Петрове на панихиде по убиенным в селе Бездна. à арест Щапова, взят на поруки министром внутренних дел Валуевым à стал работать в СПб на должности ….. - занимается журналистской деятельностью, публицистикой, общается с Чернышевским, Добролюбовым. à ссылка в Иркутск (за революционную деятельность) - в ссылке занимается проблемами исторической науки и истории края (Иркутск) *Взгляды Щапова: - народ – масса угнетенного крестьянства à история – есть история народной массы. - положительно оценивает реформу Никона, как спасшую церковь от разложения в XVII в. (Т.е. изменение деталей культа – не так важны, важно общее реформирование церковной организации) - считал, что старообрядчество – это выражение не столько протеста против реформы, сколько "движение народа против государства". - Щапов говорит о положительном облике лидеров раскольников (например, Аввакум Петров), в отличие от иерархов официальной церкви. - "История раскола" получили признание в высших кругах и в среде революционных демократов (рассматривали старообрядцев как потенциальную базу для революционного движения). *Статьи Щапова: - "Земство и раскол" - "Великорусские области в Смутное время" - "Сельская община" - "Городские и мирские сходы" *"Теория областничества" Щапова: - В древней Руси государство было одно, но в процессе расселения народ попадал в разные географические и климатические условия à саморазделение страны на области со специфическими чертами - государство организуется не сверху, а снизу – через связи областей – это видно в Смутное время, когда была внешняя угроза, произошло объединение областей страны. *Теория Щапова – Вульгарный биологизм: - Щапов мотивирует нежелание русского народа подниматься на борьбу, его отсталостью и "химическим составом крови", который, в результате "перенапряжения сил" при колонизации русской равнины, изменился, т.е. деградировал. - Щапов не был ни химиком, ни биологом à не мог квалифицированно судить à вульгарный биологизм. *Взгляды Щапова: - считал, что государство "в данный момент" оторвано от народа à народ должен сам взять в свои руки свою судьбу à надо ускорить просвещение народа. (Щ. положительно относился к идеям Просвещения, ~ идеалист). *Щапов не был признан как ученый, лишь "в узких кругах" - Киров учился у Щапова в Казанском университете. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|