Здавалка
Главная | Обратная связь

Константин Дмитриевич Кавелин – 1818-1885



*Биография ~

- домашнее образование (учитель - Белинский) – Московский университет

- сначала был близок к славянофилам (через Киреевского), но потом отошел к западникам.

- 1844 г. защитил магистрскую диссертацию

- становится известен в кон. 50-х как публицист и автор "Записки об освобождении крестьян" (освобождение за выкуп земли и личности)

- пишет работы по разным областям: философия, богословие, психология

- выступает против Чернышевского (фактически оправдывает его казнь)

- ссорится с Белинским и Герценом.

*Труды по истории:

- "Взгляд на юридический быт Древней Руси"

- "Краткий взгляд на Русскую историю"

- "Мысли и заметки о Русской истории"

*Периодизация Истории России (Кавелин):

1 этап. Господство родовых отношений (период норманнской феодальной власти). Столкновение родового строя с дружинным и победа родового (растворение варяжского элемента)

2 этап. Господство вотчинных отношений. Разрушение родовых отношений под действием территориальных отношений.

3 этап. Господство государственных отношений. Формирование огромной вотчины – государства.

*Взгляды Кавелина:

- положительное отношение к Ивану Грозному (IV) – он начал борьбу с сепаратизмом, а закончил ее Петр I.

- Иван IV – типичный представитель великорусского человека, борющегося с индивидуализмом, за собирание земель на основе соборного начала (в данном случае, индивидуалы – это боярство)

- государство – единственная сила, организующая народ сверху. Самодовлеющая сила

- гегельянец

Борис Николаевич Чичерин – 1828-1904

*Биография ~

- один из основоположников "государственной школы"

- Тамбовский помещик, старого дворянского рода

- антимарксист à противопоставил марксизму "государственную теорию"

- работал в области философии, филологии …

- основные работы Чичерина появляются в 50-70-е гг. XIX в.

*Труды:

- "Областные учреждения в России в XVII в."

- "О народном представительстве"

- "Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей"

- "Опыты по истории русского права"

*"Государственная теория" Чичерина:

- государство - высшая форма бытия человеческого общежития

- именно в государстве народ становится народом

- в любом государстве есть 3 класса (высший, средний, низший) – Чичерин выделяет их по психологическим признакам:

1. низшие – стремятся к подчинению, ищут власти над собой

2. высшие – стремятся к повелеванию, к власти

3. средние – стремятся к свободе (имеется ввиду буржуазная свобода – свобода торговли, например)

- государство в России организовано сверху, и государство противостоит обществу (в противоположность теории Щапова) – поздне-славянофильские взгляды.

*"Теория бродячей Руси" Чичерина:

- народ на Руси находился в постоянном движении (большая территория)

à нет настоящей оседлости и четких сословий

à при такой слабости народных масс, общества, государство самостоятельно существовать не может (не может снизу самоорганизоваться)

à государство не могло быть организовано снизу (как в теории Щапова), а только исключительно сверху.

- даже при северной демократии Новгорода и Пскова – нет ничего общего с западноевропейскими городами. Псков и Новгород не могли объединить всю Русь. Они были центрами "местного значения".

*Взгляды Чичерина по "Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей"

- мы обязаны князьям всем. Они когда-то собрали в итоге всю землю. (это был процесс сверху – народ был не способен организовать государство)

- определенное значение варягов и монголов: создание государства, упрочение государства.

*Общинность

- общинность – признак не России, а Западной Европы, где были ярко выражены коллективные интересы.

- в России не было сильного значения общины (народ – индивидуалы ~?).

*Проблема закрепощения и раскрепощения сословий.

- это был постепенный процесс – прикрепление крестьянина к земле, ремесленника к городу, дворянства к службе.

- к вт. пол. XVIII в. Россия решает проблемы внешней политики à начало обратного процесса – раскрепощение: 1762 г. – манифест П III о вольности дворянской; 1785 ЕII – Жалованная грамота городам; 1861 г. А II - освобождение крестьян.

- Таким образом, круг замкнулся. Когда было необходимо – сословия закрепостили, когда надо – раскрепостили.

*О народном представительстве

- Земские соборы не имели серьезного влияния, лишь придаток царской власти.

- народное представительство в центре и на местах не имело решающего значения в государстве. Последнее слово всегда было за царем. Земский собор мог лишь утвердить волю царя. (за исключением "избирательных" соборов, например 1598 – избрание Б.Годунова)

- реформа местного управления Ивана IV – путь, для переложения расходов по управлению на плечи масс.

à это был чисто практический шаг, ни о каком демократическом начале реформ говорить нельзя.

*Итог ~

- Чичерин – умеренный либерал по взглядам. То есть все свободы должны быть даны сверху, без участия народного представительства.

- идейный борец с марксистами и революционными демократами.

- "Москва 40-х гг." – воспоминания Чичерина (о Некрасове, М.Н. Каткове, Тургеневе)

 

Вопрос 15. С.М. Соловьев.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.