Константин Дмитриевич Кавелин – 1818-1885
*Биография ~ - домашнее образование (учитель - Белинский) – Московский университет - сначала был близок к славянофилам (через Киреевского), но потом отошел к западникам. - 1844 г. защитил магистрскую диссертацию - становится известен в кон. 50-х как публицист и автор "Записки об освобождении крестьян" (освобождение за выкуп земли и личности) - пишет работы по разным областям: философия, богословие, психология - выступает против Чернышевского (фактически оправдывает его казнь) - ссорится с Белинским и Герценом. *Труды по истории: - "Взгляд на юридический быт Древней Руси" - "Краткий взгляд на Русскую историю" - "Мысли и заметки о Русской истории" *Периодизация Истории России (Кавелин): 1 этап. Господство родовых отношений (период норманнской феодальной власти). Столкновение родового строя с дружинным и победа родового (растворение варяжского элемента) 2 этап. Господство вотчинных отношений. Разрушение родовых отношений под действием территориальных отношений. 3 этап. Господство государственных отношений. Формирование огромной вотчины – государства. *Взгляды Кавелина: - положительное отношение к Ивану Грозному (IV) – он начал борьбу с сепаратизмом, а закончил ее Петр I. - Иван IV – типичный представитель великорусского человека, борющегося с индивидуализмом, за собирание земель на основе соборного начала (в данном случае, индивидуалы – это боярство) - государство – единственная сила, организующая народ сверху. Самодовлеющая сила - гегельянец Борис Николаевич Чичерин – 1828-1904 *Биография ~ - один из основоположников "государственной школы" - Тамбовский помещик, старого дворянского рода - антимарксист à противопоставил марксизму "государственную теорию" - работал в области философии, филологии … - основные работы Чичерина появляются в 50-70-е гг. XIX в. *Труды: - "Областные учреждения в России в XVII в." - "О народном представительстве" - "Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей" - "Опыты по истории русского права" *"Государственная теория" Чичерина: - государство - высшая форма бытия человеческого общежития - именно в государстве народ становится народом - в любом государстве есть 3 класса (высший, средний, низший) – Чичерин выделяет их по психологическим признакам: 1. низшие – стремятся к подчинению, ищут власти над собой 2. высшие – стремятся к повелеванию, к власти 3. средние – стремятся к свободе (имеется ввиду буржуазная свобода – свобода торговли, например) - государство в России организовано сверху, и государство противостоит обществу (в противоположность теории Щапова) – поздне-славянофильские взгляды. *"Теория бродячей Руси" Чичерина: - народ на Руси находился в постоянном движении (большая территория) à нет настоящей оседлости и четких сословий à при такой слабости народных масс, общества, государство самостоятельно существовать не может (не может снизу самоорганизоваться) à государство не могло быть организовано снизу (как в теории Щапова), а только исключительно сверху. - даже при северной демократии Новгорода и Пскова – нет ничего общего с западноевропейскими городами. Псков и Новгород не могли объединить всю Русь. Они были центрами "местного значения". *Взгляды Чичерина по "Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей" - мы обязаны князьям всем. Они когда-то собрали в итоге всю землю. (это был процесс сверху – народ был не способен организовать государство) - определенное значение варягов и монголов: создание государства, упрочение государства. *Общинность - общинность – признак не России, а Западной Европы, где были ярко выражены коллективные интересы. - в России не было сильного значения общины (народ – индивидуалы ~?). *Проблема закрепощения и раскрепощения сословий. - это был постепенный процесс – прикрепление крестьянина к земле, ремесленника к городу, дворянства к службе. - к вт. пол. XVIII в. Россия решает проблемы внешней политики à начало обратного процесса – раскрепощение: 1762 г. – манифест П III о вольности дворянской; 1785 ЕII – Жалованная грамота городам; 1861 г. А II - освобождение крестьян. - Таким образом, круг замкнулся. Когда было необходимо – сословия закрепостили, когда надо – раскрепостили. *О народном представительстве - Земские соборы не имели серьезного влияния, лишь придаток царской власти. - народное представительство в центре и на местах не имело решающего значения в государстве. Последнее слово всегда было за царем. Земский собор мог лишь утвердить волю царя. (за исключением "избирательных" соборов, например 1598 – избрание Б.Годунова) - реформа местного управления Ивана IV – путь, для переложения расходов по управлению на плечи масс. à это был чисто практический шаг, ни о каком демократическом начале реформ говорить нельзя. *Итог ~ - Чичерин – умеренный либерал по взглядам. То есть все свободы должны быть даны сверху, без участия народного представительства. - идейный борец с марксистами и революционными демократами. - "Москва 40-х гг." – воспоминания Чичерина (о Некрасове, М.Н. Каткове, Тургеневе)
Вопрос 15. С.М. Соловьев. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|