Здавалка
Главная | Обратная связь

Значение и сущность полоролевого воспитания



Сущность и значение полоролевого воспитания

Основные принципы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста

Цель и задачи полоролевого воспитания

Построения работы по формированию полового самосознания дошкольников

Содержание работы по формированию полового самосознания дошкольников в разных возрастных группах

Введение

С самого раннего возраста мы готовим детей к разным психологическим ролям, ориентирует их на разные ценности и жизненные задачи. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному и поэтому формируют у них разные потребности, интересы и, как следствие, разные особенности мышления

Отношение исследователей, впрочем, как и практиков, к половому воспитанию детей дошкольного возраста, к используемой при этом терминологии, неоднозначно. Одни из них, в частности В.Е. Каган, О.К. Лосева и др., высказываются за половое воспитание, признавая важным сообщение ребёнку соответствующей информации в разумных пределах, хотя она и шокирует отдельных педагогов и родителей.

Другие, прежде всего Т.А. Репина считает целесообразным обсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение - сведения о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека. Свою позицию они объясняют тем, что данные представления побуждают у детей нездоровый интерес к теме, тогда как сам по себе дошкольный возраст - наиболее "спокойный" период в сексуальном развитии.

Против того, что "девочку надо воспитывать женственной, а мальчика - мужественным, прививая уважительное отношение к другому полу", - никто не возражает. Другое дело - как это претворяется в жизнь.

Чтобы педагоги имели возможность оказывать родителям квалифицированную помощь в полоролевом воспитании их детей, необходимо проводить в сотрудничестве с психологом и врачом систематическую работу. Необходимо также чётко определить цели, задачи и принципы работы с детьми и родителями.

 

Значение и сущность полоролевого воспитания

Специальные наблюдения за новорожденными показали, что девочки в среднем дольше спят, более чувствительны к соприкосновениям, боли, но уступают мальчикам в мышечном развитии и способности удерживать головку, будучи положенным на живот. Девочки обычно лучше реагируют на сладкое, и при подслащении молока у них активность сосания больше, чем у мальчиков. К трём месяцам выявляются и новые различия. В одном из экспериментов младенцы этого возраста за удержание взгляда на предмете поощрялись зрительными (показ белого круга на цветном фоне) и слуховыми (ласковый человеческий голос) действиями; девочки лучше умели удерживать взгляд при слуховом, а мальчики - при зрительном поощрении. Пол - первая категория, в которой ребёнок осмысляет себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя среди других людей и не называя себя "Я", ребёнок уже знает - мальчик он или девочка. На самых первых порах это сугубо номинативное (обозначающее) значение: ребёнок умеет назвать свой пол, но не более того. Почему это так, он объяснить не умеет. Маленький ребёнок воспринимает свой пол как нечто непостоянное, что может быть изменено. Шумный мальчик в 3 года затихает при обещании превратить его в девочку, но в 5 лет уже смеётся в ответ.

К 5-6 годам, как принято считать, ребёнок формирует половую идентичность уже не на номинативном уровне, а как единство переживаний и ролевого поведения. К этому времени он понимает, что пол - это навсегда и мальчик, когда вырастет, будет мужчиной, дядей, папой, а девочка - женщиной, тётей, мамой.

На пятом году 80% детей имеют устойчивые полоролевые представления. Они рассказывают о некоторых половых различиях: у девочек - платьица, юбочки, причёска, украшения, они будут мамами, а у мальчиков всего этого нет. У мальчиков появляются попытки соотнести с полом личностные интересы: "Пожарные - дяди, а девочки плачут, девочкой быть неинтересно… Шофёры - дяди и солдаты - дяди, хочу всё перепробовать… Мальчики могут всяко поступить, а девочки только в школу и больше никуда". Значительное место в объяснениях отводится игре: "Мальчики в мужиков играют" (ответ девочки), "Мальчик, потому что дома машины" (ответ мальчика).

 

2.Основные принципы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста:

1. Принцип перспективной инициативы: разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, половое воспитание направлено на подготовку ребёнка к будущему, а потому должно учитывать актуальные для него перспективы.

2. Принцип активности: не ждать возникновения проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их чтобы передавать детям соответствующее установки и сведения. (Этот принцип называют также принципом иммунизации против нежелательных влияний).

3. Принцип непрерывности (преемственности): половое воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа.

4. Принцип понятности, ясности и правдивости: не сводить работу к упрощённым аллегориям "из жизни растений"; правдивые сведения и желательные образцы должны соответствовать этапу формирования ребёнка, его мировосприятию; исключать ложь - всегда правда, и только правда, но не вся.

5. Принцип чистоты: сведения о полах и отношениях людей разного пола должны наполняться нравственным содержанием.

6. Принцип единого подхода родителей, педагогов и медицинских работников: общность взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста детей.

7. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер полового воспитания как части системы собственно воспитания, социализации и просвещения.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.