Здавалка
Главная | Обратная связь

Синтез архитектуры зданий и интерьера



В Японии же городское строительство и архитектура рассматривались как отдельные явления, т.е. город и его составные части не были чем-то целым. Согласованию уделялось внимание между самим зданием и его составными элементами интерьера. Всегда учитывалась возможность демонтировать, переместить и заново собрать все здание на новом месте. Это касалось как обычных домов, так и крупного размера храмов. Здание рассматривалось как единая утилитарная вещь, что-то подобное кораблю, что в результате сказалось на слиянии архитектуры и интерьера здания.

 

На древнеегипетских памятниках только фараоны и их жены изображены сидящими, аналогично, на многих средневековых фресках Христос восседает на троне. Таким образом, стул обозначает символ статуса.

 

В Японии не использовались стулья, сидели на поднятом над землей полу. Сам дворец символизировал правителя, а позже императора. Аналогично, приподнятый пол синтоистского святилища символизировал местопребывание божества, «ками». Все религиозные церемонии проводились на открытом пространстве вокруг храма. Каждое божество должно было иметь свое святилище. Например, три морских божества почитаются в синтоистском храме Сумиёси в г.Осака и, соответственно, там возведено три одинаковых святилища для каждого божества. Они располагаются друг за другом и напоминают три корабля в открытом море. Также и в храме Касуга в г.Нара для 4 своих «ками» сооружено 4 одинаковых, стоящих рядом, святилища.

Таким образом, само здание символизировало почитаемое божество, интерьер не имел практического значения. Однако, были и исключения, и одно из них - Главное Святилище Идзумо, построенное одновременно с храмами Исэ. Первоначально это было поистине грандиозное сооружение высотой 48 метров, причем организации внутреннего пространства было уделено особое внимание. Святилище было построено в т.н. стиле Тайся, самый ранний из сохранившихся до наших дней представителей этого стиля — относящийся к 16 веку синтоистский храм Камосу в г.Мацуэ. Святилище Камосу имеет очень высокий пол, расписанные красным и голубым потолки, изображающие облака, окрашенные в красный цвет внутренние столбы, перекладины и балки. В древности Идзумо боролось за власть с императорами Яма-то, отсюда проистекают те культурные отличия, выраженные в архитектуре Главного Святилища Идзумо.

 

Идея того, что само здание является символом почитаемого божества, была перенесена на буддистские храмы, заимствованные из Китая: в Кондо находится объект почитания, изображение Будды, а пагода является гробницей, вмещающей драгоценности, символизирующие «пепел» Будды.

 

В храме Хорюдзи павильон Кондо расположен справа, пятиярусная пагода — слева. Наполовину замкнутый проход вокруг них отгораживает священное пространство, в которое запрещается входить. Молящиеся располагались у Центральных Ворот перед храмом. Позднее, второй замкнутый проход «мокоси» был пристроен под карнизами Кондо и нижнего яруса пагоды для того, чтобы молящиеся могли быть ближе к Будде. Внутрь Кондо и пагоды вход запрещен, и можно приблизиться не далее этого «человеческого пространства».

Аналогично, вокруг каждого яруса трехъярусной Восточной Пагоды храма Якусидзи в г.Нара пристроен крытый «мокоси», отчего все сооружение с первого взгляда кажется шестиэтажным. На самом деле выше первого яруса внутри пагоды ничего нет, т.е. эти дополнительные «этажи» сделаны исключительно для внешнего вида с целью придать религиозному сооружению менее строгий облик, придать ему привлекательный, «гуманный» вид и большее очарование. Это полностью относится и к святилищу Исэ, где под широкими свесами крыши сооружен коридор с балюстрадой, окружающий все здание.

 

Однако, в дальнейшем во внутреннем пространстве храмов были выделены место для Будды (внутренний алтарь) и место для почитания (внешнее святилище).

В этом отношении особенно интересен павильон Лотоса (Хоккэдо) храма Тодайдзи. Здание с шатровой крышей было сооружено в 8 веке. В конце же 13 века, одновременно с реконструкцией павильона Большого Будды (Дайбуцудэн), к Хоккэдо было пристроено внешнее святилище для молящихся с шатрово-двускатной крышей, что придало всему сооружению необычный вид.

 

И все же, даже после включения «человеческого пространства» в структуру храмов подобного типа, ощутимо напоминали о себе времена, когда службы проводились во дворе. Так, в храме Киёмидзудэра на склонах горы Хигасияма в Киото специальный настил обозначает пространство внешней молельни. Поддерживают настил высокие колонны, скрепленные горизонтальными и вертикальными анкерными балками! Крытой кипарисовой корой большой крыше сочетанием выпуклых и вогнутых элементов придана волнообразная форма.

 

В отличие от буддистского, синтоистский храм имеет сооружение «хондэн», где обитает божество, и соединенное с ним помещение для молящихся, «хайдэн». Синтоистский храм Ицукусима построен на острове внутреннего Японского моря вблизи г.Хиросима. Во время отлива он как бы плывет по поверхности воды. Хорошо различимы «хондэн» и «синдэн», за ними — лодочный причал и далее очень красивые «тории». Вокруг располагаются сцена для представлений театра Но и другие сооружения, все вместе они соединены в одно целое проходом. «Хондэн» синтоистского храма Кибицу в г.Окаяма имеет внешнее святилище, внутреннее святилище и алтарь, которые сооружены на земляных насыпях на разном уровне в виде террас. Идея такого пространственного деления идет от синтоистских храмов, родственно связанных со святилищем Идзумо.

Еще лучше особенности японской архитектуры проявились в жилых постройках. Императору по статусу полагалось находиться во дворце с приподнятым над землей полом (как бы на троне, укрытом сверху крышей). С течением времени вокруг императора возник класс аристократии, что вызвало появление соответствующего стиля архитектуры. Он известен как «синдэн-дзукури»: к основному пространству (ядру) помещения примыкают спереди и сзади, либо по всему периметру крытые дополнительные пространства. Здесь во время официальных церемоний и в других случаях, сидя на полу, размещались придворные. Единственный дошедший до нашего времени образец этого типа построек — Киото Госё (императорский дворец), реконструированный в 17 веке.

 

Граница между основным помещением и крытой дополнительной пристройкой видна по уступу на крыше из кипарисовой коры, подтверждающей резкое разделение на «пространство императора» и «пространство придворных». В «синдэн» (буквально: «спальный зал») придворные могли также жить, в этом случае наивысший чин находился в основном помещении, а все остальные ниже чином располагались в крытых пристройках. Этих людей звали «тэндзё-бито» (люди, живущие на приподнятом полу) в отличие от простолюдинов, которых называли «дзигэбито» (люди, живущие на земле).

Временные ширмы и занавески были заменены на раздвижные деревянные двери и «фусума» (деревянные рамы, затянутые полупрозрачной бумагой) для разграничения отдельных комнат.

И по сей день во многих японских домах «фусума» используют для разделения внутреннего пространства: когда требуется увеличить размер помещения — убирают «фусума», точно так же, как в прежние времена применяли переносные ширмы. Раздвижные двери определяли внешнюю границу помещения. Такие двери, ставшие привычным элементом современных зданий, в действительности являются японским изобретением. Для соединения опор с дверьми круглые столбы были заменены на квадратные. Возможность деления помещения на несколько комнат сказалась и в конструкциях потолков. В главной комнате делали ниши с рядами полок, которые могли быть украшены курильницами и цветочными аранжировками. Такой стиль интерьера известен как «сёин».

 

Детали интерьера по своему размеру делаются с учетом «человеческого тела». Поэтому размеры «татами», укладываемых на полу, а также раздвижных ширм в помещении должны соответствовать этому «масштабу». Отсюда возникает особая система измерений, называемая «кивари». Она основывалась на расстоянии между центрами опор здания и на толщине самих опор. Размеры всей постройки, за исключением искривленной части крыши, рассчитывались пропорционально толщине опор.

 

В результате применения такого метода расчета размеры «татами» могли несколько меняться в зависимости от размера комнаты; в стиле «сёин» размер «татами» согласован с площадью помещения. Но с развитием массового производства и централизованного распределения возникла потребность в использовании готовых стандартных «татами». В итоге был разработан метод «татами-вари». Он включает систему измерений, базирующуюся на расстоянии между внешними краями двух соседних опор.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.