Здавалка
Главная | Обратная связь

Формирующая программа эксперимента.

Цель программы: повысить уровень педагогической культуры молодых родителей старших дошкольников - это комплекс педагогических мер направленных на поддержку и помощь семье в обеспечении полноценного развития личности ребенка в предшкольный период.

 

Этапы сопровождения:

1. Диагностический этап, цель которого наладить контакт с родителями и выявить их психолого-педагогические потребности в воспитании и обучении дошкольников, а также определить группы родителей по информационным потребностям.

2. Подготовительный этап направлен на создание программы педагогических действий и определение основных форм и методов совместной работы педагогов, родителей и детей. На этом этапе важно определить тематику встреч и мероприятий с родителями, которые обязательно включают в себя выявленные проблемы в ходе диагностики.

3. Информационный этап. Родителей информируют о возможностях участия в данной программе. Среди родителей распространяется информация о реализации программы повышения педагогической культуры родителей, раздаются приглашения на участие в родительских собраниях, лекциях, практических занятиях и пр.

4. Основной этап направлен на реализацию программы педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей.

5. Аналитический этап. Последний этап подразумевает повторную диагностику родителей и анализ результатов по окончании реализации педагогической программы. Также проводится заключительное занятие для обобщения полученных знаний.

Показателями педагогической культуры родителей являются: общий уровень образования, наличие психолого-педагогических знаний о воспитании ребенка, методы, используемые родителями, при наказании и поощрении ребенка, родительское отношение к ребенку. Также на данном этапе, мы произвели замер уровня готовности ребенка к школе.

В констатирующем эксперименте участвовали 75 родителей в возрасте до 30 лет и их дети, посещающие МБДОУ №7 г. Лысково.

Участники диагностики воспитанники старшей группы, возраст 5,5-6,5 лет.

1 этап - диагностика с родителями. На родительском собрании, нами, совместно с воспитателем и психологом, было предложено родителям заполнить три опросника:

1. Анкета «Педагогическая культура родителей» О.Л. Зверева.

2. Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО), А.Я. Варга и В.В. Столин.

3. Анкета «Характеристика семьи ребенка».

То есть, в результате проведения Анкеты "Характеристика семьи ребенка" мы выяснили, что преобладает средний уровень образованности родителей и достаточно высокая потребность в квалифицированной помощи в предшкольной подготовки детей. Одним из показателей уровня педагогического потенциала родителей является родительское отношение. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка его поступков. В связи с этим мы выбрали тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным .

Проведя анализ данного опросника, мы выяснили, что о высоком уровне педагогической культуры родителей, может говорить высокий показатель по таким шкалам как кооперация и принятие, низкий показатель по шкале симбиоз, отвержение и гиперсоциализация.

Данный опросник заполнили 75 родителям тех же детей, у которых мы выявляли уровень адаптированности к школьной среде.

Результаты проведенного опросника:

- высокие показатели (80-100%) по шкале отвержение, которая отражает эмоциональное отношение к ребенку, а высокие показатели свидетельствуют об отношении к ребенку как к неудачливому и неприспособленному, выявлены у 30,6% родителей, средний бал по данной шкале был получен у 50,6% родителей;

- шкала социальной желательности (кооперация), отражает заинтересованность родителей в делах ребенка, высокая оценка интеллектуальных и творческих способностей, чувство гордости и уважения к собственному чаду. Высокие показатели по этой шкале были выявлены только у 13,3% родителей (они набрали 80,33%), средний уровень (31,19 и 48,82%) был выявлен у 53,3% детей. Низкий уровень у 33,3% родителей;

- шкала «симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении родителей и ребенка. Высокие показатели получили 30,6% от всех опрошенных родителей - это может говорить о высокой тревожности родителей за ребенка, ограничение его автономности и потребности в самостоятельных действиях;

- шкала гиперсоциализации - показывает форму и направление контроля за поведением ребенка. Высокие показатели по данной шкале есть у 30,6% родителей - это свидетельствует об их авторитарном стиле воспитания, постоянном контроле и большой требовательности к ребенку;

- по шкале инфантилизация, которая свидетельствует о стремлении родителей к приписыванию несостоятельности ребенку, оградить его от трудностей и контролировать его действия, высокие показатели были получены у 25,3% опрошенных родителей.

В конце диагностического этапа нашей работы, родителям предложили заполнить анкету О. Л. Зверевой. Данная анкета состоит из четырех вопросов и выявляет предпочитаемые родителями методы воспитания детей, а также источники получения педагогических знаний. Вопросы, которые входят в это анкетирование:

1) На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?

2)С какими трудностями в воспитании сталкиваются родители?

3) Что чаще всего родители используют при поощрении?

4)Какие виды наказания родители считают наиболее действенными?

По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что уровень психолого-педагогической просвещенности родителей низкий. Родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями. Исходя из результатов диагностического этапа опытно-экспериментальной работы, нами была разработана программа по повышению педагогической культуры молодых родителей, определены основные формы и методы совместной работы педагогов, родителей и детей.

Цель работы на данном этапе - разработать программу педагогических действий, включающую в себя формы и методы направленные на решение выявленных в ходе констатирующего эксперимента затруднений родителей и повышение их педагогической культуры.

Задачи для решения поставленной цели:

- повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе;

- развитие у родителей и детей навыков рефлексии;

- обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.);

- развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.

Методы работы:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции.

2. Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», детско-родительские мероприятия, тренинги.

Основные способы общения родителей и педагогов:

1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами.

2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.

3. Использование регулярной почты.

4. Создание родительского комитета.

5. Проведение неформальных встреч родителей, детей и специалистов ДОУ (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.).

6. Уважительное общение с родителями.

В программе задействованы следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, воспитатель

Занятия проводятся в двух параллельных группах - с родителями и детьми. Выбор тем для встреч с родителями определяется компонентами психологической готовности к школе.

В процессе работы с будущими первоклассниками осуществляется диагностика уровня развития комплексной психологической готовности. На занятиях с родителями ведущие информируют их о психологической готовности детей к школе, знакомят с результатами обследования детей, дают конкретные рекомендации.

Широко используются игровые приемы, психогимнастика, способы невербального взаимодействия, элементы телесно ориентированной терапии.

Программа ориентирована на активное усвоение детьми и родителями нового опыта и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей.

Продолжительность занятий - 60-80 минут. Периодичность встреч - один раз в две недели.

Занятие состоит из нескольких частей: «приветствие», «разминка», «основная часть», «обратная связь», «ритуал прощания». Занятие с родителями тематически связано с предыдущим занятием с детьми. Цель «приветствия» и «разминки» - сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В «основной части» ведущий продвигает группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. В заключительной части участники группы делятся своими впечатлениями, прощаются.

Ожидаемые результаты:

1. Отработка новых способов и приемов поведения.

2. Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.

3. Отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком.

4. Расширение сферы психологических знаний о развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Для эффективной реализации программы мы провели информационный этап. Целью данной деятельности было информирование родителей о возможности участия в данной программе. Среди взрослых откликнулись 32 человека - это родители 29 детей старшей группы Детского сада №7. Для всех родителей было организованно родительской собрание, на котором распространялась информация о реализации программы, раздавались приглашения и разрабатывался план совместных встреч.

На основном этапе нашей работы реализовывалась программа педагогического сопровождения повышения педагогической культуры: проводились занятия, консультации. Занятия с родителями проводились с октября 2014г. по февраль 2015г., в это же время был реализован план работы с детьми. Совместные детско-родительские мероприятия проводились с января по апрель 2015г. в д/с №7.

На заключительном этапе нашей работы, была проведена повторная диагностика уровня педагогической культуры родителей, а также родители письменно ответили на вопросы касающиеся эффективности проведенной нами программы.

Анкета «Как Вы относитесь к нашим занятиям?»(%) Опросили 106 родителей.

Можно сделать вывод о том, что большинство родителей довольны организацией и содержанием проводимых занятий. После реализации программы 20 родителей стремятся получить знания из специализированной литературы, остальные родители отметили, что появилась потребность общения со специалистами, улучшились взаимодействия с ребенком.

 


[1] Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент: Пособие для учителей, воспитателей, студентов … Вузов [Текст] / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. — Мн., 2010. — 399с.

[2] Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И. Холостова. - М.: «Дашков и К°», 2011г. с.130.

[3] Аналитический вестник № 20 (176) Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. – М., 2002, с. 123.

 

 

[4] Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И. Холостова. - М.: «Дашков и К°», 2011г. с.188.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.