Формирующая программа эксперимента.
Цель программы: повысить уровень педагогической культуры молодых родителей старших дошкольников - это комплекс педагогических мер направленных на поддержку и помощь семье в обеспечении полноценного развития личности ребенка в предшкольный период.
Этапы сопровождения: 1. Диагностический этап, цель которого наладить контакт с родителями и выявить их психолого-педагогические потребности в воспитании и обучении дошкольников, а также определить группы родителей по информационным потребностям. 2. Подготовительный этап направлен на создание программы педагогических действий и определение основных форм и методов совместной работы педагогов, родителей и детей. На этом этапе важно определить тематику встреч и мероприятий с родителями, которые обязательно включают в себя выявленные проблемы в ходе диагностики. 3. Информационный этап. Родителей информируют о возможностях участия в данной программе. Среди родителей распространяется информация о реализации программы повышения педагогической культуры родителей, раздаются приглашения на участие в родительских собраниях, лекциях, практических занятиях и пр. 4. Основной этап направлен на реализацию программы педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей. 5. Аналитический этап. Последний этап подразумевает повторную диагностику родителей и анализ результатов по окончании реализации педагогической программы. Также проводится заключительное занятие для обобщения полученных знаний. Показателями педагогической культуры родителей являются: общий уровень образования, наличие психолого-педагогических знаний о воспитании ребенка, методы, используемые родителями, при наказании и поощрении ребенка, родительское отношение к ребенку. Также на данном этапе, мы произвели замер уровня готовности ребенка к школе. В констатирующем эксперименте участвовали 75 родителей в возрасте до 30 лет и их дети, посещающие МБДОУ №7 г. Лысково. Участники диагностики воспитанники старшей группы, возраст 5,5-6,5 лет. 1 этап - диагностика с родителями. На родительском собрании, нами, совместно с воспитателем и психологом, было предложено родителям заполнить три опросника: 1. Анкета «Педагогическая культура родителей» О.Л. Зверева. 2. Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО), А.Я. Варга и В.В. Столин. 3. Анкета «Характеристика семьи ребенка». То есть, в результате проведения Анкеты "Характеристика семьи ребенка" мы выяснили, что преобладает средний уровень образованности родителей и достаточно высокая потребность в квалифицированной помощи в предшкольной подготовки детей. Одним из показателей уровня педагогического потенциала родителей является родительское отношение. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка его поступков. В связи с этим мы выбрали тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным . Проведя анализ данного опросника, мы выяснили, что о высоком уровне педагогической культуры родителей, может говорить высокий показатель по таким шкалам как кооперация и принятие, низкий показатель по шкале симбиоз, отвержение и гиперсоциализация. Данный опросник заполнили 75 родителям тех же детей, у которых мы выявляли уровень адаптированности к школьной среде. Результаты проведенного опросника: - высокие показатели (80-100%) по шкале отвержение, которая отражает эмоциональное отношение к ребенку, а высокие показатели свидетельствуют об отношении к ребенку как к неудачливому и неприспособленному, выявлены у 30,6% родителей, средний бал по данной шкале был получен у 50,6% родителей; - шкала социальной желательности (кооперация), отражает заинтересованность родителей в делах ребенка, высокая оценка интеллектуальных и творческих способностей, чувство гордости и уважения к собственному чаду. Высокие показатели по этой шкале были выявлены только у 13,3% родителей (они набрали 80,33%), средний уровень (31,19 и 48,82%) был выявлен у 53,3% детей. Низкий уровень у 33,3% родителей; - шкала «симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении родителей и ребенка. Высокие показатели получили 30,6% от всех опрошенных родителей - это может говорить о высокой тревожности родителей за ребенка, ограничение его автономности и потребности в самостоятельных действиях; - шкала гиперсоциализации - показывает форму и направление контроля за поведением ребенка. Высокие показатели по данной шкале есть у 30,6% родителей - это свидетельствует об их авторитарном стиле воспитания, постоянном контроле и большой требовательности к ребенку; - по шкале инфантилизация, которая свидетельствует о стремлении родителей к приписыванию несостоятельности ребенку, оградить его от трудностей и контролировать его действия, высокие показатели были получены у 25,3% опрошенных родителей. В конце диагностического этапа нашей работы, родителям предложили заполнить анкету О. Л. Зверевой. Данная анкета состоит из четырех вопросов и выявляет предпочитаемые родителями методы воспитания детей, а также источники получения педагогических знаний. Вопросы, которые входят в это анкетирование: 1) На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка? 2)С какими трудностями в воспитании сталкиваются родители? 3) Что чаще всего родители используют при поощрении? 4)Какие виды наказания родители считают наиболее действенными? По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что уровень психолого-педагогической просвещенности родителей низкий. Родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями. Исходя из результатов диагностического этапа опытно-экспериментальной работы, нами была разработана программа по повышению педагогической культуры молодых родителей, определены основные формы и методы совместной работы педагогов, родителей и детей. Цель работы на данном этапе - разработать программу педагогических действий, включающую в себя формы и методы направленные на решение выявленных в ходе констатирующего эксперимента затруднений родителей и повышение их педагогической культуры. Задачи для решения поставленной цели: - повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе; - развитие у родителей и детей навыков рефлексии; - обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.); - развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества. Методы работы: 1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции. 2. Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», детско-родительские мероприятия, тренинги. Основные способы общения родителей и педагогов: 1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами. 2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию. 3. Использование регулярной почты. 4. Создание родительского комитета. 5. Проведение неформальных встреч родителей, детей и специалистов ДОУ (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.). 6. Уважительное общение с родителями. В программе задействованы следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, воспитатель Занятия проводятся в двух параллельных группах - с родителями и детьми. Выбор тем для встреч с родителями определяется компонентами психологической готовности к школе. В процессе работы с будущими первоклассниками осуществляется диагностика уровня развития комплексной психологической готовности. На занятиях с родителями ведущие информируют их о психологической готовности детей к школе, знакомят с результатами обследования детей, дают конкретные рекомендации. Широко используются игровые приемы, психогимнастика, способы невербального взаимодействия, элементы телесно ориентированной терапии. Программа ориентирована на активное усвоение детьми и родителями нового опыта и его использование в реальных жизненных обстоятельствах, ведущее в дальнейшем к самораскрытию их собственных потенциальных возможностей. Продолжительность занятий - 60-80 минут. Периодичность встреч - один раз в две недели. Занятие состоит из нескольких частей: «приветствие», «разминка», «основная часть», «обратная связь», «ритуал прощания». Занятие с родителями тематически связано с предыдущим занятием с детьми. Цель «приветствия» и «разминки» - сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В «основной части» ведущий продвигает группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. В заключительной части участники группы делятся своими впечатлениями, прощаются. Ожидаемые результаты: 1. Отработка новых способов и приемов поведения. 2. Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения. 3. Отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком. 4. Расширение сферы психологических знаний о развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для эффективной реализации программы мы провели информационный этап. Целью данной деятельности было информирование родителей о возможности участия в данной программе. Среди взрослых откликнулись 32 человека - это родители 29 детей старшей группы Детского сада №7. Для всех родителей было организованно родительской собрание, на котором распространялась информация о реализации программы, раздавались приглашения и разрабатывался план совместных встреч. На основном этапе нашей работы реализовывалась программа педагогического сопровождения повышения педагогической культуры: проводились занятия, консультации. Занятия с родителями проводились с октября 2014г. по февраль 2015г., в это же время был реализован план работы с детьми. Совместные детско-родительские мероприятия проводились с января по апрель 2015г. в д/с №7. На заключительном этапе нашей работы, была проведена повторная диагностика уровня педагогической культуры родителей, а также родители письменно ответили на вопросы касающиеся эффективности проведенной нами программы. Анкета «Как Вы относитесь к нашим занятиям?»(%) Опросили 106 родителей. Можно сделать вывод о том, что большинство родителей довольны организацией и содержанием проводимых занятий. После реализации программы 20 родителей стремятся получить знания из специализированной литературы, остальные родители отметили, что появилась потребность общения со специалистами, улучшились взаимодействия с ребенком.
[1] Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент: Пособие для учителей, воспитателей, студентов … Вузов [Текст] / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. — Мн., 2010. — 399с. [2] Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И. Холостова. - М.: «Дашков и К°», 2011г. с.130. [3] Аналитический вестник № 20 (176) Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. – М., 2002, с. 123.
[4] Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы / Е.И. Холостова. - М.: «Дашков и К°», 2011г. с.188. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|