Здавалка
Главная | Обратная связь

Примерный образец перечня терминов для опроса



Абсолютизм – мировоззренческий принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества.

Автономная этика – тип этической теории, которая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит гетерономной этике, объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала.

Авторитаризм – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. А. в большей мере характерен для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и основанием морали объявляется воля бога.

Аксиология – этико-философское учение о моральных ценностях.

Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья.

Аскетизм – моральный принцип, предполагающий подавление чувственных потребностей, отказ от мирских благ и наслаждений ради каких-либо духовных целей.

Волюнтаризм – мировоззренческий принцип, основанный на приоритетности воли, противопоставляемой любым видам внешней детерминации человеческой жизнедеятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. В этике обозначает позицию крайнего индивидуализма.

Гедонизм – широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели – к получению наслаждения и избеганию страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. противоположен аскетизму.

Гуманизм - 1) человеколюбие как моральный принцип; 2) этико-философское направление.

Деонтология – раздел этического знания, в котором рассматриваются проблемы должного, анализируются императивные характеристики морали, а в качестве центральной категории выступает понятие «долг».

Императивность – понятие, фиксирующее повелительный, предписательный характер нравственных ценностей.

Интериоризация – глубокое внутреннее усвоение субъектом каких-либо внешних явлений и воздействий. В этике это понятие применяется, как правило, для обозначения процесса “присвоения” человеком нравственных ценностей, перевода их в личностно значимые, собственные ценностные ориентации.

Интуитивизм - направление в этике, которое утверждает самоочевидность моральных истин, непостижимость их с помощью разума и научного анализа.

Иррационализм – методологический принцип изучения морали, отрицающий ведущую роль разума в ее исследовании и отдающий предпочтение внерациональным формам ее постижения.

Квиетизм – моральный принцип, сформулированный в XVII-XVIII вв. как еретическое учение в рамках католицизма; требовал пассивно-созерцательногоотношения к добру и злу как проявлениям воли бога, отказа от желаний, безразличия к страданиям, принятия любой судьбы.

Кинизм – школа античной этики, декларирующая пренебрежение к существующим социальным и моральным связям.

Конформизм – приспособленчество к стандартам и канонам поведения и сознания, отказ от самостоятельной нравственной позиции.

Легализм – понятие, часто использовавшееся в истории этики для обозначения такого поведения людей, которое лишь внешне согласуется с общепринятыми моральными требованиями, но не отвечает подлинному духу нравственности.

Менталитет (ментальность) определенный образ и тип мышления; склад ума и характер чувств.

Мизантропия - человеконенавистничество, нелюбовь к людям.

Натурализм – методологический принцип обоснования нравственности, сущность которого состоит в стремлении: 1) во-первых, объяснить нравственность не из общественных условий человеческого бытия, а из вечной, неизменной природы человека, 2) строить этические теории, опираясь на данные естественных наук.

Нигилизм – принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.

Нонконформизм – несогласие; противостояние устоявшимся нравам и порядкам.

Оптимизм – вера в лучшее будущее (противоположен пессимизму).

Пессимизм – негативное, упадочническое представление о мире

Позитивизм - философское течение, признающее подлинным, позитивным знание, дающееся в непосредственном опыте.

Прагматизм – направление в философии морали, опирающееся на два исходных принципа: 1) добро есть то, что отвечает какой-либо потребности; 2) каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно нового решения.

Релятивизм – методологический принцип истолкования природы нравственности, выражающийся в том, что моральным понятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условный характер.

Ригоризм – моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонномсоблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу.

Скептицизм (этический) – сомнение в достоверности моральных истин.

Софистика - 1) словесные ухищрения, преднамеренно вводящие в заблуждение; 2) древнегреческое философское учение.

Стоицизм – 1) стойкое перенесение жизненных испытаний; 2) античное философское учение

Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры.

Теология - учение о сущности и действии бога.

Толерантность - терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Утилитаризм – 1) натуралистическая этика, в основе которой лежит принцип полезности, провозглашающий единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей; 2) принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету.

Фатализм – применительно к морали имеет различный смысл. Чаще всего Ф. связан с проповедью смирения, непротивления судьбе; обрекает людей на пассивность и покорность, на отказ от борьбы за переустройство общества.

Цинизм – бесстыдство, пренебрежение к общепринятым нормам морали.

Эвдемонизм – натуралистическое учение, признающее наивысшей ценностью счастье.

Эгоизм – жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения. его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.

Эвтаназия – намеренное ускорение смерти безнадежно больного человека с целью прекращения его страданий.

Эсхатология – религиозное учение о «предначертанности» конца мира.

 

Вопросы к зачету по дисциплине

1. Понятие и предмет этики как науки.

2. Нравственные ценности: понятие и система.

3. Основные этические категории, их правовое воплощение.

4. Становление этико-философского мировоззрения в древнем мире.

5. Особенности этических воззрений в эпоху средневековья.

6. Этический кодекс рыцаря, самурая, буддийского монаха.

7. Этическая рефлексия нового времени. И. Бентам - появление деонтологии.

8. Этические искания русской философской мысли.

9. Основные направления и школы мировой этической мысли XIX-XX веков

10. Моральное долженствование и отражение в нем профессиональных особенностей правоохранительной деятельности.

11. Источники морального и служебного долженствования в деятельности юристов.

12. Сущность, функции и структура морали.

13. Уровни и основные элементы нравственного сознания.

14. Происхождение морали.

15. Основные исторические этапы развития морали.

16. Нравственный прогресс - вымысел или реальность?

17. Мораль и право как специфические виды социального регулирования.

18. Общее и особенное в морали и праве, их взаимодействие и взаимосвязь.

19. Понятие и предмет профессио­нальной этики юриста.

20. Методологические проблемы профессиональной этики юриста.

21.Специфика нравственных проблем юридической деятельности юриста.

22.Структура профессиональной этики юриста.

23.Проблема нравственного конфликта в профессиональной этике юриста

24. Виды международных норм, составляющих основу профессиональной этики юриста.

25. Конституционные основы защиты прав человека.

26. Соблюдение прав человека в процессуальной деятельности

27. Нравственные ценности, нравственные принципы общества, их преломление и использование в уголовном процессе.

28. Закрепление положение норм морали в принципах уголовного процесса.

29. Требования морали к личности и деятельности юриста, участвующего в уголовном процессе (следователя, прокурора).

30. Этический аспект взаимоотношений следователя и прокурора.

31. Нравственные проблемы взаимоотношений следователя с обвиняемым, потерпевшим и другими участниками уголовного процесса

32. Нравственная оценка судьи и его положения в государстве.

33. Нравственные основы судейского убеждения.

34. Нравственные основы взаимоотношений судей с обвинителем, защитником и другими участниками уголовного процесса.

35. Обоснованность и справедливость как нравственно­правовые характеристики приговора.

36. Нравственное содержание правоприменения.

37. Требования, предъявляемые к представителям юридической профессии и их деятельности.

38. Нравственные требования, предъявляемые к правоохранительной деятельности.

39. Нравственные требования, предъявляемые к адвокатской деятельности.

40. Нравственные требования, предъявляемые к нотариусам, юрисконсультам и их деятельности.

41. Понятие деловой культуры и делового этикета.

42. Значение культуры делового общения в деятельности юриста.

43. Культура речи юриста.

44. Культура юридического документа.

 

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.