Примерный образец перечня терминов для опроса
Абсолютизм – мировоззренческий принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. Автономная этика – тип этической теории, которая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит гетерономной этике, объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала. Авторитаризм – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. А. в большей мере характерен для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и основанием морали объявляется воля бога. Аксиология – этико-философское учение о моральных ценностях. Альтруизм – моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья. Аскетизм – моральный принцип, предполагающий подавление чувственных потребностей, отказ от мирских благ и наслаждений ради каких-либо духовных целей. Волюнтаризм – мировоззренческий принцип, основанный на приоритетности воли, противопоставляемой любым видам внешней детерминации человеческой жизнедеятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. В этике обозначает позицию крайнего индивидуализма. Гедонизм – широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели – к получению наслаждения и избеганию страдания. Эта цель рассматривается как основное движущее начало в человеке, заложенное в него природой. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. противоположен аскетизму. Гуманизм - 1) человеколюбие как моральный принцип; 2) этико-философское направление. Деонтология – раздел этического знания, в котором рассматриваются проблемы должного, анализируются императивные характеристики морали, а в качестве центральной категории выступает понятие «долг». Императивность – понятие, фиксирующее повелительный, предписательный характер нравственных ценностей. Интериоризация – глубокое внутреннее усвоение субъектом каких-либо внешних явлений и воздействий. В этике это понятие применяется, как правило, для обозначения процесса “присвоения” человеком нравственных ценностей, перевода их в личностно значимые, собственные ценностные ориентации. Интуитивизм - направление в этике, которое утверждает самоочевидность моральных истин, непостижимость их с помощью разума и научного анализа. Иррационализм – методологический принцип изучения морали, отрицающий ведущую роль разума в ее исследовании и отдающий предпочтение внерациональным формам ее постижения. Квиетизм – моральный принцип, сформулированный в XVII-XVIII вв. как еретическое учение в рамках католицизма; требовал пассивно-созерцательногоотношения к добру и злу как проявлениям воли бога, отказа от желаний, безразличия к страданиям, принятия любой судьбы. Кинизм – школа античной этики, декларирующая пренебрежение к существующим социальным и моральным связям. Конформизм – приспособленчество к стандартам и канонам поведения и сознания, отказ от самостоятельной нравственной позиции. Легализм – понятие, часто использовавшееся в истории этики для обозначения такого поведения людей, которое лишь внешне согласуется с общепринятыми моральными требованиями, но не отвечает подлинному духу нравственности. Менталитет (ментальность) определенный образ и тип мышления; склад ума и характер чувств. Мизантропия - человеконенавистничество, нелюбовь к людям. Натурализм – методологический принцип обоснования нравственности, сущность которого состоит в стремлении: 1) во-первых, объяснить нравственность не из общественных условий человеческого бытия, а из вечной, неизменной природы человека, 2) строить этические теории, опираясь на данные естественных наук. Нигилизм – принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов. Нонконформизм – несогласие; противостояние устоявшимся нравам и порядкам. Оптимизм – вера в лучшее будущее (противоположен пессимизму). Пессимизм – негативное, упадочническое представление о мире Позитивизм - философское течение, признающее подлинным, позитивным знание, дающееся в непосредственном опыте. Прагматизм – направление в философии морали, опирающееся на два исходных принципа: 1) добро есть то, что отвечает какой-либо потребности; 2) каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно нового решения. Релятивизм – методологический принцип истолкования природы нравственности, выражающийся в том, что моральным понятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условный характер. Ригоризм – моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонномсоблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу. Скептицизм (этический) – сомнение в достоверности моральных истин. Софистика - 1) словесные ухищрения, преднамеренно вводящие в заблуждение; 2) древнегреческое философское учение. Стоицизм – 1) стойкое перенесение жизненных испытаний; 2) античное философское учение Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры. Теология - учение о сущности и действии бога. Толерантность - терпимость к чужим мнениям и верованиям. Утилитаризм – 1) натуралистическая этика, в основе которой лежит принцип полезности, провозглашающий единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей; 2) принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету. Фатализм – применительно к морали имеет различный смысл. Чаще всего Ф. связан с проповедью смирения, непротивления судьбе; обрекает людей на пассивность и покорность, на отказ от борьбы за переустройство общества. Цинизм – бесстыдство, пренебрежение к общепринятым нормам морали. Эвдемонизм – натуралистическое учение, признающее наивысшей ценностью счастье. Эгоизм – жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения. его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма. Эвтаназия – намеренное ускорение смерти безнадежно больного человека с целью прекращения его страданий. Эсхатология – религиозное учение о «предначертанности» конца мира.
Вопросы к зачету по дисциплине 1. Понятие и предмет этики как науки. 2. Нравственные ценности: понятие и система. 3. Основные этические категории, их правовое воплощение. 4. Становление этико-философского мировоззрения в древнем мире. 5. Особенности этических воззрений в эпоху средневековья. 6. Этический кодекс рыцаря, самурая, буддийского монаха. 7. Этическая рефлексия нового времени. И. Бентам - появление деонтологии. 8. Этические искания русской философской мысли. 9. Основные направления и школы мировой этической мысли XIX-XX веков 10. Моральное долженствование и отражение в нем профессиональных особенностей правоохранительной деятельности. 11. Источники морального и служебного долженствования в деятельности юристов. 12. Сущность, функции и структура морали. 13. Уровни и основные элементы нравственного сознания. 14. Происхождение морали. 15. Основные исторические этапы развития морали. 16. Нравственный прогресс - вымысел или реальность? 17. Мораль и право как специфические виды социального регулирования. 18. Общее и особенное в морали и праве, их взаимодействие и взаимосвязь. 19. Понятие и предмет профессиональной этики юриста. 20. Методологические проблемы профессиональной этики юриста. 21.Специфика нравственных проблем юридической деятельности юриста. 22.Структура профессиональной этики юриста. 23.Проблема нравственного конфликта в профессиональной этике юриста 24. Виды международных норм, составляющих основу профессиональной этики юриста. 25. Конституционные основы защиты прав человека. 26. Соблюдение прав человека в процессуальной деятельности 27. Нравственные ценности, нравственные принципы общества, их преломление и использование в уголовном процессе. 28. Закрепление положение норм морали в принципах уголовного процесса. 29. Требования морали к личности и деятельности юриста, участвующего в уголовном процессе (следователя, прокурора). 30. Этический аспект взаимоотношений следователя и прокурора. 31. Нравственные проблемы взаимоотношений следователя с обвиняемым, потерпевшим и другими участниками уголовного процесса 32. Нравственная оценка судьи и его положения в государстве. 33. Нравственные основы судейского убеждения. 34. Нравственные основы взаимоотношений судей с обвинителем, защитником и другими участниками уголовного процесса. 35. Обоснованность и справедливость как нравственноправовые характеристики приговора. 36. Нравственное содержание правоприменения. 37. Требования, предъявляемые к представителям юридической профессии и их деятельности. 38. Нравственные требования, предъявляемые к правоохранительной деятельности. 39. Нравственные требования, предъявляемые к адвокатской деятельности. 40. Нравственные требования, предъявляемые к нотариусам, юрисконсультам и их деятельности. 41. Понятие деловой культуры и делового этикета. 42. Значение культуры делового общения в деятельности юриста. 43. Культура речи юриста. 44. Культура юридического документа.
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|