Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные течения в психоанализе. Эго-психология



Вопрос 8 начало

Не все можно было истолковать, исходя из теории влечений, необходимо ввести дополнительные объясняющие принципы. Если бессознательное не знает времени и не изучаемо, то благодаря чему происходит научение? Эго стало постулироваться не как слабый наездник (метафора Платона), Эго обладает первично врожденной автономностью, благодаря чему происходят изменения.

Сначала анализ считался достаточным для инсайта (психика сама может совершить синтез). Но оказалось, что синтез нужно подкреплять. Это привело к изменениям в психоаналитической технике – период расцвета Эго-психологии.

А. Фрейд – детский ПА: ребенок проявляет изобретательность, выпутываясь из тех конфликтов, в которых оказался.

Снач. Фрейд описал топографическую модель, где разделил три области – бессознательное, предсознание и сознание, между которыми существую границы, где стоят цензоры. Проницаемость границ строго регулируется. Б – принцип удовольствия, С- принцип реальности, а П – где-то между ними.

Появлению структурной модели во многом содействовало открытие роли идентификаций в построении образа Я (усложнение внутренней структуры Я.

«Эго и Ид! З.Фрейд (1923) – структурная модель.

Интерес переместился с содержания бессознательного на процесс, посредством которого это содержание удерживается вне осознания.

Ид – зд. первичный процесс мышления, оно дологично, невербально, преобладают символы, нет времени. Фантазии подчинены принципу удовольствия.

Эго – вторичный процесс мышления (это уже логика, вербализация и т.д.) Сознательный аспект Эго – это Я, часть наблюдающая. Бессознательный аспект Эго – это защитные процессы, часть переживаемая. Сила Эго – способность личности к восприятию реальности (даже когда она чрезвычайно неприятна). Зд. душевное здоровье связывается с эмоциональной гибкостью. Наблюдающая часть Эго образует терапевтический альянс с аналитиком и может наблюдать более глубинные переживания, все Эго.

Супер-Эго – подчиняется законам морали и формируется в течение эдипова периода, интериоризованные родительские требования и запреты.

Психопатология зд. – как состояние, когда защитные механизмы не работают, когда тревога ощущается несмотря на привычные средства борьбы с нею, когда поведение, маскирующее тревогу, является саморазрушительным.

Для психологического здоровья необходимо иметь не только зрелые защитные реакции, но также быть способным использовать разнообразные защитные процессы.

Отличие Эго-психологии от Ид-психологии:

- второчиные Эго-процессы, а именно: память, восприятие, моторная координация, будучи также врожденными, обладают тем не менее энергией, отличной от энергии Ид.

-существуют свободные от конфликта сферы Эго, цель и функции которой принципиально иные – адаптация к реальности и овладение окружением.

-стремление Эго к адаптации и овладению социальной реальностью является первичной (врожденной и инстинктивной) мотивацией развития личности.

-Хотя развитие контроля над влечениями (механизмов психологической защиты) продолжает считаться одной из первоочередных задач Эго, это не более чем одна из линий развития, одна из задач. Для индивидуального развития не менее важной становится реализация своего Я в эффективных и компетентных отношениях с реальностью, прогнозирование и контроль последней. Имея собственные энергии, свободные от либидозно-агрессивных инстинктов, Эго и его отношение с окружением признается основной движущей силой в развитии адаптивной и компетентной личности.

Развитие свободных от конфликта областей Эго в течение первых трех лет жизни так же важно, как и защита от неизбежных конфликтов оральных, анальных и фаллических импульсов. Стремление Эго к адаптации, компетенции и овладению продолжится и после первых пяти лет жизни. В результате последующие стадии жизни являются столь же критическими для развития личности и психопатологии.

Можно упомянуть Э.Эриксон – психологические проблемы как кризис идентичности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.