Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные течения в психоанализе. Теория объектных отношений



Начало вопроса 8

Добавляются наблюдения за младенцами и их матерями, что является базой для гипотез, + психоанализ пациентов с тяжелыми расстройствами (пограничные и психотические).

Объектные отношения – скорее интрапсихические структуры, чем реальные межличностные отношения. Они во многом окрашены аффектами любви-ненависти, фантазийными образами, сопровождавшими ранние межличностные отношения и сильно эмоционально влияют на последующие межличностные взаимоотношения и отношения в настоящем.

Теория Фейербейрна.

Описывает стремление Эго достичь объект, где Эго могло бы получить поддержку. Придерживается аристотелевской традиции (в отличие от Фрейда – платоновская), определяет человеческую природу как стремящуюся к интеграции и взаимодействию.

Его взгляды опираются на Эйнштейна (энергии массы взаимосвязаны и переходят одна в другую).Ни физическое, ни психическое развитие невозможно в изоляции, индивиды зависят от отношений друг с другом.

Изначально структура Эго целостна, хотя и не дифференцирована. Оно стремится к отношениям с целостными объектами, которые представляются ребенку недифференцированными. Сталкиваясь с неудовлетворенностью, ребенок инкорпорирует объект, чтобы справиться с фрустрацией. Но объект был не идеальным, поскольку ребенок испытывал от него фрустрацию и тогда центральное Эго отщепляет те аспекты Эго, которые кажутся непереносимыми и болезненными. Вместе с отколотыми частями объекта откалываются и части Эго с аффективными отношениями, образуя констелляции Эго и объекта. Полная структура личности включает 6 частей, которые находятся в динамическом отношении, образуя структуру самости.

Вклад Фрейда в теорию объектных отношений: печаль и меланхолия.

При печали – обеднел и опустел мир, при меланхолии – Я. В случае меланхолии происходит как бы расщепление Эго: одна часть Эго адресует обвинения другой части Эго. (создается внутренний объект, который подвергается атаке). Потеря объекта оборачивается потерей Эго. Фрейд связывал это с нарциссизмом.

Мелани Кляйн.

Вводит понятие позиция (альтернативное понятию фаза) – для характеристики уровня психической организации, предполагает относительно устойчивую структуру и динамику объектных отношений, преобладающих защит, типов тревоги и ведущих аффективных состояний. В ходе психического развития ребенок занимает несколько таких базовых позиций:

1. параноидно-шизоидная (0-3мес)

2. депрессивная позиция (3-6мес)

В течение не только детства, но и всей жизни сохраняется принципиальная возможность перехода из одной позиции в другую. Эти флуктуации определяют степень патологии.

1- примитивная инфантильная организация, которая характеризуется дезинтегрированным расщепленным состоянием Я и первичных объектов, сопровождающееся ужасом надвигающейся фрагментации (распада) и аннигиляции (уничтожение). Когда этот страх спроецирован вовне – он выгляди как ужас/страх преследования. Основные механизмы защиты – расщепление, проективная идентификация, примитивные формы отрицания, идеализация, обесценивание.

Проективную идентификацию ввела Кляйн – фантазии выбрасываются во внешний мир, чтобы с ними справиться (могут выбрасываться и позитивные переживания). Первоначально она описывает это как базовый психический механизм.

Объекты в параноидно-шизоидной позиции переживаются как безличные, частичные, плохие и хорошие аспекты расщеплены. (Бион – проективная идентификация – это еще и форма коммуникации в диаде мать-младенец).

То, что испытывает ребенок, можно заставить испытать мать, если это не работает – человеку трудно реинтегрировать свои части и тогда это является основой для психозе. Расстройства этой позиции – риск паранояльных или шизоидных расстройств.

2-в депрессивной позиции Я и объекты воспринимаются более интегрировано, зд. Целые объекты, которые воспринимаются более реалистически и отношения с которыми становятся триадными. Объект может вступать в отношения с кем-то еще. Зд. Преобладает депрессивная тревога – комбинация беспокойства по поводу состояния объекта, страха смерти или невосполнимого повреждения объекта, чувство вины за вред, причиненный объекту (попытка возместить объекту нанесенный урон). Если мать устойчивая, то у ребенка страх деструктивности уменьшается, появляется доверие и желание сделать что-то хорошее для объекта. Защита для депрессивной тревоги – маниакальная реакция. Если это неэффективно, то происходит сдвиг на более раннюю позцию и человек может прибегнуть к более ранним защитным механизмам.

Шизоаффективный психоз – динамическое состояние, когда одна фаза сменяет другую.

Переработка депрессивной тревоги ведет к тому. Что ребенок интернализует хороший объект.

Томас Огден – вводит аутистическо-сенсорную позицию, которая предшествует параноидно-шизоидной позиции.

Концепция сепарации-индивидуации М.Малер.

Работы Маргарет Малер о фазах и подфазах процесса сепарации-индивидуации (задача, получающая свое разрешение примерно к трем годам) стали еще одним шагом в осмыслении структуры личности. Ее теорию относят обычно к теориям объектных отношений, но в ее внутренних предпосылках о фиксации чувствуется влияние фрейдовской модели развития. Подобно Эриксону, разделившему оральную фазу, Малер разделила две первые фазы Фрейда, оральную и анальную, и рассматривала развитие ребенка как движение от относительного неосознавания других (фаза первичного аутизма, длящаяся около шести недель) к симбиотической связанности (длящейся приблизительно следующие два года — причем, этот период также подразделяется на подфазы “вылупливания”, “практики”, “воссоединения” — “репрошман” — и “на пути к постоянству объекта”) и к относительной психологической отделенности (сепарации) и индивидуации.

Сепарация или разделение – процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию самого себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери. Индивидуация – усилия ребенка по построению собственной уникальной идентичности, восприятию своих индивидуальных характеристик, восприятию самого се бя как отличающегося от всех других людей.

1. Аутистическая фазат (3-4недели), не диффиренцирует Я и не-Я, другой безличен, необходим для снижения внутреннего напряжения.

2. Фаза нормального симбиоза (2-6мес) – это преобъектная фаза, целостный и конкретно-индивидуальный образ матери отсутствует, он соединен с разлитой чувственностью младенца и матери. Постпенно в число нужд младенца начинают включаться интерактивные элементы общения (улыбка, звук голоса и т.д.)

3. Фаза сепарации-индивидуации:

- 6-10мес.:подфаза дифференциации – способность к перцептивному различению и усложнению дистантной сенсорики

- 10-11 – 1,5года: подфаза практикования – открытия благодаря локомоторным движениям, активное освоение пространства.

-18мес-2,5года: подфаза сближения или воссоединения – добавляется овладение языком, речью, что расширяет возможности жизненного пространства. Постепенно включаются третьи лица.

- подфаза либидинальной константности объекта: образование внутреннего стабильного и позитивного образа самого себя и образа матери в их отдельности. Достигнута интеграция позитивных и негативных материнских интроектов, т.е. в значительной степени преодолено примитвное расщепление.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.