Основные цели и средства психоаналитической диагностики личностных расстройств
Понятие диагноз для многих имеет негативный смысл (ярлыки и пр.). Еще одна причина- - боязнь неправильного диагноза, но вначале речь идет лишь о диагностической гипотезе, которая дает возможность сфокусированной деятельности. Мак-Вильямс: 5 достоинств диагностики: 1. Планирование лечения – традиционное предназначение диагностики. Ценность хорошего диагноза очевидна в случаях, когда можно использовать общепринятый подход к лечению. Но есть мнение, что для проблем более сложной природы обычно никакого иного “предписания”, кроме длительной терапии предложено быть не может. Это точки зрения придерживаются многие ПА-ки (например, Эго-психология: ошибочные ярлыки могут быть вредны для установления эмпатии). Мак-Вильямс не согласна: хорошая диагностическая формулировка - помощь в выборе стиля общения, тона интерпретаций и фокуса первоначальных бесед. 2. Прогнозирование: оценка глубины и серьезности личностных проблем полезна как для терапевта, так и для пациента. В DSM нет никакой инфы о том, чего можно ожидать от терапии. Такой диагноз, основанный только на внешнем проявлении проблем, – бесплоден. Зд. сильная сторона ПА-го понимания структуры личности. 3. Защита интересов пациентов: добросовестная диагностика способствует этике взаимоотношений между пациентом и терапевтом (правило «правда лучше лжи» → пациент не вводится в заблуждение). + пациенты воодушевляются, когда терапевт видит глубину их проблемы. + Решается проблема выбора направления терапии: рассматриваются сильные и слабые стороны краткосрочной терапии для пациентов без денег или уместность ПА и пр. 4. Диагноз может помочь терапевту в эмпатии своему пациенту (эмпатия зд. – способность эмоционально воспринять душевное состояние клиента). В зависимости от диагноза терапевт показывает клиенту понимание глубины его чувств, страха, например. Зачастую попытки врача следовать стандартной процедуре вмешательства могут быть даже вредными (например, в случае пограничных пациентов, сообщающих на телефон доверия о желании суицида – такие пациенты звонят не тогда, когда хотят умереть, а когда испытывают депрессию заброшенности). 5. Диагноз может уменьшить вероятность отклонения пациентов от лечения. Некоторые пациенты боятся привязанности к терапевту, поэтому разрывают контакт (например, гипоманиакальные боятся быть зависимыми, т.к. имели в этом негативный опыт). Опытный терапевт примет меры по удержанию такого пациента в терапии. И вообще, правильно поставленный диагноз может облегчить терапию. + Диагноз может помочь сохранить самоуважение терапевта, т.е. избежать непредвиденных казусов в ходе терапии (например, суицида).
По Кернбергу, главная проблема – проблема дифференциального диагноза. Считает, что при постановке диагноза важен описательный подход (симптомы и поведение) и генетический (биологические родственники). Но важнее всего для точности диагноза – структурная диагностика. Основной метод диагностики зд. т.о. – структурное интервью. Необходимо концентрировать внимание на основных конфликтах пациента, чтобы создать необходимое напряжение, которое позволило бы проявиться основной защитной и структурной организации ПФ. Оценивается степень интеграции идентичности (интеграции Я и объект-репрезентаций), типы основных защит, способность к тестированию реальности. Цель диагностики: разграничить 3 основных типа личностной организации – невротическую, пограничную и психотическую. Основные используемые процедуры: прояснение, конфронтация и интерпретация. Отмечается, что по Кернбергу, чем меньше времени для проведения полного обследования и чем меньше опыт в проведении структурного интервью, тем больше показаний к тому, чтобы начинать со стандартного опроса (психиатрический осмотр и пр.) и наоборот, чем больше времени и опыта – тем больше показаний к началу со структурного интервью.
По Мак-Вильямс, сначала должна проводиться традиционная клиническая беседа, а потом, если понадобится, может применяться психологическое тестирование и структурное интервью. Клиническая беседа по Мак-Вильямс: демографические данные → текущие проблемы и их состояние → личная история (семья, где прошло детство и пр.)→ младенчество и детство → латентный период (сепарация, соц.проблемы) → адолесцентный период (возраст полового созревания, первый сексуальный опыт) → взрослая жизнь → текущие представления (ментальный статус). Т.о. нужно выяснить: главные текущие темы, области фиксаций и конфликтов, основные защиты, бессознательные фантазии, желания и страхи; центральные идентификации, контридентификации; неоплаканные потери; связанность собственного “Я” и самооценка.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|