Здавалка
Главная | Обратная связь

Модификации классической теории развития и концепции психических расстройств в эго-психологии (А. Фрейд) и в теории объектных отношений (Кляйн, Фэйбейрн, Винникот, Бион)



Представление о том, что основной функцией Эго является защита собственного “я” от тревоги, возникающей в результате мощных инстинктивных желаний (Ид), вызывающих беспокойство проявлений реальности (Эго), а также чувства вины и связанных с этим фантазий (супер-Эго), было наиболее элегантно развито Анной Фрейд (1936) в ее книге “Эго и механизмы защиты”. Психопатология зд. – как состояние, когда защитные механизмы не работают, когда тревога ощущается несмотря на привычные средства борьбы с нею, когда поведение, маскирующее тревогу, является саморазрушительным.

Мелани Кляйн.

Вводит понятие позиция (альтернативное понятию фаза) – для характеристики уровня психической организации, предполагает относительно устойчивую структуру и динамику объектных отношений, преобладающих защит, типов тревоги и ведущих аффективных состояний. В ходе психического развития ребенок занимает несколько таких базовых позиций:

1. параноидно-шизоидная (0-3мес)

2. депрессивная позиция (3-6мес)

В течение не только детства, но и всей жизни сохраняется принципиальная возможность перехода из одной позиции в другую. Эти флуктуации определяют степень патологии.

1- примитивная инфантильная организация, которая характеризуется дезинтегрированным расщепленным состоянием Я и первичных объектов, сопровождающееся ужасом надвигающейся фрагментации (распада) и аннигиляции (уничтожение). Когда этот страх спроецирован вовне – он выгляди как ужас/страх преследования. Основные механизмы защиты – расщепление, проективная идентификация, примитивные формы отрицания, идеализация, обесценивание.

Проективную идентификацию ввела Кляйн – фантазии выбрасываются во внешний мир, чтобы с ними справиться (могут выбрасываться и позитивные переживания). Первоначально она описывает это как базовый психический механизм.

Объекты в параноидно-шизоидной позиции переживаются как безличные, частичные, плохие и хорошие аспекты расщеплены. (Бион – проективная идентификация – это еще и форма коммуникации в диаде мать-младенец).

То, что испытывает ребенок, можно заставить испытать мать, если это не работает – человеку трудно реинтегрировать свои части и тогда это является основой для психозе. Расстройства этой позиции – риск паранояльных или шизоидных расстройств.

2-в депрессивной позиции Я и объекты воспринимаются более интегрировано, зд. Целые объекты, которые воспринимаются более реалистически и отношения с которыми становятся триадными. Объект может вступать в отношения с кем-то еще. Зд. Преобладает депрессивная тревога – комбинация беспокойства по поводу состояния объекта, страха смерти или невосполнимого повреждения объекта, чувство вины за вред, причиненный объекту (попытка возместить объекту нанесенный урон). Если мать устойчивая, то у ребенка страх деструктивности уменьшается, появляется доверие и желание сделать что-то хорошее для объекта. Защита для депрессивной тревоги – маниакальная реакция. Если это неэффективно, то происходит сдвиг на более раннюю позцию и человек может прибегнуть к более ранним защитным механизмам.

Шизоаффективный психоз – динамическое состояние, когда одна фаза сменяет другую.

Переработка депрессивной тревоги ведет к тому. Что ребенок интернализует хороший объект.

Теория Фейербейрна.

Описывает стремление Эго достичь объект, где Эго могло бы получить поддержку. Придерживается аристотелевской традиции (в отличие от Фрейда – платоновская), определяет человеческую природу как стремящуюся к интеграции и взаимодействию.

Его взгляды опираются на Эйнштейна (энергии массы взаимосвязаны и переходят одна в другую).Ни физическое, ни психическое развитие невозможно в изоляции, индивиды зависят от отношений друг с другом.

Изначально структура Эго целостна, хотя и не дифференцирована. Оно стремится к отношениям с целостными объектами, которые представляются ребенку недифференцированными. Сталкиваясь с неудовлетворенностью, ребенок инкорпорирует объект, чтобы справиться с фрустрацией. Но объект был не идеальным, поскольку ребенок испытывал от него фрустрацию и тогда центральное Эго отщепляет те аспекты Эго, которые кажутся непереносимыми и болезненными. Вместе с отколотыми частями объекта откалываются и части Эго с аффективными отношениями, образуя констелляции Эго и объекта. Полная структура личности включает 6 частей, которые находятся в динамическом отношении, образуя структуру самости.

В. Бион использует метафору «контейнирования», позволяющую представить, каким образом ребенок пытается справиться с неуправляемыми чувствами в процессе проективной идентификации. Неспособный в силу незрелости Эго контролировать собственные чувства, ребенок испытывает страх перед неуправляемыми чувствами и вкладывает его в мать, как в контейнер. Способность матери выполнять контейнирующую функцию имеет решающее значение для нормального развития ребенка. Способность матери принять проекцию зависит от ее психической уравновешенности.

Винникот – концепция холдинга. Описывает особого рода «немыслимое беспокойство», которое переживает младенец, охваченный неуправляемыми чувствами и лишенный Эго-поддержки со стороны матери. Достаточно хорошая мать способна вместить страх такой интенсивности и вернуть младенцу его переживания в переработанном виде как более подконтрольные.

Понятие «позиции» в теории объектных отношений. Представления о депрессивной, параноидно-шизоидной и аутистическо-сенсорной позициях. Соотнесение этих позиций с фазами психосексуального развития

 

Понятие «позиция» ввела М.Кляйн взамен понятию «фаза».

Позиция – уровень психологической организации, предполагающий относительно устойчивую структуру и динамику объектных отношений, ЗМ, аффективных состояний, типов тревоги.

Кляйн выделяет 2 позиции:

1. Параноидно-шизоидная п.(0-3 мес.). Определяется травмой рождения, потерей чувства безопасности, встречей с враждебным миром. Преобладает страх преследования, нападеия извне. Защита от непереносимых аффектов: ЗМ проекции, интроекции, расщепления, примитивной проективной идентификации, позже добавляются ЗМ идеализации и всемогущества. Объектные отношения характеризуются частичностью, объекты переживаются как безличные, частичные, +/- расщепленные (благодаря чему не создается конфликт амбивалентности, который пока ребенок вынести не может). Слабая дифференциация границ Я и не-Я.

2. Депрессивная п. (3-6 мес.). В этом периоде достигается относительная интеграция, воссоединение любви и деструкции по отношению к одному и тому же объекту. Тотальное расщепление сменяется еще нестойкой амбивалентностью, благодаря чему, в совокупности с развитием познавательных процессов, образ матери становится более целостным. Я и объект воспринимаются более интегрировано. Образ матери постепенно приобретает черты константности. Константность объекта закладывает основы будущего доверия и постоянства с объектом привязанности, а также самоидентичности. Объекты воспринимаются более реалистично, отношения с ними становятся триадными (ребенок допускает, что объект м. взаимод. с кем-то еще). Зд. преобладает депрессивная тревога – страх потери объекта, страх смерти, чувство вины за причинение вреда объекту. Появление чувства вины указывает на начало формирования СуперЭго в зависимости от интернализованного объекта (преследующий и карающий он или заботливый и поддерживающий – имеет значение в способности Я сохранять целостность, что важно для формирования/не формирования личностной патологии). Тревоги зд. направлены на контроль агрессии и восстановление либидных отношений с объектом. Если мать устойчивая – страх деструктивности ребенка уменьшается, появляется доверие и желание сделать что-л. хорошее для объекта. Если наоборот – происходит сдвиг на более раннюю позицию. Основные ЗМ: расщепление, проективная идентификация, отрицание, идеализация, обесценивание.

+ Страх потери матери как единственного объекта любви побуждает к поиску его заменителя, т.о. внимание обращается в сторону отца.

 

Огден развивал теорию М.Кляйн. Ввел аутистически-сенсорную п. = п. аутистического соприкосновения, прилегания, как наиболее раннюю форму организации психического опыта младенца (до параноидно-шизоидной). На этой п. ребенок пытается организовать и структурировать различный сенсорный опыт, особенно тактильные ощущения. По Огдену, тактильные ощущения – матрица самого раннего Я-опыта и сенсорная «подкладка» для репрезентация Я и Другого. Неудачи в установлении стабильного и надежного контакта → нарастание пре-символической тревоги и ужаса надвигающейся дезинтеграции собственной сенсорной поверхности и субъективного «ритма безопасности» (ощущение растворения, исчезновения).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.