Здавалка
Главная | Обратная связь

Современные психоаналитические концепции развития личности



 

Несмотря на все ревизии, в психоаналитической теории развития продолжают оставаться все те же три фазы инфантильной психологической организации: (1) оральная фаза по Фрейду (0-18 мес.); (2) анальная фаза (18 мес.-3 года); (3) Эдипова фаза по Фрейду (3-6 лет).

Многие теоретики обсуждали задачи, решаемые на этих фазах либо с уклоном в сторону драйвов и защит, либо в сторону развития Эго, либо в сторону образов собственного “я” и других аспектов, свойственных этим фазам. Некоторые — Даниэль Стерн (1985) — подвергали существующие теории развития серьезной критике, опираясь на современные данные о развитии детей. Тем не менее, клиническая уместность некоторых концепций психологических стадий, по всей видимости, гарантирует их выживание.

 

Основное нововведение Эго-психологии в концепцию развития Фрейда: стремление Эго приспособиться к внешнему миру и овладеть новыми способами взаимодействия с ним оказывает на развитие такое же, если не большее влияние, как стремление драйвов к разрядке и связанных с этим конфликтов. Т.о. признавалась жизненная необходимость для индивида приобретения навыков эффективности и компетентности. Отсюда: развитие идет как по пути совершенствования защитных ЗМ Эго, так и процессов другой природы, источник которых в десексуализированных ресурсах Эго. Т.о. основной движущей силой в развитии адаптивной и компетентной личности зд. явл. Эго, имеющее свои собственные энергии, свободные от либидозно-агрессивных инстинктов, и его отношение с окружением.

Т.к. Эго обладает собственными энергиями → не только разрешение конфликтов сексуальной или агрессивной природы определяет стадии зрелости. Развитие свободных от конфликта областей Эго в 1-3 года так же важно, как и защита от конфликтов оральных, анальных и фаллических импульсов. Стремление Эго к адаптации и компетенции продолжается и после 5 лет, что делает последующие стадии такими же критическими для развития патологии. По Эриксону, например (эпигенетическая т. самоидентичности), оральная стадия – критическая в образовании у младенца отношения базового доверия, а латентная – критическая в развитии практических навыков и способностей, создающих основу доверия к себе, исходя из чувства собственной эффективности в сфере соц.отношений и пр. Фрейд рассматривал латентную стадию, как тайм-аут, но очевидно, что неудача в развитии чувства самоэффективности в общении может привести в переживанию собственной неадекватности, стыда, унижения, что порождает симптомы депрессии, тревожности и пр. Т.о. важное дополнение Эго-психологии к терапии – это то, что они работают с проблемами как на ранних, так и на поздних стадиях развития, избегая обращения только лишь к бессознательным конфликтам фаллической стадии.

 

В психологии объектных отношенийподчеркивается важность взаимоотношений между Я и объектами как главного организующего принципа человеческой жизни, источника здорового или аномального развития.

М.Кляйн наиболее близка к позиции Фрейда. Описывает 2 позиции развития ребенка, в противовес фазам развития Фрейда: параноидно-шизоидную (0-3 мес.) и депрессивную (3-6 мес.). Базовый конфликт – вокруг оберегающее-любовных и разрушительно-ненавистных влечений.

М.Маллер: рассматривала отношения мать-дитя как динамическое единство противоположных стремлений (привязанности к матери и усилий ребенка по установлению границ Я - Другой). Это процесс сепарации-индивидуации. Сепарация – процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию самого себя, отделенную от матери. Индивидуация – усилия по построению собственной идентичности, восприятию самого себя. В оптимальном варианте отношения сепарации и индивидуации разворачиваются одновременно, но могут и расходиться. Отношения проходят несколько стадия:

1. Аутистическая фаза (0-4 нед.): младенец не осознает наличия внешнего мира и других людей, не дифференцирует Я и не-Я, но жизненно нуждается в Другом. Другой функционален (снижение внутр.напряжния), но безличен.

2. Фаза нормального симбиоза (2-6 мес.): Другой вначале неотделим, младенец еще не созрел для сепарирования. Постепенно в число нужд начинают включаться интерактивные элементы общения с матерью. Важно зд., чтобы обращения матери с телом младенца было конгруэнтно ее душевному отношению.

3. Фаза сепарации – индивидуации:

а) п/фаза дифференциации (6-10 мес.): способность к перцептивному различению, начинает выделять материнское лицо; открывает различие между миром, доступным протянутым рукам и недоступным;

б) п/фаза практикования (10 мес.-1.5 г.): открытия, благодаря развитию локомоторных движений, активное освоение пространства; «психологическое рождение» ребенка;

в) п/фаза сближения (воссоединения) (18 мес.-2.5 г.): к локомоторной свободе добавляется речь, что расширяет жизненное пространство; диадические отношения трансформируются; усиливается чувство уверенности в себе, появляется желание существовать отдельно, но остается потребность в сохранении поддержки с матерью.

г) образование стабильного и позитивного образа Я и матери в отдельности.

Х.Кохут: теория дефицита. Основные характеристики теории: 1) основная стадия развития – преэдипова; 2) основные взаимоотношения – диада; 3) цель психотерапии - новая структура Я; 4) фактор изменения – эмпатия; 5) «модус операнди» - эмпатия и возмещение раннего дефицита. Развитие зд. идет по 2 линиям:

1. Нарциссическое либидо (1-2 г.). 1ый объект – мать. Она – зеркало, поддерживающее нарциссизм ребенка. От нее зависит чувство целостности и пр. 1ая стадия – стадия грандиозного Я. Ранний нарциссический либидозный опыт присутствует в 2 видах: грандиозные Я-конфигурации и Я-образы, слитые с архаическими идеализированными объектами. Зд. формула: «Я совершенен, а ты оцениваешь мое совершенство».

2. Объектное либидо (2-4 г.). 2ой объект – нечто на границе Я и объекта. Зд. важен идеализированный родительский объект (имаго). Если не получается найти идеальный объект → трудности – «нарциссический шрам». Ребенок пытается найти Я-объекты снова и снова (и во взр.жизни). От того, какого объекта нет зависит тип расстройства.

Эти 2 линии им. независимые источники Е, независимые линии развития, отражают разные виды опыта. Развитие Я зависит от окружения.

Процесс здорового развития зд. – постепенное отпадение наиболее грубых нереалистичных Я-объектных образов с медленной интернализацией внешних взаимоотношений с Я-объектами в устойчивые психические структуры (превращающаяся интернализация). Этот процесс запускается естественными разочарованиями в себе и идеализируемых Я-объектах. Грандиозное Я становится здоровыми амбициями, а идеализируемое имаго – здоровыми идеалами. Если фрустрация, приводящая к разочарованию оптимальна, это приводит к росту. Если фрустрация разрушающая – происходит фрагментация личности. Средняя фрустрация ведет к задержке развития.

Кернберг. Нарциссизм – не просто фиксация на ранних стадиях и отклонения в развитии объектной любви, но характеризуется одновременным развитием форм самолюбви и патологич.форм объектной любви. Нарциссизм – фрустрация на раннем оральном этапе, когда ребенок должен интегрировать чувство ярости и злости. Если нет удачного объекта – ребенок скрывается за фасадом грандиозного Я.

Кернберг классифицирует нарциссизм: 1) нормальный инфантильный; 2) нормальный взрослый; 3) патологический: с нарциссическим выбором объекта при гомосексуальности и с выраженностью патологического грандиозного Я.

Грандиозное Я – сложная структура = реальное Я (черты, которыми чел реально обладает, но в целях защиты они преувеличены) + идеальное Я + идеальный объект (фантазия о любящей матери).

Часто в основе нарциссизма лежит особая семейная структура (родители с нарциссизмом → дети страдают от нарциссической любви).

Боулби: теория привязанности.Понять чел. поведение м., только рассмотрев его среду адаптации, основную среду, в которой оно формируется. Для ребенка важнее всего сформировать привязывающие модели поведения (жесты и сигналы: плач, улыбка, лепет и пр.), которые обеспечивают безопасность. Основной процесс привязанности подобен импритингу у животных: реакция следования за выбранным объектом. Фазы развития привязанности:

1. 0-3 мес.: неразборчивая реакция на людей; реагируют на людей одними и теми же базовыми способами. Поддерживает близость при пом. плача, улыбки, гуления, цепляния.

2. 3-6 мес.: фокусирование внимания на знакомых людях – отдают предпочтение 2-3 людям, одному в особенности. Наиболее сильная привязанность к тому человеку, который с наибольшей готовностью отвечает на их сигналы и участвует в наиболее приятных интеракциях с ними.

3. 6 мес. – 3 г.: интенсивная привязанность и активный поиск близости + появл. боязнь незнакомцев.По Боулби, система привязанности функционирует на различных уровнях возбуждения. Иногда ребенок испытывает сильную потребность быть рядом с матерью; в других случаях он не испытывает почти никакой потребности в этом. Поведенческая привязанность зависит также от других переменных, таких как внутреннее физическое состояние ребенка. К окончанию 1 года у ребенка появляется общая рабочая модель объекта привязанности.
4. 3 г. – окончание детства: партнерское поведение (до этого ребенок не принимает в расчет цели и планы опекуна).
Боулби мало высказывался о привязанностях в течение остальной жизни, но они продолжают играть очень важную роль. Подростки избавляются от родительского доминирования, но у них формируются привязанности к лицам, заменяющим родителей; взрослые считают себя независимыми, но ищут близости с любимыми в периоды кризиса; а пожилые люди обнаруживают, что они все больше зависят от более молодого поколения. В общем, Боулби утверждал, что страх одиночества - один из самых


сильных страхов в человеческой жизни. Потребность в тесных связях заложена в нашей природе.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.