НЕТ ВОСЬМИ ВОПРОСОВ. А В ЦЕЛОМ-ЭТО ЖОПА.
1. Нормы уголовно-процессуального права регулируют общественные отношения, складывающиеся между участниками уголовно-процессуальной деятельности в связи с возбуждением, расследованием и разрешением уголовных дел. Эти отношения осуществляются в рамках, установленных уголовно-процессуальным законом, который создает все необходимые юридические предпосылки для охраны прав и законных интересов граждан, государственных и общественных организаций, а также и для точного и неуклонного соблюдения законности в деятельности следователя, дознавателя органа дознания и суда. Важнейшей частью уголовно-процессуальной деятельности по выполнению предписаний закона, ее основой являются собирание, фиксация, проверка и оценка доказательств. В процессе этой деятельности выясняются факты реальной действительности - обстоятельства, подлежащие доказыванию, которые фиксируются в знаковой форме в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, в соответствующих процессуальных документах. Слово "документ" происходит от латинского слова, которое означает "поучительный пример, способ доказательства". Впервые слово "документ" в России появилось при Петре I. Этим словом называли деловые бумаги, которые имели правовое значение. В настоящее время под документами понимаются письменные акты, деловые бумаги, удостоверения, являющиеся доказательством или подтверждением какого-либо права, показания какой-либо личности. Между процессуальными актами-решениями и актами-протоколами, составляемыми по уголовному делу, имеется тесная связь, так как решения могут приниматься следователем, дознавателем, органом дознания и судом на основе доказательств, зафиксированных в установленном порядке в соответствующих протоколах следственных действий. Составление протокола обычно осуществляется в ходе следственного действия, которое иногда производится только на основании постановления следователя, дознавателя, органа дознания и суда (например, выемка, обыск и т.п.). Процессуальный акт (документ) - это средство, с помощью которого различными способами закрепляется на специальном материале информация о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности участников уголовного судопроизводства лиц при производстве по уголовному делу. В процессуальных актах (документах) необходимая информация может быть зафиксирована различными способами: рукописным, машинописным, типографским, а также с помощью чертежей, графических изображений, рисунков и т.п. Изготовление процессуальных актов с фиксацией в них необходимой для правильного разрешения уголовного дела информации называется документированием. В уголовном процессе документирование осуществляется с соблюдением установленных форм процессуальных документов. Под процессуальным актом понимают процессуальный документ, в котором закрепляется это процессуальное действие. Процессуальное действие и процессуальный документ имеют такое же соотношение, как сущность и явление, как содержание и форма. 2. Составной частью уголовно-процессуальной формы являются уголовно-процессуальные акты. УПК требует, чтобы все процессуальные действия и решения были закреплены путем составления соответствующих процессуальных документов. Без этого нет уголовного процесса, нет уголовных дел. Все процессуальные документы можно разделить на две группы: протоколы и решения. Протоколы удостоверяют факт производства, содержание и результаты следственных и судебных действий. Протоколы можно разделить на следующие виды: 1) протоколы следственных и судебных действий, которые удостоверяют обстоятельства, имеющие значение для дела. Они являются источниками доказательств; 2) протоколы процессуальных действий органов предварительного расследования по обеспечению прав участников процесса (например, протокол ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела); 3) протоколы, отражающие факт нарушения кем-либо из участников процесса своих обязанностей. Решения – это процессуальные документы, содержащие ответы на правовые вопросы, возникающие при производстве по делу, и реализующие властные предписания компетентных должностных лиц об определенных правовых действиях. Решения в отличие от протоколов являются актами применения норм права и характеризуются рядом признаков: а) выносятся только государственными органами или должностными лицами, осуществляющими уголовно-процессуальную деятельность в пределах их компетенции; б) выражают властные полномочия вынесшего их должностного лица и обеспечиваются принудительной силой государства; в) порождают, изменяют или прекращают уголовно-процессуальные правоотношения; г) принимаются в установленном законом порядке и выражаются в определенной, установленной законом форме. По своей форме решения, как правило, состоят из вводной, описательной и резолютивной частей. Содержание решения должно отражать цель, для которой оно принимается, фактические и юридические основания его принятия, мотивы. Можно выделить следующие группы решений: 1) постановления – единоличные (как правило) решения дознавателя, следователя, прокурора, судьи; 2) определения – коллегиальные решения, вынесенные судом первой инстанции и вышестоящими судебными инстанциями; 3) приговор – решение суда первой или апелляционной инстанции, вынесенное по вопросам о виновности или невиновности подсудимого и о назначении либо освобождении его от наказания; 4) вердикт – решение коллегии присяжных о виновности или невиновности подсудимого; 5) представление прокурора – акт его реагирования на судебное решение или решение следователя; 6) санкция прокурора – дача согласия дознавателю на производство некоторых процессуальных действий (например, на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения). 3. 1. Характеристика общих требований, предъявляемых к уголовно-процессуальным актам. 4. При подготовке любого процессуального документа необходимо строго соблюдать общепризнанное положение о том, чтобы содержание процессуального акта соответствовало морали и нравственности.Каждый процессуальный документ, его содержание должны соответствовать законам логики и психологии. Одним из принципов составления процессуальных актов является обеспечение законности процессуального документа. Законность процессуального акта предполагает точное соблюдение норм уголовно-процессуального права, регламентирующего форму и содержание соответствующего документа, полное соответствие нормам уголовного и гражданского права, применяемым при составлении данного акта. Документ должен быть законным как по содержанию, так и по форме. Кроме этого, каждый процессуальный акт должен быть обоснованным. Обоснованным процессуальный акт будет только тогда, когда выводы, содержащееся в процессуальном акте, подтверждены собранными по делу доказательствами, учитывают все данные о личности подозреваемого или обвиняемого, подсудимого при принятии решений или производстве следственных или судебных действий. Следователь, дознаватель, судья или должностное лицо органа дознания при составлении процессуальных документов должны всегда исходить из принципа равенства всех граждан перед законом и судом, учитывая их права и законные интересы. Большинство процессуальных актов должны быть еще и мотивированными. Мотивированность процессуального акта является выражением его законности и обоснованности. В мотивировочной части процессуального акта излагаются основания и мотивы принимаемого решения. Приведение доводов и аргументов, обосновывающих принимаемое следователем, дознавателем, судьей или должностным лицом органа дознания решение, повышает убедительность следственного или судебного документа и делает его процессуально безупречным. Наличие в процессуальном акте соответствующих мотивов дает возможность проверить правильность решения, принятого следователем, дознавателем, судьей или должностным лицом органа дознания. Процессуальный акт предварительного расследования будет законным, обоснованным и мотивированным только тогда, когда фиксируемое в нем процессуальное действие (решение) вызывалось необходимостью, производилось (принималось) при наличии условий, предусмотренных УПК, и убедительно аргументировано соответствующими доводами. В юридической литературе и практике выработаны научно обоснованные рекомендации по качественному и оптимальному составлению процессуальных актов. Так, например, твердо устоялась и нашла даже закрепление в законе типичная структура постановления: вводная, описательная и резолютивная части. Каждый процессуальный документ должен быть логичным. Логичность процессуального акта предполагает отсутствие внутренних противоречий между отдельным частями документа, между собранными по делу доказательствами и сделанными следователем выводами, между установленными обстоятельствами и решением, принятым по делу. Логичность процессуального акта повышает его убедительность и способствует более полной мотивированности. Важным качеством каждого процессуального документа является его определенность. Определенность процессуального акта означает ясность всего содержания документа, четкость изложения содержания текста, однозначность понимания всех суждений, высказываемых в документе, исключение двусмысленного толкования. Повышению определенности и четкости процессуального документа способствует и метод изложения фактических обстоятельств дела. Рекомендуется хронологический метод изложения, когда обстоятельства преступления описываются в той же последовательности, как они были установлены в процессе следствия. Процессуальный документ по своему содержанию должен быть достаточно полным. Полнота процессуального акта предполагает его законченность и исчерпывающую насыщенность документа всеми необходимыми реквизитами, предусмотренными в законе. Однако недопустимы в процессуальных документах излишнее многословие и длинноты. Краткость, четкость и полнота процессуального акта повышают его убедительность. При составлении каждого процессуального акта не следует забывать о его воспитательном воздействии на лиц, участвующих по делу, о том, что законный и обоснованный процессуальный акт является действенным средством выполнения задач по предупреждению преступлений. 5. 6. Под поводом к возбуждению уголовного дела следует понимать получение дознавателем, органом дознания, следователем или руководителем следственного органа из указанных в ч. 1 ст. 140 УПК источников сведений о готовящемся или совершенном преступлении. Повод к возбуждению уголовного дела является юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение уголовно-процессуальных отношений. С его появлением у указанных органов возникает юридическая обязанность принять заявление (сообщение) о совершенном или готовящемся преступлении, проверить его и вынести соответствующее решение, уведомив о нем заявителя. Однако не каждое заявление (сообщение) о преступлении, полученное дознавателем, органом дознания, следователем или прокурором, является поводом к возбуждению уголовного дела, т. к. не все эти заявления (сообщения) влекут правовую обязанность по их рассмотрению и разрешению. Для возникновения такой обязанности необходимо, чтобы сведения о преступлении были получены из перечисленных в ч. 1 ст. 140 УПК источников: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; 5) поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Заявление о преступлении – самый распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Правом обратиться с заявлением о совершенном или готовящемся преступлении пользуется любой гражданин, а не только тот, который пострадал от этого преступления. Согласно ст. 141 УПК, заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде. Анонимные заявления о преступлении не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Если же телефонный звонок был анонимным, поводом к возбуждению уголовного дела в случае принятия такого решения будет указанное в п. 3 ст. 140 УПК сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Итак, как уже было сказано заявление о преступлении может быть письменным и устным. Поэтому письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заявление о преступлении заносится в протокол. Протокол устного заявления состоит из вводной, описательной и заключительной частей. Во вводной части протокола указываются: 1) наименование процессуального документа; 2) место и время принятия устного заявления; 3) должность, звание или классный чин, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление, со ссылкой на ст. 141 УПК; 4) данные о заявителе; 5) сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя; 6) предупреждение об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК, удостоверяемое подписью заявителя. В описательной части протокола излагается сущность заявления о совершенном или готовящемся преступлении. В заключительной части протокола отражаются сведения об ознакомлении с ним заявителя лично или с помощью других лиц, правильности всех записей со слов заявителя и о наличии или отсутствии у него замечаний и дополнений к содержанию протокола. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом лица, получившего данное сообщение, об обнаружении признаков преступления. Второй повод к возбуждению уголовного дела – явка с повинной – представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ст. 142 УПК). Явка с повинной может иметь место в уголовном процессе не только как повод к возбуждению уголовного дела. Лицо может явиться с повинной в том случае, когда дело уже возбуждено и преступление расследуется. В этом случае явка с повинной является лишь смягчающим ответственность обстоятельством (ст. 61 УК РФ). Для того чтобы указанное сообщение лица могло быть признано явкой с повинной, необходимо наличие двух обязательных условий: во-первых, лицо должно указывать на свои собственные действия и, во-вторых, указывать на эти действия как на преступные, т.е. он должен признавать свою вину в совершении преступления. Определяющим признаком явки с повинной является добровольность, явка с повинной должна быть написана без какого-либо психологического или физического давления. В соответствии с ч. 2 ст. 142 УПК заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в том же порядке, что и заявление о преступлении, поданное иным лицом. В заявлении или протоколе нужно указать, когда, где, каким образом и при каких обстоятельствах совершено преступление, какими данными оно подтверждается, каковы мотивы, побудившие лицо явиться с повинной, т.е. обстоятельства совершения преступления. Третьим поводом к возбуждению уголовного дела является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.Таковым, в частности, являются сообщения учреждений или организаций, а также должностных лиц. Эти сообщения должны быть сделаны в письменной форме в виде служебного письма, рапорта или заверенной телеграммы, телефонограммы, радиограммы. К ним могут быть приложены находящиеся в распоряжении отправителя документы, которыми подтверждаются обстоятельства совершенного преступления. Под эту же категорию подпадает и сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации (печати, радио, телевидении и др.), о котором говорится в ч. 2 ст. 144 УПК. Характерным для этих источников является то, что содержащиеся в них сведения не адресуются непосредственно должностному лицу, уполномоченному возбуждать уголовное дело; они в первую очередь рассчитаны на привлечение внимания общественности, в том числе и лиц, наделенных правом возбуждать уголовное дело. Формы подачи материала средствами массовой информации могут быть самыми различными (статья, очерк, репортаж, интервью, документальный фильм и т. п.). Рассматриваемым поводом к возбуждению уголовного дела охватывается также выявление дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа информации о преступлении по собственной инициативе. Так, орган дознания может выявить признаки преступления при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, дознаватель и следователь – при расследовании других уголовных дел. Следующий повод для возбуждения уголовного дела – это постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Этот повод имеет место при осуществлении прокурором надзора за соблюдением требований закона юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, при осуществлении надзора за органами предварительного расследования, за оперативно-розыскной деятельностью. Для возбуждения уголовного дела, помимо повода, необходимо и основание. Таким основанием является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК). Если в имеющихся в распоряжении должностного лица данных содержится информация о деянии, которое не является преступлением, уголовное дело не может быть возбуждено, например не может считаться обоснованным возбуждение уголовного дела при наличии данных о противоправных, но уголовно ненаказуемых деяниях (административных проступках, гражданских правонарушениях и т. п.). Нельзя возбуждать уголовное дело и в случаях, когда лицо, совершившее общественно опасное деяние, не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Вместе с тем для возбуждения уголовного дела достаточно, если имеющиеся сведения характеризуют содеянное лишь в общих чертах. Так, для принятия такого решения не обязательно устанавливать лицо, совершившее деяние, форму его вины и т.п. Выявление этих обстоятельств является задачей расследования. Для возбуждения же уголовного дела вполне достаточно данных, свидетельствующих о наличии объективных признаков (объекта и объективной стороны) преступления. В этом случае говорят о возбуждении уголовного дела по факту. Обязательным условием законного возбуждения уголовного дела служит также отсутствие обстоятельств, исключающих принятие этого решения (ст. 24 УПК). Рассмотрим повод и основание возбуждения уголовного дела на конкретном примере. 18.08.2012 г., в ДЧ ОП-6 поступил телефонный звонок от П., в котором она сообщила, что ранее незнакомый ей М. сорвал с ее шеи золотую цепочку, а с руки браслет, после чего М. с места совершения преступления скрылся. Незамедлительно на место происшествия выехала следственно-оперативная группа. В ходе производства неотложных следственных действий было осмотрено место совершения преступления, взято объяснение у пострадавшей П., а также свидетелей-очевидцев. Из заявления и объяснения пострадавшей П. было установлено, что она совместно с ранее незнакомым М., во дворе своего дома распивала спиртные напитки, когда она собралась уходить домой М. вызвался проводить ее, на что П. отказалась, тогда М. ударил наотмашь ее рукой в область грудной клетки, чем причинил ей физическую боль, и с силой сорвал с шеи золотую цепочку, а с руки золотой браслет. По горячим следам в тот же день был задержан ранее судимый М. Поводом к возбуждению уголовного дела послужило заявление П. о совершении в отношении нее преступления, основанием выступает наличие достаточных данных указывающих на признаки состава преступления, предусмотренного п. г ч. 2 ст. 161 УК РФ, т.е. грабеж – открытое хищение чужого имущества, совершенное с применением насилия неопасного для жизни и здоровья. 7. Сообщение о преступлении — это заявление о преступлении, протокол принятия устного заявления о преступлении, явка с повинной, протокол явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, постановление прокурора об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения, протокол следственного действия и протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении, предусмотренные частью 2 ст. 20, пунктом 2 части 2 ст. 37, статьями 140-143 УПК РФ, содержащие информацию об обстоятельствах, указывающих на признаки совершённого или готовящегося преступления. Сообщения о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех следственных органах СК России. Должностными лицами, правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлениях являются руководители следственных органов, их заместители, следователи. Круглосуточный приём сообщений о преступлении осуществляется дежурными следователями следственных органов СК России. Заявление о преступлении может быть сделано заявителем, прибывшим в следственное управление в устном или письменном виде. Устное сообщение о преступлении на основании ч.3 ст.141 УПК РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чём в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании ч. 4 ст. 141 УПК РФвносится в протокол следственного действия. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности согласно ст. 306 УК РФ, о чём в протоколе производится соответствующая отметка. Письменное заявление о преступлении должно содержать сведения о заявителе и быть подписано им. Заявление о явке с повинной может быть сделано в произвольном как письменном, так и устном виде. Принятое письменное заявление вносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ. Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись в талоне-корешке талон-уведомление о принятии этого сообщения. Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге сообщений о преступлении и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК. В связи с этим не подлежат регистрации в книге сообщений о преступлении заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления. В случае поступления такого заявления от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приёма оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается. Заявителю даётся разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших. Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном ст. 124 УПК РФ, либо Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470), а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК РФ оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки. В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 144 УПК РФ проверка сообщения о преступлении осуществляется в срок не позднее 3 суток и этот срок может быть продлен до 10, а при наличии необходимости — до 30 суток. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из следующих решений: 1. о возбуждении уголовного дела; 2. об отказе в возбуждении уголовного дела; 3. о передаче сообщения по подследственности; 4. о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ. О принятом решении сообщается заявителю, при этом, ему разъясняется право обжаловать данное решение и порядок его обжалования. Действия (бездействие) следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы в установленном уголовно-процессуальным законом порядке (ст.124 и ст.125 УПК РФ) участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами вышестоящему должностному лицу, прокурору, либо в суд, в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. 8. Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления [Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 19] [Статья 143] Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. 9. "Постановление о возбуждении уголовного дела", "постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству", "постановление о возбуждении уголовного дела и о поручении производства предварительного следствия", "постановление о возбуждении уголовного дела и о поручении производства дознания", "постановление о возбуждении уголовного дела, создании следственной группы и принятии уголовного дела к своему производству", "постановление о возбуждении уголовного дела, создании следственной группы и поручении производства предварительного следствия", "постановление о возбуждении уголовного дела, создании следственно-оперативной группы и поручении производства предварительного следствия", "постановление о возбуждении уголовного дела и направлении его прокурору для определения подследственности" - вот неполный перечень документов, с которых начинается уголовное преследование. Структура постановления о возбуждении уголовного дела Постановление о возбуждении уголовного дела состоит из названия и трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной. Составными элементами постановления о возбуждении уголовного дела являются его номер, а равно справка о направлении документа указанным в законе лицам. Вводная часть В верхней части документа приводится его название - "Постановление о возбуждении уголовного дела". Ниже указываются место, дата и точное время вынесения постановления. Сроки предварительного расследования исчисляются сутками и месяцами. При исчислении сроков месяцами не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока (ч. 1 ст. 133 УПК). Срок предварительного следствия исчисляется в месяцах (ч. 1 ст. 162 УПК), а дознания в сутках (ч. 3 ст. 223 УПК). Несмотря на то что с учетом вышеприведенных правил исчисления сроков основания для указания точного времени вынесения постановления о возбуждении уголовного дела нет, законодатель прямо предписывает необходимость указания времени вынесения постановления. Данное требование в норму включено не случайно, поскольку в следственной и судебной практике нередко возникают коллизии относительно точного времени возбуждения уголовного дела, его соотношения с временем проведения отдельных процессуальных и следственных действий. Описательно-мотивировочная часть После слова "установил" излагается описательно-мотивировочная часть постановления. Прежде чем приступить к ее составлению, следует определиться в очень важном вопросе: Резолютивная часть После слова "постановил" следует утверждение о возбуждении уголовного дела по соответствующим пункту, части и номеру статьи Особенной части УК РФ. 10. Уголовно-процессуальный закон не регламентирует ни структуру, ни содержание постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Единственное требование, предъявляемое к постановлению - его мотивированность. По сложившейся практике постановление об отказе в возбуждении уголовного дела состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей. Вводная часть постановления составляется также как и аналогичная часть постановления о возбуждении уголовного дела. Описательно-мотивировочные части этих постановлений различаются, что определяется спецификой принимаемых решений. Отказ в возбуждении уголовного дела по ст.5 УПК (за исключением п.1) и ст.10 УПК имеет место при достоверном установлении противоправного события. Поэтому описательно-мотивировочная часть постановления должна начинаться с его изложения, например: "15 мая 1994 г. в 18 час. Скрябин Игорь 20.04.1982 г. рождения в магазине "Детские товары", расположенном по адресу г. Омск, ул. Нефтезаводская, 10, воспользовавшись отсутствием продавца, с целью хищения взял с прилавка шерстяной свитер стоимостью ... руб., спрятал себе под куртку и пошел к выходу, не заплатив за свитер. У входной двери магазина он был задержан продавцами". При описании события нужно отражать все его юридически значимые признаки. В нашем примере это: дата, время, место деяния (предписание ст.68 УПК); фамилия, имя и точная дата рождения правонарушителя (поскольку речь идет о лице, не достигшем возраста наступления уголовной ответственности); неправомерность завладения чужим имуществом; тайность завладения имуществом (правонарушитель исходил из того, что за ним никто не наблюдает - "воспользовался"); предмет посягательства, его стоимость; корыстный мотив, цель действий; место задержания (оконченная кража или покушение на кражу). Далее в постановлении указывается квалификация содеянного и мотивировка принимаемого решения: "В действиях Скрябина Игоря содержатся признаки преступления, предусмотренного ст.15, ч.1 ст.144 УК РСФСР. Принимая во внимание, что он не достиг возраста с которого согласно ст.10 УК РСФСР наступает уголовная ответственность, руководствуясь п.5 ст.5, ст.113 УПК РСФСР, постановил:". Резолютивная часть постановления содержит решение об отказе в возбуждении уголовного дела со ссылкой на основание его принятия, решение в порядке ч.2 ст.113 УПК (если в этом есть необходимость), решение об уведомлении конкретного заявителя. В нашем случае резолютивная часть постановления может выглядеть так: "1. В возбуждении уголовного дела по факту кражи Скрябиным свитера отказать ввиду недостижения им возраста, с которого наступает уголовная ответственность; 2. Информацию направить в ОППН Куйбышевского РУВД г. Омска; 3. О принятом решении уведомить директора магазина "Детские товары" Петрову И.М.". Завершается постановление подписью должностного лица. В некоторых изданиях образцов уголовно-процессуальных документов, на наш взгляд, содержатся не совсем правильные рекомендации по их составлению. В качестве примера приведем и проанализируем описательно-мотивировочную часть опубликованного в литературе постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (Процессуальные акты предварительного расследования. 11. 12. 13. 14. Стоит запомнить несколько особенностей при избрании в качестве меры пресечения – залога: Залог избирается, как правило, судом при определении меры пресечения лицу. В постановлении суд отказывает следователю в удовлетворении его (следователя) ходатайства об избрании в качестве меры пресечения – содержание под стражей и удовлетворяет ходатайство адвоката (либо обвиняемого, подозреваемого) о залоге в качестве меры пресечения; Внимание: ходатайство о залоге обязательно подавайте в письменной форме. Причем делайте одновременно с ходатайством следователя. Суд должен иметь возможность проанализировать оба ходатайства. В принципе, закон говорит о том же (ч. 2 ст. 106 УПК РФ); Залогодатель должен заранее подготовить заявление о внесении залога. При этом желательно указать сумму залога. Эта сумма не может быть менее 50 000 рублей, а по тяжким и особо тяжким – менее 500 000 рублей. При этом, желательно указывать максимально крупную денежную сумму, которую залогодатель в состоянии положить на депозит суда. Деньги возвращаются после вступления приговора в законную силу; Залогодателю необходимо лично явиться в суд и, возможно подтвердить свою способность внести залог за лицо; До внесения залога, срок задержания суд может продлить, но не более чем на 72 часа. Внимание: деньги на депозит суда должны быть внесены в пределах того времени, которое укажет суд. Причем счет, как пр ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|