Здавалка
Главная | Обратная связь

Кризис 7 лет Кризис 13 лет Кризис 17 лет



Школьный возраст ---> Пубертатный возраст --->

(8 лет – 12 лет) (14 лет – 18 лет)

 

131. Движущие силы (причины и источники), направления и механизмы психического развития.

Сензитивные периоды – периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям.

Выготский считал, что сензитивные периоды – не биологическая характеристика возраста, а особенность сотрудничества ребенка с взрослым. В сензитивный период определенные условия только тогда могут оказать влияние на развитие, когда соответствующие циклы развития ещё не завершены. Например, жесткая опека, положительно сказывающаяся в обучении младших школьников, будет иметь обратное влияние в подростковом возрасте. Таким образом, незавершенность процессов развития является необходимым условием для того, чтобы данный период мог оказаться сензитивным по отношение к определенным условиям.

Бодалев отмечал, что именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Если не будут использованы сензитивные возможности того или иного возраста, то не сложившееся на этом этапе образования позднее сформировать будет труднее. Сензитивные периоды есть и в поздних возрастах.

Основные сензитивные периоды:

> Сензитивный период развития речи - от рождения до 6 лет, пик приходится на кризисный возраст от 3 до 4 лет.

> Сензитивный период восприятия порядка - от 0 до 3-х лет, пик - в среднем около 2-2,5 лет.

> Период сенсорного развития (или развития всех органов чувств) от рождения до 5,5 лет. Большое значение на протяжении всего периода имеет тpениpовка всех органов чувств.

> Сензитивный период восприятия мелких предметов - от 1,5 до 2,5 лет, именно тогда ребенок охотно манипулирует пуговицами, горошинами и т.п.

> Пеpиод развития движений и действий - от 1 года до 4-х лет. В этом возрасте ребенок может освоить все основные движения, которые доступны человеку вообще.

> Сензитивный пеpиод развития социальных навыков - от 2,5 до 6 лет ребенок активно интересуется всеми формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой вне пределов дома, семьи.

 

Необратимость психического развития означает, что развитие в онтогенезе однонаправлено, необратимо: нельзя вернуться из дошкольного возраста в раннее детство. Однако необратимость не означает невозможность переделки, неизменность происшедших изменений. Образовавшиеся в дошкольном возрасте негативные черты можно изменить в младшем школьном возрасте, однако сделать это невероятно трудно.

 

Преемственность психического развития означает, что все последующие фазы развития связаны с предыдущими, старые структуры и образования не исчезают, а перестраиваются, входя в состав новых. При этом в первоначальном виде они отмирают. Ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. Такое тормозное влияние новых структур на старые играет огромную роль в процессе развития. Если инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты, развитие задерживается.

Преемственность развития выражена Выготским через закон динамических возрастов: силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию самой основы развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей или высшей возрастной ступени.

Преемственность также поддерживается ходом возникновения новообразований на базе изменения предыдущих: центральные линии развития в одном возрасте становятся побочными линиями развития в следующем и обратно – побочные линии развития одного возраста выдвигаются на первый план и становятся центральными, так как меняется их значение и вес в общем процессе развития.

 

Индивидуализация возрастного развития. Развитие всегда протекает индивидуально, что может проявляться в:

- сроках наступления сензитивности к отдельным воздействиям

- вариантах сочетания индивида, субъекта деятельности и личности

- соотношении ориентировочной, исполнительской и контрольной фазы деятельности и общения.

- индивидуальных вариантах сочетания социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований

- разнообразии динамических особенностей, вызванных различием типа нервной сис-мы, темпераментом и т.д.

Эти различия вызваны:

- природными предпосылками и генетической программой

- опытом предыдущих видов д-ти и общения

- индивидуальной сензитивностью и восприимчивостью к воздействиям

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.