Здавалка
Главная | Обратная связь

Сравнение сказки с другими формами литературы.



Б. Бетельхейм указывает, что миф, несмотря на то, что он также сгусток человеческого опыта и говорит с нами на языке образов - пессимистичен, не утешителен, не способствует восстановлению чувства справедливости. Так, миф об Эдипе завершается гибелью двух главных героев.

Если сравнить сказку с басней, то последняя тоже менее подходит ребенку. Она несет мораль скорее для взрослого. Так, например, сравнивая басню. "Стрекоза и муравей" и сказку "Три поросенка", Б. Бетельхейм подчеркивает несомненное преимущество сказки перед басней. В басне Стрекоза страдает потому, что она наслаждалась жизнью, когда можно было это делать. Отсюда следует, что ребенок должен усвоить, что этого делать нельзя, а почему, ему понять еще трудно.

Если сравнить сказку с фантазией, то в пользу сказки можно сказать, что она имеет последовательную структуру с определенным сюжетом, который развивается в направлении благополучного конца. По сравнению с фантазией сказка имеет еще одно преимущество -- в ней все желания, даже самые неблаговидные (так называемые Эдиповы желания), могут быть выявлены, и о них можно говорить, обсуждать с родителями. Фантазии же ребенок открыто высказывать боится.

По мнению Б. Бетельхейма, реалистические рассказы информируют ребенка, но не обогащают его так, как это делают сказки.

 

155. Младший школьник и учебная деятельность.

Кризис семи лет.

А.Н. Леонтьев о кризисе семи лет: В этом кризисе нет необходимости. Нет способности регулировать свою учебную деятельность. Несформированность волевой речи. Проблема кризиса связана с совершенно неправильным поведением учителя младших классов – «вопрос сознательности учителя». В игровой деятельности мотив совпадает с предметом (игра происходит ради игры). В школе же появляется новая социальная ситуация развития. Дети все ещё выполняют ролевые отношения, но ещё не понимают задачи. Их основной мотив – исполнение роли школьника, а не сама учебная деятельность.

Ребенок в ситуации, когда есть цель (осознаваемый мотив), сформированный в задаче, избежал бы кризиса. Такой мотив формируется под влиянием авторитета учителя. Реальный мотив для дошкольника – похвала, поощрение. Оценка в начальных классах воспринимается не как оценка действия дошкольника, а как оценка его личности. Это может очень травмировать ребенка. Предмет деятельности и мотив разделяются, а их нужно соединить. Это должен делать учитель. Учитель обеспечивает реализацию сдвига мотива на цель. Он должен оценивать отдельные действия ребенка, ставя его в позицию не школьника, а ученика. Субъект-ученик возвращается к действию, результат которого положительно-эмоционально оценен самим собой. Так формируется деятельность учения.

В ходе кризиса семи лет ребенок переходит социальной ситуации игры в социальную ситуацию выполнения обязательной, общественно необходимой и общественно полезной деятельности. Многие дети к 6-7 годам ещё не готовы к школе. Школьные правила ещё не стали для них обязательными правилами поведения. Это «симптом потери непосредственности»: между желанием что-то делать и самой деятельностью возникает новый момент – ориентировка на смысл этого действия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.