Здавалка
Главная | Обратная связь

Теория учебной деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин)



Структура учебной деятельности (Давыдов):

1. учебный мотив (мотив овладения способом)

2. учебная задача (формулирование условий для ориентировки учеников в структуре способа) – то, что ученик должен освоить

3. учебное действие (проблемный комплекс) – это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

4. преобразование условий

5. кооперационный контроль, действия контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действия, соответствующие образцу. На основе действий контроля со стороны учителя вырабатываются действия самоконтроля.

6. оценка результата, действия оценки – определение того, достиг ученик результата или нет. На основании действий оценки учителя формируются действия самооценки.

Главное содержание обучения – формирование у ученика полноценной структуры учебной деятельности.

 

В младшем школьном возрасте система «ребенок – взрослый» дифференцируется на системы «ребенок –родители» и «ребенок – учитель», причем система «ребенок – учитель» начинает определять отношения во всех остальных системах. В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых мер, эталонов, оценок для всех.

Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Учебная деятельность не дана изначально. Она должна быть сформирована у ребенка. Чрезвычайно важным аспектом учебной деятельности является способность учиться самому.

Для младшего школьника исключительно важна работа в группе своих сверстников. В ней отношения равноправные и симметричные, в то время как между учителем и учеником – иерархические и несимметричные. Только благодаря разделению точек зрения равных ребенку лиц он сможет преодолеть эгоцентризм, логический и нравственный реализм. Ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольнооценочных действий и высказываний. Все это приводит к развитию рефлексивных действий.

Сотрудничество со взрослыми – также неотъемлемая часть учебной деятельности. В отношениях ребенка и взрослого неизбежно возникает разделение функций: взрослый ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. Взрослый остается держателем смыслов и целей деятельности.

 

Учебная деятельность и другие типы деятельности.

Учебная деятельность и игра. В дошкольном возрасте игра перестают быть ведущей деятельностью, но не исчезает совсем. Она качественно преображается, так как возрастает значение игры с достижением какого-либо результата (спортивные игры, интеллектуальные игры).

Учебная деятельность и труд. Одна из главных трудностей освоения знаний в школе – формализм. Ребенок как бы усваивает знания, знает научные формулировки, может проиллюстрировать их примерами, но на практике применять затрудняется. Когда ребенок сталкивается с реальной жизненной ситуацией, он будет использовать не накопленные знания, а будет опираться на житейские представления. В труде, практической деятельности, результат учения предстает перед учащимся наглядно.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.