Здавалка
Главная | Обратная связь

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. К. Г. Паустовский

Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.

Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной, так как в современной педагогической науке еще остается недостаточно изученным этот вопрос.Проблема развития детского творчества рассматривалась в работах известного педагога-психолога Л. С. Выготского. Он писал: “ Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению”. Выготский отмечал, что изобразительная деятельность – самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Изобразительная деятельность глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В процессе работы у детей развивается воображение, пространственное мышление, память, речь, воспитываются нравственные качества ребенка, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты; происходит развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, развивается планирующая мыслительная деятельность, развивается художественный вкус.

Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогутразвить творческие способности ребенка. Однако нужно заметить, что развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста должно основываться на их ведущей творческой возрастной потребности, одной из которых является, несомненно, рисование.

Важность обращения к рисованию как виду детского творчества продиктована тем, что в результате рисования у детей формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, то есть раскрывается творческий потенциал.

Разговор о детях старшего дошкольного возраста, касающийся развития у них творческого потенциала с помощью методов рисования, неминуемо отсылает нас к сюжетному рисованию. И вот почему. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятия и аналитико-синтетического мышления, что, в свою очередь, открывает простор для дальнейшего развития изобразительного творчества, воображения и мышления.

В программе "Детство", по которой работает коллектив детского сада в разделе "Изобразительное искусство и художественная деятельность детей" в основном внимание уделяется развитию необходимых для сюжетного рисования изобразительных навыков (изображать предмет близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; совершенствовать умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами). Недостатком данных задач является то, что отдельно не выделена задача по развитию творчества и воображения, не указаны, какие средства выразительности необходимо использовать при создании рисунка, задачи даны обобщенно, отсутствует конкретизация этих задач.

Как показал теоретический анализ литературы в теории и практике наиболее полно освещены вопросы по обучению детей технике рисования, формированию навыков изобразительной деятельности. Однако, публикаций, в которых рассматривается проблема непосредственно сюжетного рисования как основы развития изобразительного творчества, воображения и мышления детей практически нет.

В связи с этим определена тема моего инновационного опыта:«Сюжетное рисование в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста».

Концептуальность.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Так, в работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.

Важно отметить авторов, которые занимались изучением именно сюжетного художественного творчества детей: В. Б. Косминская, Соловьева И.В. и Фомина О.Н., Комарова Т.С. (через использование сюжетов русских сказок).

Рассматривая процесс изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, очевидно, что проявление творчества – процесс сложный, требующий активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного его развития у детей. Как правило, изобразительная деятельность в детском саду сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей.

Отсюда вытекает противоречие между требованиями общества к развитию творческой личности и недостаточной эффективностью используемых для этого средств в практике ДОУ для решения соответствующей задачи.

Поэтому, передо мной всталапроблема создания такой эффективной системы занятий по сюжетному рисованию, которая помогла бы в развитии изобразительного творчества дошкольников.

Новизна опытазаключается в разработке и реализации в воспитательно-образовательном процессе системы работы по изобразительной деятельности с использованием многообразных художественных техник (в том числе и нетрадиционных) в специально организованной и самостоятельной творческой деятельности, развивающей у дошкольников изобразительное творчество. Главным отличием данной системы является результат деятельности – не научить ребёнка стандартному изображению предметов, а показать пути проявления и развития творчества в рисовании.

Практическая значимость опыта:данный материал может использоваться в работе педагогов, родителей, а также всех, кто интересуется данной проблемой.

 

Оптимальность и эффективность средств:

Цель исследования: обосновать возможности использования сюжетного рисования в развитии изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза:Эффективным средством развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ является сюжетное рисование. Эффективность сюжетного рисования обусловлена следующими её специфическими особенностями:

· вариативностью способов создания рисунка;

· поиском выразительных средств в передаче образов изображения;

· возможностью создания неповторимых продуктов детской деятельности (сюжетно - тематических рисунков).

Следовательно, организация занятий по сюжетному рисованию, выступает необходимым условием развития детского творчества.

Цель и гипотеза опыта потребовали решения следующих задач:

· Провести анализ теоретического и практического состояния проблемы;

· Рассмотреть сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте;

· Охарактеризовать методы обучения сюжетному рисованию старших дошкольников;

· Раскрыть особенности организации работы по обучению сюжетному рисованию детей в условиях ДОУ и семьи;

· Разработать комплекс занятий по сюжетному рисованию, способствующих развитию детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, и экспериментально апробировать их эффективность.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

· теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы;

· исследование образовательных программ и изучение учебной документации в дошкольном учреждении;

· изучение педагогического опыта;

· прямое наблюдение за деятельностью детей;

· беседы с детьми;

· изучение продуктов изобразительной деятельности детей;

· опытно-экспериментальная работа;

Работая над развитием изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по сюжетному рисованию, я руководствовалась следующими принципами:

Принцип развивающего обучениязаключается в дифференцированном подходе к обучению детей, осмыслению и усвоению знаний, активности и творческому поиску при решении различных задач.

Принцип системной и поэтапной подачи программного материала,который включает в себя: накопление знаний о жанрах живописи, обучение в разных видах деятельности, организацию самостоятельной творческой деятельности детей.Этот принцип позволил детям приобрести не только разносторонние знания о живописи, но и применять их в изобразительной деятельности.

Принцип сотворчества и сотрудничества взрослого и ребенка на гуманистической основе позволил мне добиться более качественных в художественном отношении результатов детского творчества.

Всю работу я планировала и проводила с детьмипо принципу от простого к сложному.Новое задание я давала детям только тогда, когда они свободно и осознанно справлялись с предыдущим.

В своей работе по обучению дошкольников сюжетному рисованию я использовала задачи, выделенные Г.Г. Григорьевой:

1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.

2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).

3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.

4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.

5. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

· приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа);

· учить изображать в рисунке главное, то есть те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшие группы);

· учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);

· направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но, в основном в старших группах).

6. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.

7. Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

8. Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности: композиции, колорита и др.

9. Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать способность художественного творческого восприятия рисунков.

Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:

Первое. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений. Развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.

Второе. Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения.

Сюжетное рисование может оказывать большое влияние на развитие изобразительного творчества у детей, но только при условии знания детьми основных изобразительных способов передачи художественного образа. Важным здесь будет целенаправленная и хорошо спланированная изобразительная деятельность.

Основные приемы и методы, обеспечивающие развитие изобразительного творчества на занятиях по сюжетному рисованию:

· Использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, их эстетическое восприятие;

· Сенсорное обследование предметов, обогащение сенсорного опыта;

· Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях;

· Восприятие изображения с целью установления взаимосвязи внешних изобразительных средств с внутренним характером образа;

· «Вживание в образ» для передачи настроения, характера персонажа;

· Синтез искусств – музыка, художественная литература, изобразительное искусство;

· Создание поисковых ситуаций;

· Использование игровых приемов;

· Ориентирование на творческий подход к деятельности;

· Использование нетрадиционных техник рисования;

· Применение опорных элементов (тема, идея, вопросы, объяснение задания), организующих работу воображения;

· Рассказывание детей о своем замысле, анализ и оценка детьми своих работ с учетом мнений каждого ребенка;

· Поощрение педагогом интересных вариантов решения отдельных изображений или всей темы.

В ходе теоретического исследования я пришла к выводу, что активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях по сюжетному рисованию, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по сюжетному рисованию является разнообразие и вариативность работы. В процессе исследования я установила, что для того, чтобы полноценно развивать творчество, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты рисунков, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний.

Таким образом, можно сделать вывод, что при планомерной, последовательной работе, при специально созданных условиях, при специально организованном восприятии предметов и явлений действительности, при использовании разнообразных материалов и техник на занятиях, можно добиться высоких результатов в развитии изобразительного творчества дошкольников старшего возраста на занятиях по сюжетному рисованию.

Проведенная мною работа была системной, последовательной и дала свои результаты.Следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, верна.

Наличие теоретической базы опыта:

1. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» - М.:, 2006. -255 с., ил.

В учебном пособии изложены теоретические основы изобразительного творчества детей дошкольного возраста, даны психолого-педагогический и исторический анализ этой проблемы, рассматривается интеграция видов изобразительной деятельности, педагогические условия формирования детского творчества, развитии у них изобразительных способностей.Учебное пособие адресовано студентам дошкольных факультетов педагогических вузов и колледжей, педагогам детских дошкольных учреждений.

2. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. - 192с., ил.В книге рассматриваются условия организации изобразительной деятельности детей 2-7 лет, представлены разнообразные типы занятий: тематические, комплексные. Особое внимание уделяется знакомству с изобразительным искусством для формирования творческих способностей.

3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2000. -176c., ил.В книге представлены программа и конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации с детьми 6-7 лет. Описана оригинальная авторская методика, основанная на глубоком знании игровых методов и приемов.

4. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольника–Мозаика-Синтез, 2013. -144 с. В пособии раскрываются взгляды художников, учёных-педагогов, психологов, психофизиологов на способности и одарённость детей в художественной деятельности, определяются компоненты способностей к рисованию. Утверждается необходимость развития творческих способностей, подчёркивается особое значение овладения детьми техникой не только для развития свободы творческого выражения. Книга адресована студентам педагогических вузов и колледжей, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам художественных школ и студий, а также родителям. Рекомендовано Министерством Образования Науки и Российской Федерации.

5. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования-Педагогическое общество России, 2007.-176 с., ил.В книге раскрывается значение техники рисования в создании образов предметов и явлений действительности, ее выразительные возможности. Определяется содержание технических навыков и умений, последовательность их формирования у детей дошкольного возраста, разнообразие выразительных средств различных изобразительных материалов, которые могут использовать в своих рисунках дети. Показано значение овладения детьми техникой рисования для их свободного творчества. Книга адресована студентам педагогических вузов и колледжей, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам художественных школ и студий, а также родителям.

6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.М. Просвещение, 1991. -150 с., ил.
В книге приводятся описания занятий по всем видам изобразительной деятельности для всех возрастных групп детского сада, начиная со второй младшей группы. Рекомендуемые методы и приемы обучения используются в соответствии с возрастными особенностями детей и направлены на развитие у детей самостоятельности, активности в творчестве.

7. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.Под редакцией Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.

8. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240с., ил. Книга дает дополнительный материал к занятиям по рисованию в старших группах детского сада.

9. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. –СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с. Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена представляет обновленный вариант примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данный вариант программы «Детство» полностью соответствует Федеральным государственным требованиям, опирается на лучшие традиции петербургской педагогической научной школы.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.