Здавалка
Главная | Обратная связь

Фразеологизмы и устойчивые сочетания



Страх.

Очищение понятия.

 

А.Ю. Ковалев.


Глава 1. Определение страха

Есть множество вещей, которые воин может делать в определенное время, из тех, которые несколько лет назад показались бы ему безумием. Сами по себе эти вещи не изменились, изменилось его представление о себе. Невозможное тогда стало вполне возможным сейчас.

(К. Кастанеда)

 

Нам в нашем исследовании важно понять, что такое страх.

Понятие страха должно соответствовать действительному явлению, которое проявляется в нас в различных жизненных ситуациях.

Исходно из опыта мы выяснили для себя, что наше понятие страха изменилось после определенных действий и меняется постоянно в дальнейшем.

Но, что то в страхе как в явлении не меняется для нас, с течением жизни.

В общем, то мы даже не уверены, что меняется само понятие страха, меняемся, скорее всего, мы.

И основная цель нашего исследования выяснить, как само понятие страха в чистом виде, так и возможности изменения себя в соответствии с потребностью жить без страха.

Или смело жить.

Исходно при исследовании мы принимаем как данность, наличие у нас души и в дальнейшем будем искать ответы на наши вопросы в теле и в душе.

Сразу опишем то, что мы понимаем под телом, используя, словосочетание наше тело.

Это сложное по своему составу устройство органического происхождения, являющееся, материальным проявлением моей души и духа.

Более детальное описание тела и его состава сделали науки анатомия, физиология их мы то же в исследование закладываем, как действительные данные, не требующие доказательств.

Сознание как понятие, детально описанное А.А. Шевцовым книга «Очищение» том 1 мы тоже учитываем при рассмотрении страха как то, что есть в действительности.

Так как это поможет нам составить более полное и объемное понятие страха.

СТРАХ

— один из основных видов человеческого отношения к миру. Изучение С. играет важную роль в психологии, философии, теологии.
Религия, отмечает П.А. Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. «Господи, всели в мя корень благих, страх твой, в сердце мое» (Иоанн Златоуст). В религии ничего не вырастает без этого корня. Бог — великий и страшный для всех и во всем, любая религия пронизана этим неизъяснимым С. Божьим. С. — начало премудрости, или истинная премудрость, ведущая к жизни. С. по мнению Флоренского, близок к изумлению, которое философы считают началом философии. Чтобы познавать, надо коснуться предмета познания, и признаком этого прикосновения служит потрясение души, С. Он вырывает из повседневной жизни и открывает нечто совершенно новое. А новое всегда страшно, поскольку выступает в таинственном, необычном виде. «Перед первичными феноменами, если они являются нашим чувствам обнаженными, мы испытываем особого рода жуткое чувство, доходящее до страха» (И.В. Гёте). Источник С. не в необычности и непонятности нового, а в ощущении трансцендентности являющегося. «Нездешнее открылось, и текучим, шатким, зыблющимся почувствовался мир: бывающее померкло перед истинно-сущим. А с бывающим померкло и само наше бытие: мы сами оказались дрожащим пламенем среди ветреных пространств, — на границе ничто, еле-еле не-несущими. Но тогда-то мы нашли и свою вековечную опору — в Сущем от века. Последнее уничижение наше и есть величайшее возвеличение. Страх Божий двудействен... Это — окно в нашей действительности, откуда видятся миры иные. Это — брешь земного существования, откуда устремляются питающие и укрепляющие его струи из иного мира» (Флоренский).
«С.» — важнейшее понятие экзистенциальной философии. Впервые С. Кьеркегор различил С. или боязнь перед к.-л. конкретными обстоятельствами и неопределенный, безотчетный С.-тоску. Это же различение является центральным в философии М. Хайдеггера, для которого С. открывает последнюю возможность экзистенции — смерть. С. выталкивает человека за пределы сущего к ничто. Это трансцендирование есть условие восприятия сущего в целом, условие постижения бытия. Не будь наше существо заранее выдвинуто в ничто, мы не могли бы встать в отношение ни к сущему в целом, ни к самим себе. Без выдвинутости в ничего, без мужественного заглядывания в ничто в состоянии С. нет возможности вопрошать сверх сущего, за его пределы, нет возможности повернуться лицом к бытию.
В психологическом аспекте С. — это препятствие на пути реализации личности, которая в наше время живет в постоянном состоянии С: перед начальством, перед угрозой безработицы, перед насилием, войной, терроризмом и т.д. С. в этом плане, возможно, самая главная проблема социальной жизни, определяющая поведение человека и его отношение к другим. Социально детерминированная этика, считал Н.А. Бердяев, всегда есть этика С. «Социальная обыденность создает этику страха, перерождая ужас, вызванный трансцендентной бездной, в повседневную заботу и терроризируя человека будущими карами. Но она создает и другой образ, в котором нет уже страха и который ниже страха — пошлость... Пошлость есть окончательное водворение на низинной плоскости, когда уже нет не только тоски по горнему миру и священного ужаса перед трансцендентным, но нет уже и страха» (Н.А. Бердяев).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

СТРАХ

1) в психологии отрицат. эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т. п.). 2) Одно из осн. понятий экзистенциализма. Было введено Кьеркегором, различавшим обычный «эмпирия.» страх-боязнь (нем. Furcht), вызываемый конкретным предметом или обстоятельством, и неопределённый, безотчётный страх-тоску (нем. Angst) — метафизич. С., неизвестный животным, предметом которого является ничто и который обусловлен тем, что человек конечен и знает об этом. У Хайдеггера С. открывает перед «экзистенцией» её последнюю возможность — смерть. У Сартра метафизич., экзистенциальный С. (angoisse) истолковывается как С. перед самим собой, перед своей возможностью и свободой. 3) Ранний психоанализ, также различая рациональный С. перед внеш. опасностью и глубинный, иррациональный С., трактовал последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплощённых желаний. В совр. неофрейдизме С. становится как бы всеобщим иррациональным состоянием, связанным с иррациональным характеромсовр. бурж. общества, и гл. источником невроза.

Ряд теорий происхождения религии, восходящих к античности (Демокрит, Лукреций, в новое время — Юм, Гольбах, Фейербах и др.), рассматривают чувство С. как причину возникновения религ. представлений и верований;

см. Религия.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

СТРАХ

в философии Хайдеггера состояние, в котором человеческое существование благодаря собственному бытию оказывается перед самим бытием. Причина страха – само бытие в мире. Страх обособляет человеческое существование и раскрывает его, т. о., как возможное бытие, как свободное бытие, свободное в понимании самого себя и выборе самого себя. По Сартру, страх – это боязнь самого себя вследствие свободы недетерминированного характера, которую нельзя предвидеть. См. также Техника.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

СТРАХ

(в п с и х о л о г и и) – отрицат. эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.). С. имеет различную степень интенсивности переживания и разные формы выражения (см. Эмоции, Выразительные движения). Он свойствен всему животному миру и выполняет определ. биологические, приспособит.функции (ср. классич. характеристику С. в кн. Ч. Дарвина "Выражение эмоций у человека и животных", 1872). Массовый С., охватывающий и заражающий социальные группы и слои, а также общество в целом, выражается в специфич. формах, к-рые изучает социальная психология. В эпоху формирования религ. сознания С. обретает черты благоговейного ужаса перед высшим и непостижимым. С. перед отчужденными силами в эксплуататорском обществе (см. Отчуждение) становится одним из регуляторов социального поведения.

А. Спиркин. Москва.

С. (Angst – нем.; angoisse – франц.; anxiety – англ.) – как одно из осн. понятий экзистенциальной философии, вводится Кьеркегором, различавшим обычный "эмпирический" страх-боязнь (Furcht), вызываемый конкретным предметом или обстоятельством, и неопределенный, безотчетный страх-тоску (Angst). Согласно Кьеркегору, Angst – это метафизический С.; предметом его является ничто, и он есть форма переживания человеком "ничто". "Какое воздействие оказывает ничто? Оно рождает страх" (Kierkegaard S., Werke, Bd 1 – Der Begriff Angst, Hamb., 1964, S. 40). Именно потому, что человек конечен и знает о своей конечности, ему ведом метафизич. страх-тоска, неизвестный животным. У Хайдеггера С. выступает как один из экзистенциалов, поскольку через него раскрывается бытийная структура экзистенции, а именно – ее конечность. С. открывает перед экзистенцией ее последнюю возможность – смерть. У Сартра экзистенциальный С. (angoisse), в отличие от обычного С., возникающего перед каким-то определ. предметом внешнего мира, истолковывается как С. перед самим собой, перед своей возможностью и свободой. "Страх (angoisse) возникает не от того, что я могу упасть в пропасть, а оттого, что я могу в нее броситься" (Sartre J.P., L'être et la néant, P., 1943, p. 66).

П. Гайденко. Москва.

Ранний психоанализ, также различая рациональный С. перед внешней опасностью и глубинный, иррациональный С., трактует последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплощенных желаний; иррациональный С. выступает здесь как способ функционирования Сверх-Я (Super-Ego). В совр. неофрейдизме (Хорни, Фромм и др.) понятие С. приобретает особое значение: С. (anxiety) становится здесь как бы глобальным иррациональным состоянием, связанным с существованием в иррационально функционирующем совр. обществе, и гл. источником невроза. Так, у Хорни С. – осн. фактор формирования невротич. типов личности, обладающий конструктивным характером.

Ряд теорий происхождения религии, восходящий к античности (Демокрит, Лукреций Кар, в новое время – Юм, Гольбах, Фейербах и др.), рассматривают чувство С. как причину возникновения религ. представлений и верований (см. Религия, раздел История учений о религии).

Д. Ляликов. Москва.

Лит.: Künzli Α., Die Angst als abendländische Krankheit, Z., 1948; Silva-Tarouca А., Die Logik der Angst, Insbruk, 1953; Vestdijk S., Het wezen van de angst, Amst., 1968.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

СТРАХ

СТРАХ (нем. Angst; франц. angoisse; адгл. anxiety) — тягостное, мучительное душевное состояние, вызываемое грозящей человеку опасностью и чувством собственного бессилия перед ней. Страх может быть вызван внешними обстоятельствами, представляющими угрозу для жизни; в этом случае предмет его вполне конкретен, и такой страх можно охарактеризовать как психологический. Но существует страх другого рода — метафизический, предмет которого не может быть ясно определен, так как не имеет внешнего источника и вызывается внутренними причинами. Метафизический страх родствен страху религиозному, мистическому. В Ветхом Завете описан страх человека перед мощью и величием Бога, напр., страх народа израильского перед явлением Бога на Синае: “Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказал Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили” (Исх, 20,18—20). Такой же страх испытали Моисей перед Неопалимсй Купиной (Исх, 3,6) и Иаков после своего ночного видения (Быт., 28,17). В Новом Завете описан страх, который чудеса Иисуса вызывают у Его учеников (Марк, б, 49—50). Страх Божий, сочетаемый с любовью к Богу, — свидетельство глубины веры и источник мудрости: “Начало Мудрости — страх Господень” (Пс., 110,10).

В связи с открытием бессознательного немецким идеализмом (особенно Шеллингом) и романтиками страх становится предметом философского анализа. С. Кьеркегор в своем глубоком исследовании “Понятие страха” (1844) различает обычный страх-боязнь, вызываемый внешней причиной (Furcht), и безотчетный страх-тоску, страх-ужас (Angst). Последний,'п0 Кьеркегору, есть форма переживания человеком “ничто”, которое открывается при Переходе от состояния невинности как природного состояния к состоянию вины как условия свободы, или духа. “В состоянии невинности человек определен не как дух, а как душа в непосредственном единстве со своей природной основой. Дух в человеке спит... В этом состоянии — мир и покой; но в то же время здесь присутствует нечто другое, что не есть, однако, спор и раздор, ибо нет ничего, с чем можно было бы спорить. Что же; следовательно, есть? Ничто. Но какое воздействие оказывает ничто? Оно рождает страх. Это глубокая тайна невинности: она есть в то же время страх” (Kierkegaards. Der Begriff Angst. В., 1965, S. 40). Сущность метафизического страха амбивалентна: он есть “симпатическая антипатия и антипатическая симпатия” (там же, с. 41 ); страх представляет собой влечение и в то же время отвращение к предмету страха — ничто, которое осознается как искушение нарушить запрет. “Страх есть головокружение свободы, возникающее постольку, поскольку дух хочет осуществить синтез, и свобода заглядывает в свою собственную возможность и хватается за конечность, чтобы удержаться. В состоянии головокружения свобода бессильно падает... В это мгновение все меняется, и когда свобода вновь поднимается, она видит, что виновна” (там же, с. 57). Акт свободы как полаганИе'самости, как переход от невинности к вине есть грехопадение, происходящее на границе сознания и бессознательного, а потому для разума непостижимое.

Страх осмысляется Кьеркегором в сущности в контексте антропогенеза, понятого теологически. В этом же контексте, но уже не с точки зрения теологии, а скорее с точки зрения психопатологии исследовал природу страха основатель психоанализа 3. Фрейд. Анализируя феномен табу в первобытных обществах, Фрейд видит в нем аналог того страха, которым сопровождаются невротические состояния душевнобольных. Как и Кьеркегор, Фрейд подчеркивает амбивалентную природу страха и связывает его с жизнью бессознательного. Табу, по Фрейду, является очень древним запретом, наложенным извне каким-нибудь авторитетом и направленным против сильных вожделений людей. Страх преступить запрет и в то же время влечение к запретному составляет характерную черту не только первобытного сознания: здесь выявляется антропологическая структура, определяемая отношением сознания и бессознательного. Сознание, по Фрейду, представляет собой систему запретов по отношению к (гл. о. сексуальным) влечениям, которые в результате вытесняются в бессознательное, рождая болезненные душевные состояния, в т. ч. и беспричинный страх, который есть свидетельство невроза и требует лечения — выявления врачом-психоаналитиком характера подавленного влечения, осознания его самим пациентом и смягчение или вообще отмена “цензуры сознания”. В основе фрейдистского толкования страха лежит просветительская концепция человека и его свободы, согласно которой несвобода есть всегда результат внешнего насилия над человеческой природой. Если для Кьеркегора свобода Изначально связана с чувством страха и вины, которая свидетельствует о нормальной жизни духа и которую свободный человек должен взять на себя, то для Фрейда чувство вины должно быть устранено как симптом душевного неблагополучия.

Проблема страха рассматривается также представителями экзистенциальной философии. Различая вслед за Кьеркегором страх перед конкретной опасностью и безотчетный метафизический страх, Хайдеггер видит в последнем неотъемлемый момент конечного человеческого существования. “Перед-чем страха является бытие-в-мире как таковое... Перед-чем страха совершенно неопределенно... Страх не знает, что такое то, чего он страшится... В перед-чем страха открывается это “ничто и нигде”...” (Sein und Zeit.Tub., 1960, S. 186). Страх открывает смерть как последнюю возможность человеческого бытия. У Сартра экзистенциальный страх (angoisse) истолковывается как страх человека перед самим собой, перед своей возможностью и свободой. “Страх возникает не оттого, что я могу упасть в пропасть, а оттого, что я могу в нее броситься” (Sartre J. Р. L'être et le néant. P., 1943, p. 66).

Безотчетный страх-тоска есть в конечном счете страх смерти, который не может быть полностью устранен у конечного существа, каким является человек, но может быть просветлен с помощью религиозной веры.

Лит.: Страх. М., 1998; KundiA. Die Angst als abendländische Krankheit. Z., 1948; Silva- TaroucaA. Die Logik der Angst. Innsbruck, 1953; Vestdijk S. Het.wezen van de angst.Amst., 1968; Schober D. Angst, Autismus und Moderne. Fr./M.-B.-Bem-N. Y.-P.-Wen, 1998.

П. П. Гайденко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

 

Значение

1. состояние крайней тревоги и беспокойства от испуга, от грозящей или ожидаемой опасности, боязнь, ужас ◆ Страх неизвестности.◆ Чувство страха. ◆ Панический страх. ◆ В смертельном страхе. ◆ Страх перед неизвестностью. ◆ Страх смерти. ◆ Дрожать от страха.◆ Натерпеться страху. ◆ Она мертва со страху. А. С. Грибоедов, «Горе от ума» ◆ Страх обнял души насильников. Максим Горький, «Товарищ!»◆ Задавши страху дерзновенным, пошел я храбро. Н. А. Некрасов, «Бунт» ◆ Со страхом очи отвратила. А. С. Пушкин, «Романс»

2. только мн., разг. представления, события или предметы, пугающие чем-нибудь, вызывающие чувство боязни, ужаса, опасения ◆ Всякие страхи лезут в голову. ◆ Ночные страхи прошли.

3. только ед., устар. риск, ответственность за исход чего-нибудь, за совершённые действия ◆ Он сделал это за свой страх. ◆ Взять на свой страх.

Синонимы

1. боязнь, испуг, ужас, паника

2. -

3. риск, ответственность

Антонимы

1. бесстрашие

2. -

3. -

Гиперонимы

1. чувство, эмоция

2. -

3. -

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство: [показать]

Этимология

Происходит от праслав. формы *straxъ, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. страхъ (др.-греч. φόβος), др.-русск. страхъ, откуда русск. страх, укр. страх (род. п. -у), болг. страх, сербохорв. стра̑х (род. п. стра̏ха), словенск. strȃh (род. п. strȃha, strahȗ), чешск. strach, словацк. strach, польск. strach, в.-луж. trach, н.-луж. tšасh, полабск. stroch. Первонач. знач. «оцепенение» сближается с лит. stregti, stregiu «оцепенеть, превратиться в лёд», латышск. strēǵele «сосулька», ср.-в.-нем. strac «тугой», нов.-в.-нем. strecken «растягивать», др.-в.-нем. stracken «быть растянутым»; далее — без s-: англос. оnđrесаn «страшиться». Сравнение с лат. strāgēs «опустошение, поражение, повержение на землю» оспаривается. Сравнивают также с латышск. struõstêt, struõstît «угрожать, строго предупреждать» (см. также страсть). Соответственно сказанному выше, форма на -х должна была произойти из -gs- или -ks-. Использованы данные словаря М. Фасмера; см. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

§ испытывать страх

§ преодолевать страх

§ вызывать страх

§ наводить страх

§ отдать на страх

§ в страхе

§ под страхом

§ страх потерять







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.