Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности структуры русского народного хора



Хор- большой вокально-исполнительский коллектив, который средствами своего искусства раскрывает содержание и форму исполняемых произведений. В отличии от вокальных ансамблей, в хоре каждый звук и каждую линию партитуры исполняет не один певец, а группа певцов поющих в унисон. Принято различать 2 основных направления академическое и народное. Академические хоры в своей деятельности опираются на принципы и критерии выработанные музыкальными академиями. Характерные признаки Академического хора:1) основа пения-округлое звучание;2) репертуар академического хора- классика: русская и зарубежная, авторская песня, народные песни, но в обработке;3) белый верх черный низ в костюме, черные или белые платья;4) исполнение с дирижером и с партитурой;

 

Характерные признаки русских народных хоров:1) опора на местную областную традицию бытового хорового пения;2) подголосочно-полифонический распев песни, как основа хорового многоголосья;3) использование натурального регистрового регистра;4) сочетание пения с народной пантомимой и хореографией.

 

В зависимости от профиля исполнительской деятельности хоровые коллективы именуются капеллами, ансамблями песни и танца, оперными хорами, учебными хорами.

 

Капелла. Хор получил это наименование от названия места, где размещаются певчие. В настоящее время капеллами называются большие и средние по составу профессиональные концертные хоры.

 

Ансамбль песни и танца. Название объединяет два жанра искусства: музыка и хореография. К ним относятся русские народные хоры (Государственный русский народный хор им. Пятницкого), ансамбль песни и пляски донских казаков, кубанских казаков, а также ансамбли песни и пляски, которые организуются в частях и подразделениях.

Певческий голос образуется и формируется в голосовом аппарате. Он состоит из гортани, в середине которой расположены голосовые связки, являющиеся источником звука. Трахеи, бронхи и легкие выполняют не только дыхательную функцию, но и являются нижними резонаторами. Расположенные выше гортани глотка, рот, нос, лобные пазухи, гайморовы полости являются верхними резонаторами.

Профессиональный певческий голос должен иметь приятный тембр, силу звука, диапазон не менее двух октав.

Певческие голоса разделяются на высокие, средние и низкие; делятся на з группы: женские, детские и мужские. Каждая группа имеет определенный диапазон.

Диапазоном называется звуковой объем голоса от самого низкого до самого верхнего звука. В диапазон входит понятие тесситура.

Тесситура- это часть диапазона голоса. Бывает низкая, средняя (удобная) и высокая.

Женские певческие голоса:

Разница в диапазоне и тембре голоса: Высокие- лирическое сопрано, колоратурное и лирико-колоратурное сопрано, лирико-драматическое и драматическое сопрано.

Средний- меццо-сопрано. Низкий- контральто.

Мужские певческие голоса: Высокий- тенор альтино, лирический тенор (Собинов, Лемешев, Паворотти, Козловский), лирико-драматический тенор, драматический тенор (Карузо, Саткилава).

Средний- баритон лирический/драматический

Низкий- бас: бас высокий- кантанте (Шаляпин), центральный бас- профундо, басы октависты (в опере не используются, применяются в хоровом пении).

 

Типы и виды хоров и их структура. Различают 2 типа хора: однородный (детский, женский, мужской) и смешанный (полный или неполный).

В основе любого хора лежит хоровая партия, объединяющая певцов, имеющих родственных по тембру и диапазону голоса.

Хоровая партия делится на группы. Такое деление называется divisi (дивизи).

Тип хора- характеристика состава исполнительского коллектива по группам певческих голосов ( мужская, женская, детская группы),

Детский хор- альт (низкий, ля1), дискант (высокий, до2-ре2),

Женский хор- сопрано (диапазон от до первой октавы до соль/ля второй октавы), альт (фа/соль малой октавы- ми/фа второй октавы),

Мужской хор- теноровая партия (до малой октавы- соль/ля первой октавы), бас (до большой октавы- фа первой октавы).

Наибольшими художественно-выразительными возможностями отличается полный смешанный хор. Он состоит из четырех хоровых партий: сопрановой, басовой, альтовой, теноровой.

Неполным смешанным хором называется коллектив в котором отсутствует одна или две хоровые партии, но обязательно из разнородных групп хора (чаще встречается в художественной самодеятельности, где отсутствует одна мужская партия)

Вид хора- характеристика хорового коллектива по количеству хоровых партий. Бывают одноголосные, двух-, трехголосные и т.д. возможности одноголосного хора ограничены. Но благодаря этим произведениям добиваются унисонного звучания. Двух-, трехголосное изложение хоровых произведений чаще применяется в художественной самодеятельности. Четырехголосное изложение является классической формой фактуры в смешанном хоре. Пяти- восьмиголосное исполнение встречается в основном в произведениях крупной формы.

 

Состав хора по количеству исполнителей. Различаются на большие, средние и малые хоры. Наименьшим составом хоровой партии принято считать 3-4 человека (связано с цепным дыханием). Отсюда минимальный состав смешанного хора 12-16 человек(норма), но чаще 16-20 человек (меньшее количество называется ансамблем) Средний состав академического хора 30-60 человек, народного 20- 25. Большой академический хор 87-120 человек, большой народный хор от 30 до 35-40 человек.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.