Здавалка
Главная | Обратная связь

Инновации, их экономическая сущность и значение



Следует различать термины «нововведения»и «инновации». Инновация более широкое понятие, чем нововведение.

Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект,внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия,качественно отличный от предшествующего аналога.

Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее производство продукции для удовлетворения потребности пользователя. В этом контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению.

Первый подход отражает в основном продуктовую ориентацию нововведения. Инновация определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Это направление распространяется в период,когда позиции потребителя по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

2.Субъекты и объекты инновационной деятельности
Инновационная деятельность осуществляется субъектами инновационной деятельности в качестве основной или как один из видов деятельности и включает:

· научно-исследовательские, прикладные и экспериментальные работы, необходимые для создания инноваций;

· работы, связанные с созданием опытных и серийных образцов новой продукции и технологий;

· работы, связанные с подготовкой производства и проведением промышленных испытаний;

· работы, связанные с сертификацией и стандартизацией инновационных продуктов;

· работы, связанные с проведением маркетинговых исследований и организацией рынков сбыта инновационных продуктов;

· все виды посреднической деятельности и иные виды работ, взаимоувязанные в единый процесс с целью создания и распространения инноваций.

Субъектами инновационной деятельности являются:

· физические и юридические лица, создающие и реализующие инновации;

· организации инфраструктуры инновационной деятельности;

· государственные органы, участвующие в регулировании инновационной деятельности;

· общественные объединения, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций.

2. Объектами инновационной деятельности являются:

· результаты интеллектуальной творческой деятельности;

· инновационные проекты и программы;

· технологии, оборудование и процессы, продукты.

3. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и/или исполнителей инновационных проектов и программ, инвесторов, потребителей инноваций, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций.

4. Физические и юридические лица являются субъектами инновационной деятельности только на период осуществления ими инновационной деятельности на территории Российской Федерации.

3.Права субъектов инновационной деятельности 1. Осуществление не запрещенных федеральным законодательством видов инновационной деятельности признается неотъемлемым правом субъектов инновационной деятельности. 2. Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют направления, виды и объекты инновационной деятельности и по своему усмотрению привлекают на договорной (контрактной) основе соисполнителей, необходимых для осуществления инновационной деятельности. 3. Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и исполнителей инновационных программ, проектов, мероприятий и работ, инвесторов и поставщиков, необходимых материально - технических ресурсов, а также посредников, обслуживающих инновационный процесс, и потребителей инноваций. 4. Субъекты инновационной деятельности имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инновационной деятельности, в том числе осуществлять операции на территории РФ и за рубежом в соответствии с федеральным законодательством. 5. Субъектам инновационной деятельности предоставляется право участвовать в конкурсах и аукционах, организуемых в целях размещения централизованных инвестиционных ресурсов и оказания государственной поддержки в реализации инновационных программ и инновационных проектов, осуществления закупок наукоемкой продукции, техники и технологий для государственных нужд и размещения государственных заказов на создание инноваций. 4.Гарантии прав субъектов инновационной деятельности Органы государственной власти РФ и органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом гарантируют субъектам инновационной деятельности: - признание прав на обоснованный риск, связанный с привлечением инвестиционных ресурсов и реализацией инновационных программ и проектов; - свободу доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики, завершенных научно - исследовательских и опытно - конструкторских работах, подготовленных к использованию в производстве, инновационных программах и проектах, подлежащих реализации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством в отношении государственной, служебной и коммерческой тайны; - финансирование в установленных размерах инновационных программ и инновационных проектов, выполняемых по государственным заказам; - содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность. 5.Договорные отношения субъектов инновационной деятельности 1. Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения субъектов инновационной деятельности, является договор (контракт), заключаемый между ними. Физические и юридические лица являются субъектами инновационной деятельности только на период осуществления ими практической реализации инновационного договора (контракта). 2. Порядок заключения договоров (контрактов), выборов партнеров, определение обязательств и любых других условий взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, возникающих в процессе их выполнения и не противоречащих федеральному законодательству, определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Государственные контракты на реализацию инновационных программ и проектов заключаются между органами государственной власти, органами местного самоуправления и субъектами - исполнителями в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством. 6.Правовая охрана результатов инновационной деятельности На все объекты интеллектуальной собственности, полученные в результате инновационной деятельности, распространяются требования по охране интеллектуальной собственности и использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, Патентным законом Российской Федерации и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности. Общие положения   Отнесение малых и средних предприятий к инновационным определяется использованием ими технологических инноваций в производстве. Под технологическими инновациями подразумевается деятельность предприятия, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и ​​процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, способов производства (передачи) услуг. Под продуктовыми инновациями понимаются Разработки И внедрение в Промышленных производствах технологически Новых И технологически усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование являются принципиально новыми, либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых предприятием продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на использовании или сочетании существующих технологий, либо на использовании результатов исследований и разработок. Технологически усовершенствованный продукт - это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции). Процессные Инновации включают в Себя разработку И внедрение технологически Новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая способы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующих на предприятии продуктов, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов. В соответствии с Федеральным законом 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон« О науке и государственной научно-технической политике »под инновациями понимают введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике , организации рабочих мест или во внешних связях. Приведенные определения говорят о возможности малых и средних инновационных предприятий (МСИП) создавать, приобретать и использовать результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Поэтому обеспечение правовой охраны создаваемых технологий и продукции является одним из показателей инновационной деятельности данных предприятий. Только наличие правовой охраны созданных РИД обеспечивает возможность их легального использования и введения в гражданский оборот. Наряду с правовой охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, необходима регистрация программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, а также охрана ноу-хау в режиме коммерческой тайны. Государственная регистрация обеспечивает возможность предоставления права на использование программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем на лицензионной основе, в том числе, в соответствии с требованиями законодательства, для государственных нужд.Режим коммерческой тайны для ноу-хау позволяет включать их в гражданский оборот точно так же, как любые другие объекты интеллектуальной собственности. На сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) существует раздел для малых и средних предприятий, в котором размещается информация, имеющая отношение непосредственно для данной категории хозяйствующих субъектов на разных языках, в том числе на русском ( http://www.wipo.int/ малого и среднего бизнеса / RU / ). В данном разделе представляют интерес практические бизнес ситуации и примеры, в частности проект Панорама ИС, представляющий собой курс обучения по использованию и управлению интеллектуальной собственностью в стратегиях ведения бизнеса для малых предприятий (http://www.wipo.int/sme/en/multimedia / ippanorama_advanced_certificate_course.html ). Большое значение для МСИП имеет соблюдение всех необходимых процедур, связанных с правовой охраной РИД, а также обеспечение требуемого высокого технического уровня и конкурентоспособности разработок. В первую очередь это касается правовой охраны полученных РИД, в том числе при выборе процедуры патентования, принятию мер по правовой охране объектов в режиме коммерческой тайны, обеспечении прав на программы для ЭВМ и топологии интегральных микросхем. Под РИД в научно-технической сфере, в отношении которых в соответствии с Кодексом возможна правовая охрана, понимаются следующие результаты:
  • объекты патентных прав, отвечающие установленным требованиям к изобретениям и полезным моделям, и РИД в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным требованиям к промышленным образцам ( . ст 1349 Кодекса);
  • объекты авторских прав, отвечающие требованиям, установленным к программам для ЭВМ и базам данных ( ст.1259-1261 Кодекса);
  • секреты производства (ноу-хау), которыми признаются сведения любого характера (производственные, технические и другие), имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны ( ст 1465. Кодекса);
  • топологии интегральных микросхем, которыми признается зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними ( ст. 1448 Кодекса).
Правообладателями исключительных прав на созданные в МСИП РИД при соблюдении определённых законом условий могут являться:
  • автор (работник, выполняющий свои трудовые обязанности или конкретное задание работодателя);
  • работодатель (подрядчик, исполнитель работ по договору подряда или по договору на выполнение НИОКР);
  • заказчик работ по договору подряда или по договору на выполнение НИОКР, при выполнении которых получен охраноспособный РИД, и / или организация, финансирующая (полностью или частично) работы, при выполнении которых получен РИД;
  • Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту;
  • третьи лица, в том числе любые физические и юридические лица, обладающие исключительными правами на РИД на законных основаниях, в том числе получившие исключительные права по договору отчуждения или в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) и при обращении взыскания на имущество.
Распределение прав на РИД, созданные по договору или государственному контракту, регулируется нормами Кодекса. Раздел VII Кодекса регламентирует распределение прав на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана как РИД (интеллектуальная собственность). При этом распределение прав на результаты, созданные за счёт бюджетных средств, имеет дополнительные особенности по определению обладателя интеллектуальных прав.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.