Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблемы коммерциализации научных исследований и направления их решения



Необходимость перехода к инновационной экономике, реализованного в широких масштабах развитыми странами, постепенно признается и в России как на государственном уровне, так и бизнесом. Однако темпы перехода крайне медленны. Опыт сторон, стартовавших в коммерциализации инновационных проектов, показывает, что на этом пути имеется множество препятствий. К глобальным барьерам можно отнести длительный период вывода продукта на рынок, значительные технологические риски при неясных выгодах на старте работ, высокую себестоимость разработок и внедрения инноваций, сложность масштабирования лабораторных результатов, сложность правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности. Наряду с глобальными барьерами имеется и ряд специфических черт для России. Это невозможность для малых и средних компаний получить кредит из-за их низкой залоговой стоимости по оценкам банков, высокой стоимости кредитов, отсутствии институтов и инструментов финансирования сложных наукоемких проектов, прежде всего государственно-частного партнерства. Часто для авторов разработок неприемлемы прямые инвестиции со стороны крупных компании, поскольку эти инвестиции обусловливаются передачей инвестору прав на разработку.

 

Главными проблемами также являются:

1. Недостаточная активность частного бизнеса во внедрении новых технологий в производство, так как они обусловливают относительно более высокие риски;

2. Необходимость создания «с нуля» многих рыночных сегментов для развития инновационных отраслей. В основном естественные монополии, сформировавшиеся на базе отраслей (газовой, электроэнергетики и железнодорожного транспорта) своевременно осознали ведущую роль науки в условиях рыночной экономики и они не только сохранили доставшийся в наследство научно-технический потенциал, но и продолжили его наращивание в перспективных направлениях [15]. Несмотря на то, что государство в некоторой степени финансирует различные научные разработки - этого недостаточно.

3. Сегодня спрос на инновации сокращается. Все меньше промышленных предприятий внедряют инновации:

2011 г. – 10,6% (данные ВШЭ);

2012г. – 9,4% (данные ВШЭ);

2013г. - 9,3% (данные НАИРИТ на октябрь 2013 г.).

Если сравнить с другими странами то, в Греции этот показатель составляет 23%, в Португалии – 39%.

Предприятия реальной экономики (и в этом ряду не только средние российские предприятия, но и такие «монстры», как РЖД, «Газпром») не включают инновационные продукты в свои бюджеты потому, что у них нет денег на перевооружение: в цехах подчас стоит оборудование не только 50– и 60-х годов прошлого века, но и 30-х. А из малых российских предприятий всего 4% внедряют инновации и только 0,5% организаций, внедряют принципиально новые продукты (в ведущих зарубежных странах этот показатель больше на порядок – примерно 5%). Отсюда упущенная выгода от инновационного отставания – $1214 млрд в год.

Но тем не менее спрос на российские инновации в мире не ослабевает: крупнейшие корпорации активно создают в России свои исследовательские подразделения отсюда - утечка мозгов .

Проблемы активизации процесса коммерциализации технологий в России состоят в логике согласования решений в экономической, юридической и организационной сферах. Также следует активизировать инновационную деятельность.

Необходимо ускорить разработку и принятие Федерального закона «Об инновационной системе Российской Федерации». В проекте закона важно предусмотреть участие Российской академии наук в развитии инновационной системы, поскольку РАН исторически является системообразующим элементом российского сектора исследований и разработок.

Наряду с этим необходимо разработать и принять федеральный закон прямого действия, который обязывал бы все без исключения компании направлять определенный процент от своих доходов в общенациональный Фонд модернизации и технологического развития страны. Причем, сумма отчислений в этот Фонд уменьшалась бы на тот объем средств, который компания тратит на решение своих собственных инновационных проблем, включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Параллельно с законодательным установлением основ инновационной системы необходимо вводить дополнительные меры стимулирования инновационной деятельности бизнеса.

Среди них — субсидирование процентных ставок на приобретение новых технологий, патентов, лицензий и современного оборудования. Особый упор следует сделать на поощрение приобретения предприятиями новых технологий. 70% предприятий почти всех отраслей предпочитают прочим видам инноваций лить закупку машин и оборудования. Разумеется, господдержка должна предусматривать и налоговые льготы. Одним из наиболее эффективных механизмов стимулирования инновационных предприятий, особенно малых, является снижение налогов, предоставление налоговых каникул, инвестиционного налогового кредита. Необходимо также освободить вновь создаваемые малые инновационные предприятия в первые два года деятельности от уплаты налога на прибыль.

Неумение превращать интеллектуальный потенциал в активы (лицензии, права интеллектуальной собственности и бренды) приобрело характер одной из основных проблем инновационной сферы России. Подталкивает к тому, чтобы активно заняться этими вопросами, и принятый закон, разрешающий вузам создавать коммерческие структуры. Этот закон может стать серьезным импульсом развития венчурного предпринимательства в России.

Новые, нетрадиционные идеи нужны и для кадрового обеспечения модернизации и технологического развития страны.

Заключение

Инновационная деятельность очень важна на предприятии, так как в современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций.

Инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).

Необходимо решить проблемы, связанные с коммерциализацией инноваций предприятиями, эффективного взаимодействия науки и предпринимательства, барьерами введения новшеств.
Несмотря на то, что все говорят о переходе на путь инновационной экономики, темпы перехода очень низкие, чему способствует ряд проблем.

 

 

Список литературы

1. Белоусов, В.Л., Мыльникова, А.Н. О механизме коммерциализации результатов научно-технической деятельности// Инновации, 2009. - №11. – с. 66-69.

2. Примаков, Е.М. Некоторые проблемы инновационного развития России// Инновации, 2009. - №10. – с.48-49.

3. Костина, Г.Д., Андрианова, Н.А., Андрианов О.З. Организационные основы коммерциализации инновационного продукта// Инновации, 2011. - №7. – с. 95-99 .

4. Ляпина, С.Ю., Первакова, Е.Е., Снесарева, Е.В. Корпоративная культура и инновации в компании// Инновации, 2010. - №12. – 102-106.

5. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. – 453с.

6. Экономический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic/academic.ru/dic.nsf/econ dict/7570

7. Словарь: Lingvo Universal(En-Ru). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lingvo.ru

8. Глоссарий В.И. Макарова. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.multitran.ru

9. Коммерциализация технологий (исследований и разработок). [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ras-stc.ru/commerce

10. Рыжик, Н. А. Управление инновациями в системе маркетинга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.phlygnikova.ru/Pyblikacii/Upr-inn/index.html

11. Ильенкова, С. Д. Инновационный менеджмент. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://exsolver.narod.ru/Books/Management/Innov_man/c4.html

12. Виды инноваций и их классификация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sfu-kras.ru/innovation/reference/class, http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_46285CFA-A104-4DB1-8508-FFA0CD2530D3.html

13. Комков, Н.И., Балаян, Г.Г., Бондарева, Н.Н. Требования и условия оценки эффективности бизнес-инноваций в условиях рыночной конкуренции // Научные труды ИНП РАН под ред. А.Г. Коровкина. - М.: Макс-Пресс, 2005.

14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. ras-stc.ru

15. Комков, Н.И., Бондарева, Н.Н. Проблемы коммерциализации научных исследований и направления их решения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2007/1/02

16. Коммерциализация инноваций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russiantechnology.ru/index.php?module=articles&articleid=40

17. Комков, Н.И., Ерошкин, С.Ю., Кравченко, М.В. Анализ и оценка перспектив перехода к инновационной экономике // Проблемы прогнозирования, 2006. - № 6.

18. Наука России в цифрах 2005. - М.: ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2005.

19. Инновационная отрасль в России – итоги 2008 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nanonewsnet.ru

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.